Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Война и мир;
Re: О последнем
>Ссылка на универсальность экономических методов анализа хозяйственной деятельности тянет за собой ряд очень неприятных вещей.
>Экономический анализ, явно или неявно исходит из предположения, что вы знаете или определяете цели и ценности людей, которых "обсчитываете".
Да, конечно. Поскольку он применяется к анализу хозяйственной деятельности, а не чего-либо другого. Например, не к анализу вероисповеданий, художественных методов или сексуального поведения. Рассматривается человек, занимающийся хозяйственной деятельностью. И уж если он ею занимается - вполне достоверно можно предположить, что он хочет заниматься ею максимально эффективно. То есть тратить при этом сил и ресурсов поменьше, а получать побольше (или не побольше, а ровно столько, сколько надо - вопрос непринципиальный)
Это если говорить о "крайнем" вопросе. То, что люди могут по-разному оценивать меру своих расходов и цену своих результатов - это уже следующая тема, далеко не "крайняя". Это прикладная проблема.
>Если же развить мысль о вашем праве на определение универсальной "оптимальности", то мы неизбежно придем к последнему аргументу.
>Думаю вы догатываетесь к чему я веду.
>Звучит он примерно так:
>"Если я могу тебя уничножить, то я прав. А если ты станешь возражать, то я тебе это докажу."
Ну что же, это тоже аргумент. И он применяется достаточно часто. У кого более эффективное хозяйство - тот и сильнее, а как иначе?
>Теории служат ценностям, а не ценности теориям. И там где теория начинает выносить суждение ценностям она перестает быть теорией и становится странной (безответственной) формой религии.
Теории не выносят суждений ценностям. Просто конкурирующие системы ценностей могут в свою поддержку использовать конкурирующие теории. И еще теории могут помочь составить прогноз, к каким последствиям приведет следование той или иной системе ценностей.