>>В современной жизни женщину заставляют выходить на работу и следовать «моде» на бездетность сложившиеся в обществе нравы, стереотипы и культурные нормы и идеология. На Западе если у тебя нет мед. стаховки, и ты кушаешь на 10 евро в неделю (подвергаясь риску оставить без мужа жену и без отца детей), - никто не заметит, не узнает. А вот если у тебя не будет автомобиля - это все заметят. Проблема, видимо, в том и состоит, что эти общественные стереотипы потребления несовместимы с жизнью русского народа. Да и с жизнью западных народов надолго ли они совместимы? Следовательно, главная проблема - в общественном сознании, в идеологии западного общества, а не в материальной сфере.
>
>Всякая мода предполагает наличие референтной группы, являющейся общественным носителем этой моды. Если существует мода "на бездетность", значит существует социальная референтная группа, аутентично выражающая соответствующие установки на "бездетность".>
Есть такая группа. Это шоумены и шоувумены.
> Вы же вместо обозначения этой группы выносите проблематику на уровень знаков - "нравы, стереотипы, культурные нормы".>
Размер статьи ограничен. Если туда еще вбухать и понятие референтной групы, то...
> Либо нет никакой моды на бездетность, либо если таковая существует (в чем я лично глубоко сомневаюсь), то укажите рефернетную группу "бездетности". Ясно, что это как минимум те, кто ставит материальный успех и социальный статус выше "продолжения рода". В эту группу можно включить маргинальный элемент - геев обоего пола, проституток, а также "биологических изгоев" - лиц, не способных к зачатию. Апология бездетности - тягость воспитания детей. И эта тягость лишь отчасти обусловлена экономическими причинами. Например, людям элементарно не хватает времени на детей. Свободное время люди предпочитают тратить на себя, уткнувшись в телевизор или просиживая в кабаках ("нравы и стереотипы"). Чтобы рационализировать биоэгоизм и дефицит чувств они придумывают "моду на бездетность", вымещая неспособность родить или воспитать на более благополучных в этом отношении в форме насмехательства ("культурные реакции").>