От Хлопов Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 05.08.2007 00:39:00 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

Новая книга. Драма русской истории. И.Я.Фроянов

Фроянов И.Я. Драма русской истории: На путях к Опричнине / СПбГУ; отв.ред. Ю.Г. Алексеев. - М.: Парад, 2007. -952 с.
https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Pavlov/(070805002315)_Drama.doc

И.Я.Фроянов Драма русской истории
[222K]

-----------------------------------
Тело изнемогло, болезнует дух,
раны телесные и душевные умножились,
и нет врача, который исцелил бы меня.
Ждал, кто бы поскорбел со мной, но не явилось
никого, утешающих я не нашел.
Злом заплатили мне за добро,
ненавистью — за любовь.

Царь Иоанн IV
--------------------------
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга имеет не случайное название — «На путях к Опричнине». Оно, по мысли автора, указывает на относительно сложный и длительный характер предыстории этого учреждения. Вот почему нельзя согласиться с теми историками, которые искусственно укорачивают время формирования исторических предпосылок введения царем Иваном IV Опричнины. Так, Р.Г.Скрынников, известный знаток эпохи Ивана Грозного, заявляет: «Только всестороннее исследование политического развития Российского государства во второй половине XVI в. позволит дать обоснованный ответ на вопрос о сущности репрессивного режима опричнины и значении террора с точки зрения исторических судеб страны».

Верно то, что без исследования политического развития России во второй половине XVI века невозможно понять суть Опричнины. Однако данное исследование, даже всестороннее, не способно предложить мотивированный ответ на вопрос, чем обусловливалось и какие исторические задачи решало установление названного института, не способно потому, что события, приведшие к Опричнине, возникли еще во времена Ивана III, причем не только и не столько в сфере сугубо политической, сколько в сфере религиозно-политической. Поэтому надо помнить, что появлению Опричнины предшествовал достаточно долгий период религиозно-политического развития, начавшийся в конце XV века с появлением на Руси ереси «жидовствующих» и завершившийся в середине 60-х годов XVI века учреждением Опричнины. Перед нами единый и цельный, насчитывающий многие десятилетия, период, не подлежащий с точки зрения интересов исследования хронологическому делению.

К сожалению, историки мало считаются с этим обстоятельством, и если пытаются найти истоки Опричнины, то обычно не идут дальше 50-х годов XVI столетия, как это делает, например, Д.Н.Альшиц, усматривающий в реформах Избранной Рады «ступени, которые в перспективе вели к опричнине, создавая предпосылки и условия для перехода к ней». Исторические корни Опричнины лежат гораздо глубже, чем кажется исследователю. Они уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала своеобразной формой его самозащиты.

При таком подходе выявляется важная роль внешнего фактора в истории России. Наша историография, особенно советская, много сделала полезного по части изучения внутренних причин исторической эволюции Русии XVI века. Однако она, находясь под неусыпным надзором марксистско-ленинской методологии, на этом, по существу, и замкнулась. Сейчас предпринимаются первые попытки выправить положение, чтобы восстановить значение внешнего фактора в истории России Ивана Грозного. Но они в основном связаны с областью международной политики и военных действий, что явно, на наш взгляд, недостаточно для правильного разумения событий царствования Грозного. Весьма существенным здесь представляется культурный аспект, выдвигающий на первый план духовный фактор. Речь здесь идет не о личном духовном мире царя Ивана, определявшем его поведение, и даже, если смотреть шире, не о мировоззрении Грозного как носителя категорий русской средневековой культуры,5 а о конкретной борьбе на церковной и государственной почве - борьбе, носящей религиозно-политический характер. От исхода этой борьбы зависело тогдашнее настоящее и дальнейшее будущее России.

И последнее. Настоящая книга выходит из печати в год 460-летия венчания на царство великого князя московского Ивана Васильевича Грозного, завершившего созидание самодержавной монархии в России. Памяти строителей «Российского Самодержавства», известных и безымянных, посвящается эта книга.