250 лет назад М.В. Ломоносов писал: "Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей". Эти слова вдвойне актуальны сегодня. Население России быстро сокращается как за счет падения рождаемости, характерного для всех относительно развитых стран, так и за счет сокращения срока жизни, характерного для беднейших стран Третьего мира. С 2007 года в России начнется убыль способного к труду населения. На пенсию будут выходить люди, появившиеся на свет в период, когда рождаемость была высокой, в трудоспособный же возраст будет вступать немногочисленная молодежь. По мнению Крупнова (2005), убыль населения не будет особенно заметной вплоть до 2009 года — на 100 тысяч в год, затем начнется обвал, сокращение по миллиону в год, а с 2015 по 2020 год убыль населения составит уже 1,5 миллиона человек в год. ООН прогнозирует, что к 2050 году из нынешних 143 миллионов в России останется в лучшем случае 113 миллионов жителей, а в худшем 96 миллионов человек, в основном пожилого возраста. Нехватка рабочих рук и перегрузка пенсионной системы грозят новым экономическим кризисом (Миронов, 2005)[1].
1. Введение
Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой, получившей в специальной научной литературе название «русский крест» (Римашевская, 1999; Вишневский и др. 2003). Название этого явления связано в перекрестом графиков рождаемости, которая резко снизилась, и смертности, которая резко выросла. Изменив свои направления, эти кривые образовали своеобразный крест (Рис. 1)[2]. Если обратиться к графику, то видно, что с 1986 по 1994 гг. смертность в России выросла с 10?(смертей на 1000 чел. в год) до 15?, уровня, аномального для развитых стран. Рождаемость же упала более чем в два раза – с 17? до 9?. В 1991–1992 гг. смертность сравнялась с рождаемостью, а вскоре и значительно превысила ее, что привело к ежегодной естественной убыли населения (Рис. 1).
По этому поводу на страницах печати появилось множество статей, обсуждающих демографический кризис в России. Их авторы, по сути, разделились на два лагеря. Одни – патриоты – отстаивали идею геноцида собственного народа со стороны правителей нынешней России, другие видели убыль рождаемости, но считали ее естественным процессом, независимым от общественно–политического строя. Не только данный вопрос, но и в целом анализ исторического контекста динамики народонаселения в СССР и в нынешней России был, к сожалению, основательно идеологически нагружен (Харчев, 1979).
Попробуем же без эмоций разобраться в сути проблемы. Сразу скажу, что мы не профессиональные демографы, и наши выводы могут где-то показаться дилетантскими, но иногда взгляд неспециалиста, незамутненный существующей в науке парадигмой, может стать полезным для проявления сути вопроса. По крайней мере, в науке большинство неожиданных открытий делается именно дилетантами (Barker, 1993).
В данной статье будет сделана попытка рассмотреть влияние как имевших место в прошлом, так и происходящих сегодня социальных изменений в России и в мире, на формирование низкой рождаемости населения. Эта проблема названа вторым демографическим переходом и существует во многих странах. А в следующей статье мы рассмотрим причины низкой рождаемости и высокой смертности в нашей стране и попытаемся обрисовать возможный выход из демографического кризиса в России.
2. История проблемы
Современные демографы рисуют следующую картину исторического изменения проблемы народонаселения.
В период с 8 тысячелетия до нашей эры до XV века нашей эры население Земли было небольшим и росло очень медленно. Для данного периода характерны очень высокий коэффициент рождаемости около 40- 45?, и очень высокая смертность 30-35?, и в результате имелся низкий естественный прирост населения. Это было связано с низким уровнем развития медицины, плохими санитарно-гигиеническими условиями жизни, с часто возникавшими эпидемиями, и голодом. В связи с этим существовали периоды, в которых численность населения мира не росла (200-400 гг., 1200-1300 гг.), а, например, с 1300 по 1400 гг. численность населения снизилась в 4 раза из-за эпидемии бубонной чумы. К 1000 г. насчитывалось 275 млн., к 1500 г. - 446 млн., к 1800 г. - 906 млн., к 1900 г. - 1608 млн., к 1970 г. - 3698 млн., к 1990 г. - 5292 млн. человек (Борисов, 1999; Вишневский, 1982). В начале XIX века в наиболее экономически развитых обществах Западной Европы и Северной Америки демографическая ситуация меняется. Развитие медицины, распространение знаний о правилах элементарной гигиены, успех в борьбе с эпидемиями привели к существенному снижению детской смертности.
В начале развития человеческой цивилизации высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью. Высокие показатели рождаемости были характерны для традиционных, доиндустриальных, аграрных обществ. В условиях примитивных сельскохозяйственных технологий наиболее быстрым способом "поднять производство зерновых" было простое увеличение числа работников в поле. Женщины в этих обществах рожали каждый год, сама идея планирования семьи отсутствовала, а стремление иметь много детей поощрялось обычаем, церковью и властями. Естественным клапаном, предохранявшим такие общества от перенаселенности, были крайне высокая детская смертность, эпидемии, продолжительные войны и голод.
В современном мире условно можно выделить два основных типа воспроизводства населения. Один из них характеризуется средними и даже низкими показателями рождаемости и низкими показателями смертности и замедлением или стабилизацией темпов роста населения ("демографическая зима"). Он характерен для экономически развитых стран мира. Другой тип воспроизводства населения характеризуется очень высокой рождаемостью, снижением смертности и соответственно высокими темпами прироста населения ("демографическая весна"). Этот тип воспроизводства в своей крайней форме характеризует понятие демографический взрыв (резкое увеличение естественного прироста населения) в таком случае государством принимаются меры по уменьшению роста населения (например, материальные поощрение однодетных семей и т.п.), т.е. проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости.
Существует концепция демографического перехода – концепция, применяемая в современной демографии для объяснения смены типов воспроизводства населения. В первой фазе демографического перехода, которая к середине XX в. была завершена промышленно развитыми странами, снижение коэффициента смертности опережает снижение коэффициента рождаемости (последний некоторое время может вообще не снижаться и даже расти), в результате чего коэффициент естественного прироста населения увеличивается до наибольшего значения. Во второй фазе коэффициент смертности продолжает снижаться и достигает наименьшего значения, но коэффициент рождаемости снижается еще быстрее, в силу чего прирост населения постепенно замедляется. В это время помимо очень низкой рождаемости, обращает на себя внимание более позднее вступление в брак и рождение детей, распространение альтернативных вариантов организации семейной жизни, в частности, нерегистрируемых браков и внебрачных рождений и т.п. Для третьей фазы характерно повышение коэффициента смертности, обусловленное демографическим старением, и одновременное замедление снижения рождаемости. К концу третьей фазы коэффициент рождаемости приближается к уровню простого воспроизводства населения, а коэффициент смертности остается ниже этого уровня, т.к. возрастная структура еще не стабилизирована и имеется повышенная доля возрастных групп с низкой смертностью. Теоретически, в четвертой фазе коэффициент смертности повышается, сближаясь с коэффициентом рождаемости, и процесс демографической стабилизации заканчивается. На самом деле, пока нет ни одного примера стабилизации воспроизводства населения. Процесс идет не в соответствии с теоретическими воззрениями, возврата рождаемости к показателям, обеспечивающим воспроизводство населения, не происходит, и начинается депопуляция.
Демографические переходы в Южной Америке и Азии несколько другие, чем в Европе (Bongaarts and Watkins, 1996), – они происходят более быстро и начинаются при более низком уровне экономического благосостояния, чем в свое время было в Европе. Это связано с широким уровнем развития средств массовой информации (1), массовым и быстрым внедрением средств контрацепции (2), широкой пропагандой идей низкой рождаемости и контрацепции со стороны международных организаций (3). Телевизор в жизни многих стран Латинской Америки получил такое значение, что везде и всюду, в кафе и на стоянках, на бензозаправках люди там буквально прилипают к экрану телевизора (Richerson and Boyd, 2005).
Наконец, А. Ландри выделил три режима воспроизводства населения и 3 стадии демографического перехода (цитируется по Вишневский, 1982). 1. «Примитивный режим» – высокая рождаемость, колебания численности населения зависят от смертности, обусловленной недостатком или избытком продовольствия; иррациональность брачного, репродуктивного поведения. 2. «Промежуточный режим» – под влиянием развития медицины, технического прогресса, гигиены смертность начинает снижаться. Появляются тенденции к изменению репродуктивного поведения: сначала через откладывание браков, затем посредством внутрисемейного регулирования; переход к рациональности поведения в сфере брака и семьи. 3. «Современная эпоха» – в обществе преобладает тенденция массового внутрисемейного планирования числа и сроков рождения детей; брачное и репродуктивное поведение максимально рациональное.
3. Демографические показатели
Чтобы судить о динамике народонаселения, необходимо иметь аппарат для измерения этого процесса. В демографии разработаны статистические показатели – математические модели, позволяющие вывести характеристики воспроизводства населения из заданных условий. Эти модели используются, в частности, для прогнозов населения и его перспективного исчисления.
С точки зрения воспроизводства населения важным показателем является суммарный коэффициент рождаемости (число детей на каждую женщину за весь фертильный возраст) и число внуков, которое в среднем имеют старики. Последний параметр показывает пенсионную нагрузку на работающее население. Отметим, что для сохранения численности населения нужно, чтобы на каждые 100 женщин рождалось 210-220 детей - с учетом того, что не все они сами оставят потомство. Наиболее же точным показателем, характеризующим воспроизводство населения, является среднее число родившихся в данном календарном году девочек (на одну женщину), доживающих до среднего возраста рождения детей (при сохранении возрастных коэффициентов смертности на уровне данного календарного года) – так называемый нетто-коэффициент: численность поколения девочек, приходящих на смену поколению матерей, то есть родившихся и доживших до среднего возраста матери (он обычно находится в интервале от 25 до 30 лет). Этот показатель используется демографами для оценки долгосрочных тенденций воспроизводства населения.
Если нетто-коэффициент >1 (на смену одной матери приходит больше одной дочери), говорят о расширенном воспроизводстве, при котором население растет. Если нетто-коэффициент <1, воспроизводство суженное, население сокращается. При простом воспроизводстве нетто коэффициент равен 1 - на смену поколению матерей приходит точно такое же по численности поколение дочерей, численность населения не меняется (Борисов, 1999).
4. Причины падения рождаемости
Снижение рождаемости обычно объясняют следующими основными причинами: 1) урбанизацией, 2) общим повышением благосостояния семьи (социальной группы, государства, этноса), 3) успехами современной медицины в снижении детской смертности и в распространении и общедоступности надежных методов контрацепции и медицинского прерывания беременности, 4) общим снижением генетического здоровья населения, ведушего к росту бесплодных мужчин и женщин, особенно в "богатых" странах, 5) распадом традиционной семьи, 6) эмансипацией женщин, их вовлечением в трудовой процесс, 7) повышением культурного уровня населения, 8) наличием эффективной системы социальной защиты вообще, и пенсионной системы, в частности, – что делает ненужным заботу о старости, 9) религиозным фактором, 10) политикой правящих элит. Попробуем проанализировать, какая из них наиболее важная.
Следует отметить, что все эти факторы очень сильно связаны между собой, и их влияние очень трудно отделить друг от друга. Так, рост современных городов, по сути, означает внедрение современных культурных установок Запада. Это можно проследить на примере Сингапура, где в течение 40 лет при том же самом показателе урбанизации рождаемость резко упала среди всех трех главных этнических групп (китайцев, индусов и малайцев). Распад же "расширенной" традиционной семьи коррелирует с развитием пенсионной системы и означает, что бабушка с дедушкой предпочитают жить для себя и путешествуют по миру, вместо того чтобы нянчить внуков. С другой стороны, разрушение традиционной семьи связано с проникновением в общество западной культуры: в основном, именно западная культура создает новое отношение к сексу, когда он не означает автоматически брака и рождения детей. Эмансипация женщин дает возможность для женщины делать собственную карьеру наравне с мужчинами, а значит, и быть экономически независимой (в результате чего брак и рождение ребенка откладываются "до удобного момента"), коррелирует с развитием системы яслей и детских садов. Повышение материального благосостояния означает и рост материальных запросов - если наши прадеды были готовы растить детей в коммуналках, то сейчас совместное проживание двух поколений (молодожены и их родители) в одной квартире становится все более редким: перед тем, как заводить детей, пары стремятся заработать на собственное жилье, автомобиль, "пожить для себя" и т.д. Вполне возможно, что вычленить главный из этих нескольких факторов, действующих в направлении снижения рождаемости, и не представится возможным.
5. Урбанизация и рождаемость
Начнем наш анализ факторов, приводящих к снижению рождаемости, с урбанизации.
Обычно все сходятся на том, что рождаемость у горожан примерно в полтора раза ниже, чем в сельских районах. Объясняют это тем, что на селе дети – это помощники, а в городе – просто дополнительная обуза и нагрузка на семейный бюджет. В том смысле, что крестьянские дети с ранних лет включаются в производственный процесс, а городские почти до совершеннолетия болтаются без особого дела. Например, в Англии, когда на мануфактурах широко использовался детский труд, то и у горожан была высокая рождаемость. Так ли это? И, вообще, что имеется в виду под урбанизацией?
Слово УРБАНИЗАЦИЯ (англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город) обычно используется в двух смыслах. В широком смысле урбанизация – всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Это многомерный демографический, социально-экономический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общества и территориального разделения труда. В более узком, статистико-демографическом понимании урбанизация (а точнее, урбанизация населения) – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения, доли горожан в общей численности населения – в стране, регионе, мире, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность. Урбанизация как распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения – составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Урбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов (торговли, обслуживания населения по городскому образцу и др.). Так, несоразмерный рост столиц ряда государств Азии и Африки связан с особым типом урбанизации, который отличает массовая тяга в большие города крестьян, надеющихся избавиться в них от голода и нищеты. Приток сельского населения в города, как правило, сильно опережает рост потребности в рабочей силе.
С другой стороны, очень важно определиться, а что же такое город. В энциклопедическом словаре приведено понятие город, которое вызывает множество разночтений. Понятие «город» имеет много смыслов:
1. Демографический, на основе абсолютной численности населения (город – много людей, село - мало).
2. Административный, на основе участия в иерархии управлении территориями (город – где находится администрация территории, село – где администрации нет).
3. Хозяйственный, на основе имеющегося производства (промышленное производство в городе, сельскохозяйственное – в селе)
4. Экологический, на основе экологической устойчивости и ресурсной зависимости/независимости (потребляет внешние ресурсы и вывозит мусор – город, может прожить без всего этого - село). Данное понятие ближе к понятию город в рамках индустриальной цивилизации. Между тем, города существовали задолго до начала индустриализации.
5. Экономически-укладный (производит преимущественно для обмена – город, производит преимущественно для собственного потребления - село).
6. Историческо-регионально-культурный, т.е. классификация определяется мнением местных жителей данной эпохи и данной страны. В мире не существует общих критериев, по которым населенный пункт получает статус "город". Для каждой страны численность населения в населенном пункте, которому может быть присвоен статус города, разнится. Поэтому если для крупных городов понятие город применимо для всех стран, то с малыми городами возникает путаница. Например, малый город в Италии соответствует большой деревне в России. В России, например, городом может быть населенный пункт с числом жителей более 12 тысяч человек, среди которых 85% составляют рабочие, служащие, а также члены их семей (т.е. они не должны быть занятыми в сельском хозяйстве), в Дании, Швеции, Финляндии это может быть поселение с числом жителей более 200 человек. А, например, в Индии городом становится населенный пункт, в котором более 5 тыс. человек, плотность населения не менее 1 тыс. человек на кв. милю и 15% взрослого мужского населения не занято в сельском хозяйстве (Atlante Zanicelli, 2003).
Чтобы избежать недоразумений, определимся, что под городом мы понимаем населенный пункт, где количество населения превышает определенный уровень, который в каждой стране задается, исходя из ее культурных традиций. Город - это крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно- хозяйственные, культурные, управленческие, транспортные и другие, кроме сельскохозяйственной, функции. "Крупность" города измеряется численностью живущих в нем людей.
Влияние урбанизации на демографические процессы проявляется по-разному. В большинстве случаев по мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает, а в дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности (Энциклопедия Кругосвет). Однако в некоторых странах третьего мира (например, в Египте) более высок уровень рождаемости в городах, что объясняется целым рядом социально-экономических, демографических и религиозных факторов, в частности, тем, что в городах более сбалансированное соотношение полов. Почти во всех странах уровень рождаемости у городских жителей, недавно переехавших из сельской местности, выше, чем у давно живущих в городах (если адаптация сельских жителей в городах не сопряжена с большими трудностями).
В России некоторые нерусские народы менее урбанизированы и имеют и более высокую рождаемость. Люди разных национальностей, проживая в городах, могут иметь резко отличающиеся показатели рождаемости. Например, в России за период с 1979 г. по1989 год русские дали отрицательный (–3,9%) естественный прирост. В то же время, армяне, которые в России живут почти исключительно в городах, имели 6,5% естественного прироста (Да и сейчас, по данным итальянского атласа Atlante Zanicelli 2003, Армения относится к группе стран, имеющих прирост населения в пределах 1%, хотя уровень урбанизации там выше 69%, смотри таблицу 1 ниже).
Если урбанизация так уж влияет на рождаемость, то области России с более высокой долей городского населения должны иметь меньшую рождаемость. Между тем, прямой корреляции между рождаемостью и уровнем урбанизации в нынешней России, вроде бы, нет. Возьмем в качестве примера Тамбовскую область. Там доля городского населения в 1999 году была 57,9%, а коэффициент рождаемости 7,2%о. Красноярский край, урбанизация 73,9%, рождаемость 8,9%о. Удмуртия. Доля городского населения 69,7%, а рождаемость 9,6%о ( http://www.perepis2002.ru/content.html?id=11&docid).
С другой стороны, том 12 Переписи населения 2002 года содержит таблицу ( http://www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_12_01.zip), в которой указана рождаемость по регионам, а внутри региона - отдельно по городским и сельским населенным пунктам. Пример: в Белгородской области по городским населенным пунктам рождаемость 1344 ребенка на 1000 женщин, а по сельским - 1877. Т.е. на селе в 1.4 раза (=1877/1344) выше. Более того, во всех 85 исследованных регионах соотношение рождаемости на селе к таковой в городе больше 1 (данные С. Вадова, форум С.Г. Кара-Мурзы). Минимум (1.05) - в республике Ингушетия, максимум - 1.77 в Чувашской республике. Вывод: в России по состоянию на 2002 год место жительство женщины (село/город) прямо коррелирует с количеством детей.
«Попытка объяснить повышенную рождаемость в кавказском регионе влиянием мусульманской культуры на поверку оказывается несостоятельной,» – пишет Д. Зыкин (2005) в своей статье – «Просто доля городского населения российского Кавказа также значительно ниже доли городского населения русских районов. Судите сами, вот три типичных крупных русских региона: 1. Северо-Западный экономический район России – доля городского населения - 87%. 2. Центральный экономический район – доля городского населения - 83%. 3. Урал – доля городского населения -75%"... (это) намного выше среднего уровня по стране». В то же время, уровень урбанизации в 1) Дагестане -43%, 2) Карачаево-Черкесии –37%, 3) Чечне и Ингушетии -43%. Автор делает общий вывод: «Как видим, основная причина резкого снижения рождаемости русских имеет предельно конкретную, материальную причину, и не надо запутывать вопрос абстрактной демагогией о якобы особой детородной мусульманской культуре и кризисе христианства. Это здесь почти ни при чем. Почти. Сбрасывать со счетов фактор культуры было бы неправильно, просто существуют куда более веские, материальные причины. Напрашивается вывод: высокая степень урбанизации (свыше 60%) –это прямой путь к смерти народа. И патриоты должны об этом знать. Если, когда-нибудь они придут к власти, то одной из важнейших задач, которую они должны решить, заключается в том, чтобы без ущерба для промышленного развития страны осуществить «неоаграризацию» России. Для этого необходимо будет сделать жизнь на селе комфортной и привлекательной, а само сельское хозяйство наукоемким». Но адекватен ли вывод автора?
6. Урбанизация и рождаемость за рубежом
А есть ли зависимость рождаемости от уровня урбанизации в других странах? Возьмем Англию конца XIX века – данные из книги Маршала ( http://ek-lit.agava.ru/mar404.htm), который сравнивает рождаемость на селе и в городе и показывает в своих таблицах параллельное падение рождаемости в Англии на селе и в городе в конце XIX века. Возьмем теперь нынешнюю Албанию (данные с сайта Шломо Громана, 28 декабря 2003 года, http://www.languages-study.com/demography/albania.html). «В Албании за последние 13 лет численность населения сократилась на 1,7%. Это единственная мусульманская страна, где число жителей не растет, а уменьшается. Институт статистики Албании назвал одной из главных причин этого явления сокращение рождаемости. По последним данным, которые передает агентство АТА (данные с сайта Шломо Громана, 28 декабря 2003 года. http://www.languages-study.com/demography/albania.html), сейчас в Албании 3.145.000 жителей. По переписи 1990 года население страны достигало 3.286.000. Албания остается в основном крестьянской страной. В городах проживает 1.368.000 жителей, а на селе - 1.777.000. Помимо сокращения рождаемости на сокращение числа жителей страны влияет эмиграция. В 1990 году в Албании родилось 82000 детей, а в 2003-м - около 50.000, что означает сокращение на 39%. «С 1960 года в стране отмечается постоянное уменьшение числа новорожденных. В то время на одну женщину приходилось в среднем пятеро детей, а к концу 2001 года этот показатель сократился до 2,1 ребенка на одну мать», - указывается в сообщении Института статистики. Между тем, более 60% населения страны составляют люди моложе 34 лет. Средний возраст жителя Албании сейчас равняется 30,7 года, а в 1990 году он составлял 27,4.» Итак, Албания – типично сельскохозяйственная страна, но в ней идет падение рождаемости. В Индии в городах до последнего времени рождаемость не была меньше, чем на селе. Следовательно, не всегда падение рождаемости связано с урбанизацией.
В таблице 1, сделанной на основе статистических данных, приведенных в Atlante Zanicelli (2003), показано, насколько в современном мире рождаемость зависит от численности городского населения.
Таблица 1. Соотношение уровня урбанизации и ежегодного прироста населения
в некоторых странах мира
Страна
Уровень урбанизации
Прирост населения в процентах (в 2002 г.)
Уругвай
91
0.7
Монако
100
1,1
Монголия
63
1
Молдавия
46,1
–0,2 (частично иммиграция)
Бразилия
81
1,1
Китай
31
0,9
Куба
75,2
0,4
Гайана
37,6
0,5
Сингапур
100
2,9 (частично эмиграция)
Румыния
56
–0,2 (частично иммиграция)
Словения
50,3
0
Турция
74,1
1,6
Венесуэла
86,6
2
Армения
69,7
0,1
Антиква и Барбуда
37
0,6
Албания
41
–0,3 (частично иммиграция)
Как видно из таблицы 1, никакой четкой корреляции между степенью урбанизации и уровнем рождаемости нет. Например, по степени урбанизации Венесуэла входит в группу стран, в которых урбанизация превышает 80%, а по уровню прироста населения в группу стран, где прирост составляет 2% в год. Сходным образом, Саудовская Аравия, Ирак, Ливан, Израиль входят в группу стран с уровнем урбанизиции 70%, а прирост населения там 2–3% в год (в Ливане даже 3–4%).
Наконец, рассмотрим демографические показатели Италии за 2003 год ( http://www.istat.it). Сравним двa региона: Пьемонт и Абруццо. В Пьемонте население составляет 4,3 млн. В одном только Турине живет 2 млн., половина всего населения провинции. В коммунах с числом населения менее 1000 человек (условно сельское население) в Пьемонте проживало 0,4 млн. человек или 9%. В регионе Абруццо проживало 1,3 млн. человек. В коммунах с числом жителей менее 1000 человек там проживало 0,35 млн. или 27%. Итак, в Абруццо доля сельских жителей очень мелких населенных пунктов почти в три раза больше. Рождаемость же и там и там совершенно одинаковая – 8,5%о.
Итак, в Италии существенной разницы между рождаемостью на селе и в городе нет. Зато есть существенная зависимость от культуры. Приехавшие в Италию албанцы сначала дают высокую рождаемость, а затем она сходит на нет. Огромное значение имеет доступность противозачаточных средств, ну и, конечно, гарантия пенсии. В Италии (как, кстати, и в Японии), нарастает число взрослых детей, живущих до 40 лет с родителями. Один профессор-этнолог из Вены рассказывал автору, что ассимиляция мусульман в Австрии также идет с задержкой на одно поколение: через поколение, если они не живут в одном районе (этническая точка), они быстро снижают рождаемость. Напротив, если мусульмане образуют этнический очаг, например, в Вене, то рождаемость там поддерживается на высоком уровне. Иммигранты в Дании и Голландии даже после 4 поколения, если они живут кучно, имеют высокую рождаемость. Если они не живут общиной, а в таких же домах, но среди аборигенов, то их рождаемость быстро падает до уровня аборигенов. Поэтому ничего не объясняет и фактор так называемой дороговизны выращивания детей.
Очень интересная ситуация с рождаемостью в Израиле ( http://www.languages-study.com/demography/albania.html). Как известно, там живут выходцы из нескольких стран. Есть там давнишние жители Пaлeстины, религиозные фанатики – выходцы большей частью из Польши, выходцы из СССР и выходцы из Эфиопии. Оказалось, что в одном и том же городе и в одном и том же киббуце рождаемость прямо зависит от культурных традиций. Например, религиозные евреи, несмотря на давнее проживание в городах, сохраняют очень высокую рождаемость. Один из нас сам видел в аэропорте Тель-Авива выводок из 15 детей – один за другим. Напротив, независимо от того, где проживают советские евреи (киббуцы или город), у них рождаемость на уровне 2 человек. Эфиопские выходцы дают очень высокую рождаемость, но меньше, чем религиозные евреи. У религиозных евреев есть правило: они не могут перечить богу. Если бог послал сексуальное желание, значит, он хочет ребенка, поэтому они не предохраняются от беременности.
Существует также четкая зависимость рождаемости от особенностей этнической культуры. Приехавшие в Италию албанцы сначала дают высокую рождаемость, а затем она сходит на нет. В Сингапуре рождаемость у малайцев, которые принадлежат к мусульманской религии, значительно выше, чем у менее религиозных малайцев и у китайцев и индусов. Обе последние этнические группы ведут себя в плане рождаемости одинаково – повышение уровня благосостояния у них ведет к существенному снижению уровня рождаемости. В Сингапуре один из авторов беседовал с индусом из Бомбея (сейчас он называется Момбай). Он сказал, что у тех, кто достигает высокого уровня благосостояния, немедленно снижается рождаемость. Не более 1 или 2 детей в семье. И это не зависит от касты. Это зависит от восприятия западных культурных традиций.
Напротив, если мусульмане образуют этнический очаг, например, в Вене, то рождаемость там поддерживается на высоком уровне. Нам могут возразить, что значительная часть мусульман в европейских городах живет по принципу «фавельщиков» (т.е. жителей фавел), а не полноценных горожан. Однако если кто бывал в Западной Европе и видел районы компактного проживания мусульман, то эти районы не вызывают впечатления фавел. Эти районы, например, в Копенгагене и Стокгольме очень даже городские. В США испаноязычные американцы имеют больше детей, чем негры, хотя доли их в городском населении практически не отличаются. Влияет на этот процесс и религия. Так, жители США (Wisconsin) католики в абсолютно одинаковых условиях в среднем имеют на 20% больше детей, чем некатолики (Janssen and Hauser, 1981).
Многие считают, что высокая рождаемость будет всего лишь проявлением архаики и недоразвитости. Между тем на Западе в богатых семьях началось существенное повышение рождаемости. До 3–5 детей. Это связано не с архаикой, а с тем, что многие заботы по воспитанию детей отдаются наемным работникам, часто из числа образованных шабашников из стран СНГ. С другой стороны, если посмотреть историю цивилизаций в пустынях, то можно обнаружить, что, несмотря на так называемую архаику, у них очень большая часть населения давала достаточно малую рождаемость. Основной прирост давала именно элита.
Корреляции между уровнем рождаемости и урбанизации плохо прослеживаются и в прежние времена. Например, Средняя Азия и Междуречье были больше урбанизированы, чем Россия, а рождаемость была даже выше. Испания в Средние века была больше урбанизирована, чем Франция, а росла быстрее. В индийских городах уже многие поколения бедных людей живут и рожают.
На самом деле, имеется существенная связь "современной" урбанизации с западной культурой, с разделением труда и феминизацией. По сути, то, что интуитивно сейчас понимается под урбанизацией, – это именно западная урбанизация. Современная урбанизация – это не просто повышение роли городов, а именно создание городов по западному образцу: с промышленным производством, с разделением труда, с западными – рыночными – принципами хозяйствования, в которых каждый член общества вовлекается в производство, в том числе и женщины, с «правами человека» и сопутствующей этому явлению эмансипацией, а также разрушением традиционной семьи. Традиционную семью можно тоже рассмотреть как предприятие – предприятие по воспроизводству человека. Как на любом предприятии, в семье существует специализация и разделение труда. Женщина рожает и воспитывает детей. Мужчина отчасти воспитывает детей и материально обеспечивает семью (Richerson and Boyd, 2005). Изменение структуры хозяйства при урбанизации приводит и к изменениям в семье: если в XIX веке в России (Энгельгардт, 1999) работа шла семьями (натуральное хозяйство), то сейчас она идет индивидуально - на производстве. Если в натуральном хозяйстве большие семьи способствовали лучшему выживанию, то в обществе с разделением труда уже не нужна большая семья для лучшего выживания. В западном обществе с его рыночными принципами хозяйства, а также «правами человека», ведущими к феминизму и эмансипации, женщины неизбежно вовлекаются в промышленное производство, сферу услуг и другие виды деятельности, причем на полную занятость. Это приводит к тому, что основной «профессией» женщины становится не рождение и воспитание детей, а работа. В итоге происходит падение рождаемости.
Хотя все это и так, тем не менее, «эксперимент» анабаптистов, особенно амишей, показывает, что дело не хозяйстве, а именно в культурной моде. Анабаптисты вовлечены в западное фабричное производство, высокомеханизированное сельское хозяйство, а также в сферу услуг, но при этом они сохранили традиционную семью и имеют высокую рождаемость (об этом мы расскажем чуть ниже).
Итак, прямого и повсеместного влияния урбанизации на рождаемость мы не обнаруживаем. Гораздо большее значение имеют культурные и этнические традиции. Именно они являются причиной снижения рождаемости при увеличении численности городского населения, и это мы попробуем обосновать ниже.
7. Рождаемость и благосостояние населения
Первым и наиболее очевидным предположением о причинах падения рождаемости в современном мире стало предположение, что повышение уровня благосостояния ведет к падению рождаемости – мол, чем богаче живут люди, тем меньше желания иметь детей они испытывают. Объясняют этот феномен тем, что богатые не хотят снижения своего высокого жизненного уровня. А при большом числе детей это неизбежно. Плюс к тому, богатые имеют больше возможностей для так называемого "самовыражения". В том смысле, что "постельные утехи" и дети уже не являются для них чуть ли не единственными удовольствиями в жизни. Ведь есть еще театры, рестораны, круизы, искусство, наука, спорт и так далее. Советские демографы, кстати, тоже любили объяснять постепенное снижение рождаемости в СССР именно этим. Мол, благосостояние советского народа неуклонно растет, а рождаемость, соответственно, падает.
Когда Coаle and Watkins (1986) провели специальное исследование снижения уровня деторождаемости в 600 административных случайно избранных единицах Европы в течение последних 2 столетий, то результат оказался неожиданным. Не удалось обнаружить корреляции между уровнем развития экономики и падением рождаемости. Например, провинции, в которых первыми началось падение рождаемости, были найдены во Франции уже в 1830 году. Хотя наиболее развитой страной того времени была Англия. В Англии и Германии начало падения рождаемости обнаружено на 50 лет позднее. Однако в Германии некоторые районы продолжали показывать высокий уровень рождаемости вплоть до 1910–1920 годов. То же самое произошло с современной Албанией, которая после приобщения к западной культуре резко снизила рождаемость. С 1960 года в стране отмечается постоянное уменьшение числа новорожденных. В то время на одну женщину приходилось в среднем пятеро детей, а к концу 2001 года этот показатель сократился до 2,1 ребенка на одну мать. То есть социальная модернизация может идти раньше, чем развитие экономики.
Интересно, что начало снижения рождаемости четко коррелировало с распространением той или иной культуры. Например, французская область в Бельгии начала снижение рождаемости в 1870, что очень близко к показателю Франции. Тогда как области Бельгии, говорящие на фламандском и гораздо более развитые экономически, начали снижать рождаемость на 40 лет позднее. В Венгрии в XIX веке снижение рождаемости началось раньше, чем в остальной Австро-Венгрии. В Каталонии раньше, чем в остальной Испании, в Бретани и Нормандии раньше, чем в остальной Франции. То есть культурные традиции оказались более значимыми, чем экономические условия.
В развитых странах количество детей в семьях, в большинстве случаев, уменьшается с ростом благосостояния и уровня потребления. В развитых странах в сельской местности преобладает мужское население, в городах - женское, а в развивающихся странах наоборот - женское население преобладает в сельской местности, а мужское - в городах. Итак, высокий уровень благосостояния, как правило, коррелирует со снижением рождаемости.
8. Пенсии и рождаемость
Воздействие на рождаемость фактора зависимости обеспечения в старости от количества детей довольно существенно. Интересно, что Сталин не торопился всем вводить пенсии – долгое время существовали алименты на детей. В сталинское время весьма осуждались разведенные и алиментщики, особенно, если алименты были на содержание родителей.
Если рассматривать пенсионную систему с точки зрения повышения рождаемости, то это вреднейшее изобретение. Институт пенсии "освободил" детей от "инвестиций в будущее", что ещё также скажется в будущем. Зачем задумываться о том, откуда берется пенсия, – ясно, что ее просто платит государство. Зачем вкладывать, если можно получать дивиденды «на халяву»? Логическое следствие – исчезновение потребности в потомстве (см., например, статью «Кубики для взрослых»). А ведь пенсионная система, по сути дела, является экономической пирамидой и может существовать только в том случае, когда на ее нижние этажи постоянно вливаются все новые участники. Самое интересное, что институт общественных пенсий, особенно накопительных, – это тоже изобретение Запада.
9. Успехи медицины. Контрацепция и демография.
Успехи медицины в контрацепции позволили разделить секс (как удовольствие) и его репродуктивные последствия. С другой стороны, в высокоразвитых странах младенческая и детская смертность сведены к минимуму, а продолжительность жизни существенно выросла. Многие считают, что именно распространение контрацептивов есть главная причина падения рождаемости. Так, после войны в СССР тоже были запрещены аборты, численность населения росла достаточно быстро. Потом их разрешили, и, будто бы, начался спад рождаемости. Между тем, в Сингапуре контрацептивы доступны всем, но малайцы рожают много детей, а озападненные китайцы и индусы (особенно с высоким уровнем жизни) мало. Большей частью, один ребенок на семью. Важное значение имеет запрещение абортов, но только частичное. Рост образованности позволяет этот фактор преодолеть. Это было легко нивелировано в Англии конца XIX века. Точно так же сейчас польки легко решают проблему абортов в соседних странах. Из Америки, где очень активны общины, протестующие против абортов, женщины едут в Канаду... Несколько преувеличенными являются и указания на решающий вклад в депопуляцию алкоголизации и наркотизации населения. Здесь также не существует прямой связи.
10. Роль элиты
По мнению некоторых российских патриотов, нынешняя российская элита[3] в существовании собственного народа не заинтересована. Ее благосостояние зависит от «трубы». Для обслуживания «трубы» вполне хватит трех, четырех десятков миллионов, а остальные просто балласт. На каждого жителя России только на отопление расходуется около 3 тонн условного топлива в год. Сократилось население на миллион человек и еще 3 000 000 тонн энергоносителей освобождается для экспорта.
Это мнение, конечно, трудно доказуемо. Однако, по ряду признаков, например, отсутствию реальной поддержки молодых и многодетных семей, по ориентации на приток мигрантов в Россию (см., например, статью Ю.Крупнова «Операция «Мигранты спасут Россию»), можно сделать косвенные выводы об обоснованности такого мнения.
11. Рождаемость зависит от передаваемых и имитируемых культурных традиций
С точки зрения культуры, определяющее влияние на проблему деторождения оказывает сознание человека, которое культурно обусловлено и на которое, в свою очередь, влияют религия и культурные ценности (в том числе, заимствованные из других культур). Например, родительский инстинкт у высших животных, а тем более у человека, не существует – что было доказано на основе экспериментов с приматами. Репродукция у приматов, включая и человека, возможна только на основе научения от старших (в основном, наблюдения). Так, самки, выросшие без матери, не могли даже спариваться, а когда их искусственно осеменили, никаких материнских чувств у них не появилось. Своим детенышам они могли спокойно откусить голову. Выросшая при матери самка шимпанзе жизнь отдаст за своего шимпанзенка, а, выросшая в кресле с соской, между делом откусывает своему детенышу голову.
В человеческом обществе роль воспитания еще больше. Разве случайно, что девочка выросшая в семье без отца, станет матерью-одиночкой с гораздо большей вероятностью, чем ее сверстница из полной семьи? Дети, выросшие у родителей, живущих в т.н. «гражданском браке» или в семьях, где родители несколько раз вступали в брак, не смогут создать полноценные семьи и, скорее всего, будут иметь не более одного ребенка или вообще не заведут детей. Если эта закономерность верна, то сейчас заложена еще одна мина под будущее России.
Поэтому демографические переходы теоретически не являются универсальным процессом, а их практическая всеобщность (имеется в виду его распространение на развивающиеся страны Юга и Востока) есть следствие импорта социальной организации, образа жизни и мировоззрения, сформировавшихся в странах Запада, – заимствования индустриальной трансформации общества. Еще в середине ХХ в. Дж. Колдуэлл предположил, что теория демографического перехода не распространяется на современные развивающиеся страны, т. к. в них иная социальная организация, иной образ жизни, идеология (цитируется по Вишневский, 1982). Так что рождаемость в них снижается и без существенных экономических перемен, но под влиянием «экспорта» европейской «семейной суперструктуры» в развивающиеся страны, под действием «программ планирования семьи», в результате ослабления жесткости ценностно-нормативной системы в этой сфере: моральных норм, обычаев, традиций, религиозных доктрин, направленных на поддержание высокой рождаемости. Поэтому демографический переход в развивающихся странах в наше время может зависеть от быстроты принятия их обществом западных образцов брачного и семейного поведения. Поэтому в этих странах урбанизация часто не оказывает существенного влияния на уровень рождаемости.
12. Наследование и перенос культуры
Ученые выделили две модели, или два альтернативных подхода, описывающие наследование культуры и культурных элементов. Принятие какой-либо из них зависит от масштаба рассмотрения культурного типа данного человека, или от того, какие именно составляющие его культурного типа нас интересуют. Первый подход ограничивается рассмотрением т.н. "целостного типа наследования" (его еще называют вертикальным). В традиционном обществе воспитание ребенка идет в первую очередь через взаимодействие с традиционной семьей (включая многочисленных родственников – теть, дядь, бабушек, дедушек, свояков и свояченниц), а также с непосредственным «общинным» окружением, в котором растет ребенок (в частности, это окружение составляют другие дети, их родители и т.д. - см., например, Леви-Стросс). Второй подход (назовем его горизонтальным наследованием) рассматривает "поэлементный" тип наследования культуры - когда программа поведения человека конструируется как бы из маленьких "кирпичиков" - небольших блоков информации, подверженных возможной замене без коренной ломки основной конструкции. Таково современное западное общество, в котором большая часть информации и стереотипов поведения получается ребенком из некоего «центра» - от ТВ, из кино, из школы с ее школьными программами, т.е. не из традиционной семьи и не из непосредственного окружения ребенка.
Оказалось, что существует совершенно четкая зависимость между переходом от первого типа наследования ко второму, разрушением традиционного общества и спадом рождаемости. Как мы уже писали выше (см. параграф 6), в традиционном обществе с его натуральным хозяйством большая традиционная семья является необходимой. Вертикальный перенос культуры в традиционном обществе способствует закреплению традиций большой и крепкой семьи. Бездетные семьи осуждаются, так как потом общество кормит этих бездетных стариков. Большие и зажиточные семьи уважаемы и являются объектом подражания. Напротив, в современном западном обществе, с его рыночными принципами хозяйствования и «правами человека», где высока атомизированность людей, разрешены разводы, работает накопительная пенсионная система (т.е. каждый живет на то, что он заработал в своей жизни, и дети мешают накопить на спокойную старость), «горизонтальный» перенос культуры ведет к тому, что закрепляются именно стереотипы малых, неполных и бездетных семей, а то и одиноких людей.
Демографический переход связан с возрастанием роли горизонтального механизма наследования культуры с ростом роли школы и увеличением влияния на женщину других, кроме матери и родственниц, женщин. Семья действительно начинает играть гораздо меньшую роль в воспитании детей. Статистически доказано, что люди с более высоким образованием имеют меньше детей. Есть четкие статистические доказательства, что практика низкой деторождаемости «передается» через школу и через рабочее место (Inkeles and Smith, 1974; Jain, 1981). Есть также корреляция между внедрением публичной методически централизованной школы и последующим, через определенный период, падением рождаемости. Чем выше образование, тем сильнее падение. Обратите внимание, что те общества, которые успешно противостоят давлению моды на малодетность, анабаптисты (см. ниже), не пускают детей в средние классы.
Одна из четких корреляций со снижением рождаемости – доступ женщин к образованию. В школах на девочку оказывают прямое воздействие учителя (часто женщины) и другие, которые выполняют престижные роли. Девочки начинают понимать, что не только дети могут дать престиж в обществе. Они понимают, особенно, если обучение совместное, что они могут учиться лучше мальчиков. В конце концов, девочки начинают участвовать в оплачиваемой работе в современной экономике и утверждать свой социальный статус через карьерный рост, а не через рождение детей.
В традиционном обществе женщины получают большую часть своего самоуважения и социального статуса от выращивания детей и выполнения других домашних дел. В большинстве традиционных культур имеется четкая половая асимметрия в выполнении функций. Это ограничивает появление женщин на наиболее престижных ролях. Престижные общественные роли монополизированы мужчинами.
В западной высокоспециализированной экономике для того, чтобы достичь высокого положения, которое дает право на престиж, высокий статус, надо стать профессионалом своего дела. Рыночные отношения и карьерные, феминистские установки, ориентировка на «права человека», как мы уже писали выше, вовлекают и женщин в полное участие в западной экономике. Это требует времени, которое уменьшает время, затрачиваемое на рождение и воспитание детей.
Кроме того, у женщины есть желание и детей тоже сделать престижными. Особенно ярко это желание проявляется в рыночной экономике, в которой престиж напрямую связан с потреблением и просто возможностью выжить, и существует острая конкуренция между людьми. Поэтому детей имеют «меньше, да лучше». Поскольку профессионалы достигают высоких постов и получают высокий престиж, то их начинают копировать, эволюционно имитировать. Особенно в условиях введения общественной пенсионной системы. В традиционном обществе же высокий статус давался по праву рождения, а не по праву достижений, поэтому не было большого стимула копировать поведение знати.
Способность системы престижа распространять демографические традиции путем сдвига в престиже зависит от корреляции между достижениями в современных ролях и нормами малой семьи. Если люди из семей с малым числом детей имеют преимущество при занятии престижной роли, то неродительский горизонтальный путь распространения культуры (поток информации и влияния) будет в основном идти от малых семей.
Многие считают, что все дело только в нехватке времени на воспитание детей – эмансипация женщин ведет к тому, что работающим женщинам просто не хватает времени и сил заниматься рождением и воспитанием большого числа детей. Поэтому и рождаемость снижается. Однако специальное исследование показало, что это не совсем так. При изучении рабочего времени в США (естественно, с учетом всех возможных факторов и их коррекцией) в 1865 и 2000 годах оказалось, что среднее рабочее время сократилось на 3 часа в неделю. Падение рождаемости продолжалось и после того, как большинство женщин стали участвовать в общественном разделении труда. При этом нагрузка на них не возросла, просто американцы стали проводить около телевизора на 5 часов в неделю больше, чем в 1965 году (сейчас они проводят в среднем почти 15 часов в неделю около телевизора, и это время растет, Richerson and Boyd, 2005).
Разрушение традиционной семьи сопровождается и ростом числа разводов – т.е. распадов сложившихся семей. Этот процесс происходит также в соответствии с западными культурными ценностями – «права человека» и «свободы» гражданина неумолимо ведут общество к признанию права человека на развод. Разводы в большой степени приводят к уменьшению рождаемости: далеко не каждая женщина способна взять на себя одну воспитание более одного ребенка. Далеко не каждая женщина, зная о том, что в любой момент муж может попросить развод, возьмет на себя ответственность за рождение двух и более детей (см. например, http://www.demoscope.ru/acrobat/ps50.pdf).
Итак, приведенные данные дают основания полагать, что существует многофакторная взаимосвязь между индустриальным производством, рыночными экономическими отношениями, культурными индивидуалистскими установками, феминизмом, разрушением традиционной семьи и снижением рождаемости. Тем не менее, еще раз подчеркнем, что, как это будет видно на примере некоторых культурных групп, описанных ниже, основную роль в снижении рождаемости играют культурные установки общества. И не село само по себе обеспечивает высокую рождаемость, а защищенность традиционного села от «инфекции» модернистской «моды» на низкую деторождаемость.
Является ли здесь основной причиной детское воспитание в традиционной семье? Скорее всего, нет. Одному из нас известна масса примеров, когда женщины еврейки из СССР, переехав в Израиль, выходили замуж за ортодоксальных евреев, или их мужья становились ортодоксальными иудеями. После этого эти женщины начинали рожать одного за другим ребенка, так как религия евреев запрещает использовать противозачаточные средства. Между тем, эти самые женщины оканчивали школы и институты в СССР и были настроены на карьерный тип жизни. Дети ортодоксальных евреев ходят в те же школы, что и другие дети, но затем часть из них, став ортодоксальными евреями (хотя и не все), также начинают рожать по многу детей. Значит, и школа основной роли не играет. Поэтому самая главная причина в снижении рождаемости – культурная традиция, и общество имеет право защищаться от воздействия «моды» на малое число детей культурными барьерами, как это делают анабаптисты, или путем принуждения к рождению. Эта «мода» также может быть изжита за счет религиозности одного из супругов, что доказывает практика еврейских женщин из СССР, вышедших замуж за ортодоксальных евреев.
13. Мода на бездетность
Влияние «моды на бездетность» на рождаемость прослеживается довольно четко. Попробуем рассмотреть этот фактор более подробно. В 2001 году из 123 случайно выбранных и опрошенных женщин Подмосковья, имеющих двоих детей, на вопрос, хотели бы они иметь третьего ребенка, 87 ответили положительно, однако этому мешают многие причины, прежде всего экономические, но не только – поразило другое: 63 женщины боятся быть непонятыми, стать объектом насмешек, удивления (Слоботчиков, 2001). После либеральных реформ рождение третьего ребенка в семье часто встречало резкое неприятие родителей супругов и родственников, так как материальные условия для воспитания детей резко ухудшились. Подобных историй масса.
В современной жизни женщину заставляют выходить на работу и следовать «моде» на бездетность сложившиеся в обществе нравы, стереотипы и культурные нормы и идеология. На Западе если у тебя нет мед. стаховки, и ты кушаешь на 10 евро в неделю (подвергаясь риску оставить без мужа жену и без отца детей), - никто не заметит, не узнает. А вот если у тебя не будет автомобиля - это все заметят. Проблема, видимо, в том и состоит, что эти общественные стереотипы потребления несовместимы с жизнью русского народа. Да и с жизнью западных народов надолго ли они совместимы? Следовательно, главная проблема - в общественном сознании, в идеологии западного общества, а не в материальной сфере.
Степень воздействия «моды» на бездетность и «моды» на высокую рождаемость во многом зависит от окружения. Рождаемость у обеспеченных арабов и у европейцев зависит от их места жительства. В Европе арабы, даже обеспеченные, если живут вне общины, имеют достаточно маленькую рождаемость. Напротив, обеспеченные арабы в арабских странах имеют высокую рождаемость, поскольку женщины у них имеют особый статус. Напротив, даже проживая и работая в арабских странах, европейцы не перенимают «моду» на высокую рождаемость.
Итак, основным фактором, который позволяет наиболее полно объяснить снижение рождаемости в современных обществах, является фактор передачи западных культурных установок, проще говоря, «мода на бездетность». Если это так, то необходимо найти модель общества, которое путем ограничения заимствования «моды» на бездетность сохраняет высокую рождаемость. И такие сообщества существуют. Речь идет об анабаптистах.
14. Опыт противостояния моде на снижение рождаемости (анабаптисты)[1]
В современном обществе сохранились группы, которые обнаруживают устойчивость к «инфицированию» «модой» на снижение рождаемости. Это консервативные протестанты, консервативные католики и ортодоксальные евреи. Их идеология основана на социальной поддержке больших семей и престиже высокого уровня рождаемости. Это хороший пример для восстановления российского общества. Эти замкнутые сообщества, сумевшие идеологически отгородиться от общепринятой культуры и структуры потребления и таким образом сохранившие достаточный уровень воспроизводства своих популяций, встречаются внутри индустриальных стран. К таковым обычно относятся религиозные и национальные меньшинства. Классическим примером идеологического противостояния соблазнам буржуазного потребительства может служить идеология и практика пуритан Северной Америки, которым, по мнению некоторых историков, Соединенные Штаты, собственно, и обязаны своим возникновением и процветанием в виде самостоятельного государства. Поэтому было бы очень полезно знать опыт противостояния анабаптистов модернистской моде низкой рождаемости. Они это делают настолько успешно, что их опыт нуждается в тщательном анализе. Эти анабаптистские группы имеют культурную практику и веру, которые позволяют не воспринимать культурные нормы общества «хозяев». На каждое воздействие со стороны современного общества, способствующее снижению веры в необходимость высокого деторождения, у анабаптистов имеется соответствующая защита.
Кто такие анабаптисты
Анабаптисты – это представители радикальных протестантских сект, возникших в ходе Реформации. Анабаптисты произошли от немецких протестантов XVI века, которые отвергли идею привязывания религии к государству. Они были сторонниками крещения взрослых и пацифизма. Проповедовали равенство мирян и духовенства. Критически относились ко многим церковным ритуалам. Не признавали крещения младенцев, практиковали повторное крещение, которое оценивали символически, как и причащение (поэтому получили название "перекрещенцы"). По-своему трактовали учение о воплощении Христа и ожидали его близкого второго пришествия. В Библии не видели абсолютного авторитета, считали основой религии личную веру. Отрицали учение о предопределении, полагали, что наделенный свободой воли человек способен самостоятельно преодолеть первородный грех. Из-за своего пацифизма анабаптисты преследовались властями Европы. Их маленькие группы эмигрировали в США (амиши и меннониты) в XVII столетии и в Канаду (хуттериты) в XIX столетии. Эти две группы анабаптистов, Amish (США) и Hutterities (Канада), процветающие и в настоящее время, сохранили очень высокий уровень рождаемости
Несмотря на высокий уровень жизни, люди, живущие в этих группах, оказались не подвержены демографическому переходу. Культурные традиции этих групп анабаптистов успешно блокируют распространение модернистской «моды» на снижение уровня рождаемости. Они до сих пор имеют уровень рождаемости на уровне их наций перед демографическим переходом, уровень же смертности соответствует самым высокоразвитым нациям. Поэтому уровень прироста очень высок. Население амишей выросло с 5000 в 1900 году до 14000 в 1992 году. Удвоение каждые 20 лет. Хуттериты имеют прирост населения 4% в год и удваивают свою численность каждые 17 лет.
Анабаптисты способны регулировать уровень прироста населения в ответ на экономические проблемы. В последние годы высокие цены на землю существенно оказали воздействие на обе группы. Это привело к снижению среднего числа детей в семье хуттеритов с 9 после 2 мировой войны до 6 в ранние 80-е годы. Это связано с тем, что из-за высоких цен на землю устраивать новые колонии стало труднее. Амиши ответили на рост цен на землю уходом в другие отрасли занятости, включая работу на фабриках, нефермерский семейный бизнес, изготовление ручных поделок для туристов, но не снизили рождаемость.
Хуттериты имеют коммунальную экономическую систему, амиши имеют независимых семейных фермеров. Обе эти группы живут зажиточно, но уровень потребления люкс-товаров ими относительно ограничен. Ограничения потребления направлены в пользу поддержки воспитания детей. Поэтому их производство должно быть очень и очень эффективно для обеспечения высокого уровня прироста населения и покупки земли детям. Некоторые архаические черты жизни амишей достаточно широко известны – двухместные легкие лошадные коляски и сельско-хозяйственное оборудование, приводимое в движение лошадьми. Внешне эти группы сохранили крестьянский стиль жизни центральной Европы XVI столетия, в котором они произошли.
Идеология анабаптистов
Анабаптистские семьи очень традиционны. Разделение труда в семье между полами очень сильно и асимметрично, и отец имеет очень высокий авторитет. Мальчики осваивают навыки мужчин от своих отцов и других взрослых мужчин, часто родственников, девочки осваивают навыки женского труда от своих матерей и других женщин сообщества. Женщины находят наибольшее удовлетворение в большой семье, многочисленных детях и содержании домашнего хозяйства. Мужчины гордятся своими большими семьями и тем, что они могут их хорошо содержать, обеспечивать хороший достаток. Такая традиционность и ограничение влияния современной социальной модернистской «моды», главным образом, на девочек, позволяет сохранять высокий уровень рождаемости. Другие консервативные секты не смогли противостоять «инфекции» модернистской «моды».
Основная идея их идеологии: семья как способ жизни. Основой культуры анабаптизма является идея единства с богом. Окружающий мир рассматривается как коррумпированный и достойный смерти. Мир духовный идей должен исключать внешний плотский мир. Эти идеи берут свое начало с XVI века. Сами по себе они не несут какую-то утилитаристскую цель избежать демографического перехода.
Анабаптисты не подвержены идее комфорта. Они защищают свои религиозные ценности. Порождения современной технологии, как правило, избегаются, не смотрится телевизор. Лишь небольшой список технических инноваций допущен в их жизнь. Это не связано с традиционализмом, например, автомобили просто слишком дороги для их повседневной жизни. Они поддерживают высокие стандарты аскетизма, и это важный защитный механизм противостояния потоку модернистских стереотипов поведения. Ценности их идеологии иммунизируют анабаптистов к идеологии потребительства.
Социальная иерархия у анабаптистов
Преследование анабаптизма в государствах Европы и стойкость анабаптистов к преследованиям требовали высокой веры. Поэтому говорят анабаптисты на архаическом немецком языке, носят особую одежду и получают статус в своем обществе на основе критериев, происходящих из их идеологии. Служители церкви амишей избираются по жребию и отправляют культ безвозмездно. Амиши не имеют молитвенных зданий.
Система престижа у анабаптистов существенно отличается от таковой западного общества:
1. Все мужские исполнительные комитеты хуттеритов состоят из проповедников, высших экономических мененджеров и школьных учителей.
2. Священник, 2 проповедника и дьякон возглавляют церковный район у амишей.
3. У амишей несколько наиболее успешных мужчин из числа полных членов сообщества выдвигаются на престижные роли, но избираются они на должность на основе жребия. Задача состоит в том, чтобы предупредить конкуренцию мужчин за статусное место, чтобы слишком успешные не гордились своими успехами. Поскольку сразу несколько мужчин достигают уровня номинации, конкуренция невелика. Организации выше локального уровня слабее, и туда никто не стремится. Поскольку анабаптисты имеют высокий уровень доверия к своей вере, то они не сожалеют о том, что расстались с прелестями внешнего мира.
Культурная изоляция анабаптистов
Культура анабаптистов консервативна и изолирована, но не полностью, от внешнего мира. Анабаптисты отделены от западного общества социально, но было бы ошибкой думать, что эти группы полностью изолированы от современного общества. Например, хуттериты используют современные достижения медицины и современное оборудование, но они очень консервативны во внедрении новшеств в их жизнь. Например, телефоны в основном запрещены. И хотя анабаптисты не отрицают достижений медицинской науки, но заявляют, что власть бога выше. Между тем, жесткая конкуренция с внешним миром оказывает свое воздействие. Новое оборудование требует более квалифицированных работников, и анабаптисты подвергаются все большему влиянию со стороны современного общества. Тем не менее, культурная изоляция анабаптистов от современного общества сохраняется, несмотря на высокий уровень их интеграции в современную экономическую жизнь США и Канады.
Система воспитания детей архаична и основана на уважении к родителям и авторитете учителей. Поведение, которое не соответствует нормам общества, жестко пресекается всеми авторитетными фигурами, начиная с родителей, которые требуют от детей беспрекословного подчинения. В этих маленьких обществах отклоненное поведение подозрительно. Только полное единство в осуждении нарушителей может работать. Если будут исключения, то система быстро развалится.
Полное членство в обществе зависит от полного следования нормам и ценностям анабаптистов. Претенденты на полное членство должны продемонстрировать отличное знание анабаптистской теологии. Они интенсивно опрашиваются старейшинами об их прошлом поведении и намерениях в будущем.
Конечно, молодые взрослые подвержены соблазнам внешнего мира. Именно молодые люди составляют основную массу правонарушителей. Среди амишей в период от 16 лет до первых лет после двадцатилетия является периодом, когда строгий контроль родителей над ними утрачивается, поскольку они еще не приняты в сообщество, но уже закончили школу. Во время этого периода молодые люди пробуют прелести внешнего мира с относительно малым контролем и вмешательством родителей или церкви, поскольку доктрина баптизма подчеркивает свободную отдачу себя в руки церкви. После обряда обета серьезные нарушители наказываются тем, что вся семья от них отказывается, хотя во время периода 16–22 года можно контактировать с нарушителями. Нарушители могут вернуться, но должны подчиниться правилам.
В целом, механизм передачи, наследования культуры у анабаптистов, в основном, традиционный, горизонтальный же способ переноса через школу унифицирован и контролируется сообществом. Анабаптисты участвуют в производстве и разделении труда, но они отгорожены от тлетворного влияния западной культуры. Во многом сходный механизм был использован и в СССР, где долгое время из-за закрытости общества и отгороженности его от западной культуры «мода» на бездетность не имела широкого распространения.
Амиши обычно посылают своих детей в публичные сельские школы. Такая же норма существует и в обществе хуттеритов. В обоих случаях они имеют симпатизирующих им учителей, часть из которых происходит из самих анабаптистов. Это связано с тем, что если имеется компактное поселение анабаптистов, то их дети составляют большинство в данной сельской школе.
Амиши и хуттериты верят, что 8-летнее образование достаточно для их стиля жизни и считают, что старшие дети должны участвовать в практике хорового пения и духовной жизни сообщества. Они считают, что воздействие агрессивных внешних идей в современной высшей школе гораздо более опасно, чем в неполной средней школе.
В 1960 и 70-х годах в школы США был введен показ фильмов и более высокие требования к обязательному образованию. Эти новшества вступили в конфликт с культурными нормами анабаптистов и их желанием оканчивать образование рано. Решение Верховного суда подтвердило право амишей заканчивать образование в возрасте 14 лет. Амиши не смотрят телевизор и кино. Все это ведет к тому, что опасность заражения современными культурными западными установками резко снижена, больше, чем у других детей.
15. Опыт мормонов
Достаточно успешно сопротивляются воздействию идеологии малой семьи и мормоны, но у них организация жизни другая, что обусловлено исторически. Мормонство возникло в первой половине XIX-го столетия в США и вскоре раздробилось на множество групп. Однако в настоящее время оно сосредоточилось в двух ветвях: "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (с центром в Солт-Лейк-Сити, в штате Юта) и "Реорганизованная церковь святых последних дней" (с центром в Индепенденс штата Миссури). С самого начала возникновения мормонства волнения на почве их многоженства не прекращались, пока в 1870 г. правительство США всерьез не занялось этой проблемой. Преемник Йонга, "пророк" Джон Телор, упорно настаивал на праве мормонов иметь по несколько жен и вступил в открытый конфликт с властями. Тогда конгресс США значительно ужесточил меры, и преемник Телора, Вильфред Вульф, наконец, отказался от многоженства ( http://www.bolshe.ru/book/id=2754&page=2).
Секта мормонов построена на жесткой иерархии и руководима "пророком" и "апостолами". Жестокий авторитаризм и подавление личности и инакомыслия, круги многочисленных посвящений, психологическая обработка. Рядовые мормоны не подозревают о существовании и по сей день "ангелов смерти", исполняющих смертные приговоры над людьми, неугодными их секте. Новообращенному вменяется в обязанность находиться в постоянном контакте с миссионерами, ходить на их собрания и "богослужения".
Организационно-территориальная единица местного уровня - «стража» (ward), или приход. От пяти до десяти страж объединяются в «ограду» (stake). Она возглавляется президентом ограды, двумя советниками и высшим советом из 12 человек. Все местные и региональные руководители – миряне, опирающиеся на «всеобщее согласие» соответствующих общин (конгрегаций). Всемирная церковь возглавляется верховным президентским советом, состоящим из президента (одновременно пророка церкви) и двух советников. За верховным президентским советом следует собрание 12 апостолов, собрание совета семидесяти, патриарх церкви. Во всем мире насчитывается более 9 млн. и почти 22 тыс. местных общин.
К отличительным чертам религии мормонов относятся: 1) требование восстановить власть Бога, 2) предоставление священства всем достойным мужчинам для создания широкого круга лидеров, 3) наличие пророка и 12 апостолов, 4) активность в строительстве храмов, 5) умеренность в еде, особо подчеркивается воздержание от употребления чая, кофе, табака и спиртных напитков, 6) уникальная система добровольного миссионерства, 7) убежденность, что дом – основная, священная ячейка общества и церкви, 8) взимание церковной десятины: мормоны отчисляют 10 % своих годовых доходов в пользу церкви, 9) практика многоженства (официально отмененная в 1890), 10) внимание, уделяемое образованию. Мормоны большое внимание уделяют сохранению тела в здравом и цветущем состоянии. Их религия предписывает воздерживаться от курения и спиртных напитков, от чая и кофе — и вообще от всего того, что не полезно здоровью. Большое внимание уделяется браку и деторождению, потому что в произведении новых "божеств" они видят цель своего существования (Энциклопедия Кругосвет).
В настоящее время мормонство стало одной из ведущих религиозных организаций в США, имеет около 6 миллионов приверженцев и миллиарды долларов ежегодного оборота. Требование, чтобы каждый мормон жертвовал десятую часть своих доходов, обеспечивает финансовое благосостояние их организации. Мормоны ведут организованную наступательную проповедническую деятельность по всему миру, имея в разных странах около 30 тысяч миссионеров. И это не удивительно, потому что у них каждый юноша и девушка, достигнув определенного возраста, обязаны два года своей жизни посвятить миссионерской работе.
16. Ортодоксальные евреи
Еще одной культурной группой, успешно противостоящей моде на низкую рождаемость, являются ортодоксальные евреи, которые, несмотря на давнее проживание в городах, сохраняют очень высокую рождаемость. Эти религиозные евреи до сих пор многодетны. Как мы указывали выше, один из нас сам видел в аэропорте Телль-Авива выводок из 15 детей – один за другим. Как уже упоминалось выше, у религиозных евреев есть правило – они не могут перечить богу, и если бог послал сексуальное желание, значит, он хочет ребенка. Поэтому они не предохраняются от беременности. Выходцы из Эфиопии в Израиле также имеют высокую рождаемость, но меньше, чем религиозные евреи.
17. Заключение
Как видим, среди возможных причин снижения рождаемости основной является перенос культурных традиций или своеобразная «мода» на малодетность. Остальные факторы, такие, как урбанизация, повышение благосостояния, успехи современной медицины в распространении и общедоступности надежных методов контрацепции и медицинского прерывания беременности, снижение генетического здоровья населения, повышение культурного уровня населения, введение эффективной системы социальной защиты вообще, и пенсионной системы в частности, являются производными главного. Такие же факторы, как нерелигиозность, распад традиционной семьи и эмансипация женщин, по сути, сами включены в те самые культурные традиции, которые стимулируют распространение «моды» на малодетность. В следующей статье мы попытаемся проанализировать, насколько приложим данный вывод к России.
[1] Раздел написан на основе книги Richerson and Boyd, 2005
ЛИТЕРАТУРА
Борисов В.А. 1999. Демография. Учебник для вузов. М.
Вишневский А. Г. 1982. Воспроизводство населения и общество. Прошлое, настоящее, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика.
Вишневский А.Г., Андреев Е.М. и Трейвиш А.И. 2003. Перспективы развития России: роль демографического фактора. М.: Институт экономики переходного периода
Зыкин Д. 2005. Перерубленный хребет народа. Интернет против телеэкрана.
Крупнов Ю., 2005. Возвращение труда. Сайт Ю.Крупнова
Крупнов Ю., Операция «Мигранты спасут Россию». ч.1 и ч.2
Кубики для взрослых (Демографический этюд с иллюстрациями). Кризис России
Ландри А. цит. По Вишневский, 1982.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. Библиотека «Кризиса России»
Маршал.
Миронов С. 2005. Мост через пропасть. Демографическую."Российская газета", 28 апреля 2005 года.
Римашевская Н.М. 1999. "Русский крест" // Природа. - 1999. - N 6. - С.3-10.
Слоботчиков О., 2001. От чего зависит величие королей. Демографическая политика и демографическая безопасность в системе национальной безопасности государств. ?ЕГЮБХЯХЛЮъ ЦЮГЕРЮ, э 6 (42).
Халтурина Д.А., Коротаев А.В. 2005. России грозит гуманитарная катастрофа. Демографический кризиc: причины и пути преодоления. Полит.ру.
Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
Энгельгардт А.Н. 1999. Из деревни. 12 писем. 1872 – 1987 г. ЛП СПб., 1999 г. 714 с.
Энциклопедия Кругосвет.
Atlante Zanicelli 2003. LIBER AB. Stockholm.
Barker J. A. 1993. Paradigms. The busines of discovering the future. HarperBusiness. New York
Bongaarts J., and Watkins S. C. 1996. Social interactions and contemporary fertility transitions. Population and Development Review 22:639-682. цит по Richerson and Boyd, 2005.
Coаle A. J. and Watkins S.C. 1986. The decline of fertility in Europe. Princeton, NJ. Princeton Univ. Press. цит. по Richerson and Boyd, 2005
Inkeles A. and Smith D.H., 1974. Becoming modern. Individual? changes in six developing countries. Cambridge. MA. Harvard Univ. Press. цит. по Richerson and Boyd, 2005
Jain A.K. 1981. The effect of female education on fertility. A simple explanation. Demography. 18:577-595. цит. по Richerson and Boyd, 2005
Janssen S.G. and Hauser R.M. 1981. Religion, socialization, and fertility. Demography. 18;577-595; цит. Richerson and Boyd, 2005
Richerson P.J. and Boyd R. 2005. Not genes alone. How culture transformed humen evolution. The University of Chicago Press. Chicago and London. 2005. 332 p. ISBN 0-225-71284-2.
[1] Системный и развёрнутый анализ демографической ситуации России содержатся также в работах В.А. Башлачёва, И.А. Гундарова и ряда других, которые были опубликованы в «Золотом льве» начиная с 1998 года. Не соглашаясь с некоторыми выводами авторов о причинах деградации и вымирания русских, Редакция вместе с тем считает полезным знакомство и с настоящей точкой зрения, которая в определенной мере дополняет выводы авторов «Золотого льва» (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).
[2] Рисунки не приводятся.
[3] Применять термин «элита» по отношению к социальной группе, узурпирующей власть и действующей вопреки национальным интересам государства, по меньшей мере некорректно.