Достройка всего
В качестве главного идеологического постулата СПС предлагает достройку России и современного общества
Первая полоса издания СПС «Достройка». Доставляется на дом, бесплатно.
Борьба за массового избирателя приводит к стремительному полевению всех российских партий. Даже тех, которые, считается, исповедуют праволиберальные ценности. Об этом свидетельствует оказавшаяся в распоряжении «НГ» газета «Достройка», учредителем которой является «Союз правых сил». Между тем конкуренты партии Белых заявляют, что СПС не удастся расколоть левый электорат.
«Никита Белых продолжает борьбу за повышение пенсий и зарплат», – гласит передовица издания. Далее следуют резкие нападки на чиновников, призывы распределить средства Стабилизационного фонда по личным пенсионным счетам всех граждан России. Предлагается также революционное повышение зарплат бюджетникам по обычному для левого лагеря рецепту – справедливому перераспределению нефтегазового «пирога» между всеми гражданами. Риторика «Достройки» вполне пошла бы и коммунистам: «Вместе мы – народ!», «За Россию без глупой и ленивой власти!», «Повышение пенсий в 2,5 раза!».
В качестве главного идеологического постулата СПС теперь предлагает достройку России и современного общества. Российские избиратели, которым довелось поучаствовать в последних региональных кампаниях, могут остаться в недоумении: еще в марте партия Белых активно использовала термин «достройка» в отношении капитализма. В газете, приуроченной к парламентской кампании, нет о нем ни одного упоминания. Ничего не говорится и о защите частной собственности и поощрении предпринимательства – альфе и омеге «прежнего» СПС. Об этих постулатах сегодня можно прочитать только в газете «Правое дело», предназначенной для внутрипартийного пользования.
Депутат Антон Баков, возглавляющий штаб СПС, пояснил корреспонденту «НГ», что ни о каком крене идеологии влево речь не идет. «Сегодня мы говорим о более широком смысле слова «достройка» – не только капитализма, но и всего остального, – рассказал Баков. – Когда мы говорили о достройке капитализма, многие воспринимали это как достройку в сфере экономики. Но, конечно, важна достройка и в сфере социальных отношений, и государственного строительства. Мы живем в стране, заметно недостроенной по разным параметрам».
Однако предвыборная борьба неумолимо выталкивает СПС на делянку соперников. В ходе недавнего совета партии главный политтехнолог СПС Леонид Гозман сообщил: «У нас мало избирателей, которых жги, звезды вырезай на спине, а они все равно будут голосовать за СПС». Возможно, партийное руководство убедило собственных сторонников, что это лишь временный «нырок» на чужую территорию.
В предвыборной агитации партии нет места критике действующего президента. Главный своим оппонентом СПС провозглашает «Единую Россию», к примеру, заявляя, что за «спиной Зурабова стоит Грызлов». И это тоже характерно больше для коммунистов. При этом идеологических баталий с левыми партиями практически не наблюдается. «Коммунистические идеи затормозили развитие нашей державы и нашего общества», – вяло отмечается в «Достройке». О существовании «Справедливой России» не упоминается вовсе. Что понятно: заявления СПС во многом копируют идеологические посылы эсэров.
Противники СПС считают, что партия затеяла рискованную игру. «Они могут потерять свой привычный электорат, который уйдет, к примеру, к «Гражданской силе», – отмечает пресс-секретарь «Справедливой России» Александр Морозов. – И не заработать при этом левые голоса. К каким бы политтехнологическим приемам ни прибегала эта партия, она остается праволиберальной, и никак иначе. Перерождение СПС по определению невозможно. Их электорат – это люди, которые ждут от партии большей ориентации на индивидуализм».
Вместе с тем эсэры не исключают, что если СПС будут налегать на левую риторику, то партии удастся отколоть от других структур 1–1,5% левого электората. «Будет очень грустно, если левый избиратель «размажется» по микроскопическим правым фантомам», – сокрушается Морозов. Сами идеологи СПС обвинения в популизме отвергают. «Электорат – он не левый и не правый, – поясняет Баков. – Это политики левые и правые, а электорат – голодный. Ему нужно насущные проблемы решать».