|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
10.07.2007 12:50:28
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
еще раз о "советской оккупации Украины" (*)
http://inosmi.ru/translation/235439.html
И все же советская оккупация! ("День", Украина)
По крайней мере, два раза за прошлый век российские войска оккупировали государственную территорию украинского народа
Роман КРУЦИК, 10 июля 2007
[отослать ссылку] [версия для печати]
Прежде всего хочу поблагодарить главного редактора и коллектив редакции газеты 'День' за открытие в газете дискуссии по поводу создания Музея советской оккупации Украины (см. 'День' от 19 и 27 июня, 5 июля). Честно говоря, меня очень удивила статья Юрия Шаповала, которая может быть воспринята читателями не как размышления профессионального историка, а обычного политика с левыми взглядами, или как материал, написанный по чьему-то заказу. Работа над первой экспозицией Музея советской оккупации продолжалась более полугода, она высоко оценена не только украинскими, но и зарубежными историками. В ходе работы над экспозицией у нас с Юрием Ивановичем возникало много различных дискуссий, но такого резкого поворота во взглядах на исторические события, я, честно говоря, от него не ожидал. Несмотря на это я и далее считаю г-на Шаповала профессиональным историком. Хотя слово 'каюсь' ошеломило меня. Даже политические заключенные в тюремных условиях и то отказывались писать покаяние. К сожалению, многие еще и до сих пор полностью не избавились от последствий советского партийного воспитания, страха преследований за правду. Не хочу употреблять тех эпитетов, которые использует Юрий Иванович в своей статье относительно меня и более 500 членов 'Мемориала'. Неправда, что экспозиция 'попала в руки 'малообразованных исторически и партийно (т.е. националистически однобоко) заангажированных людей'. Можно иметь академическое советское историческое образование, но не быть историком своего народа. Что же касается национализма, то он никогда и нигде не был партийной идеологией, а общенациональной. Национализм присущ каждой нации, иначе в мире не существовало бы национальных государств. Я не являюсь членом ни одной партии, тем более, не был в коммунистической, а любить и защищать свое национальное мне никто не запретит. Так же, как и создавать настоящую, некабинетную украинскую историю. Поэтому я никогда не воспринимал в буквальном смысле и не искал 'объективизма' в архивах, оставленных в Украине различными оккупационными режимами. В них все украинское представлялось однобоко, и обязательно в негативном свете. Работая в одной из областей четыре года заведующим отдела восстановления прав реабилитируемых, а их там оставалось живых около 100 тысяч, я убедился, как разительно отличаются свидетельства живых от архивных документов, оставленных нам оккупационными режимами. Поэтому считаю, что действительно профессиональный и объективный украинский историк должен быть хотя бы немного патриотом своего государства и народа.
<...>
Мы, члены 'Мемориала', больше не хотим говорить так, как нам предлагали и позволяли до сих пор: 'коммунистические репрессии, сталинские репрессии, тоталитаризм, ошибки прошлого'. Мы назвали исторические события своим именем - 'советская оккупация' и верим, что в новейшей истории Украины это словосочетание будет доминировать. Те фантастические достижения, замешанные на человеческом горе и крови за время советской оккупации, которыми пытаются отрицать саму оккупацию, являются маленьким нолем на фоне потери Украиной во времена СССР почти 50 млн. своего населения и тотального разрушения духовности и культуры украинского народа.
Что же касается термина 'оккупация', то он относится к международному праву. Правовой режим оккупированных во время войны территорий регулируется четвертой Гаагской конвенцией 1907 года и четвертой Женевской конвенцией от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны. В четвертой Гаагской конвенции дано определение оккупированной территории, раскрыт характер власти армии, которая эту территорию оккупировала. Подчеркивается, что власть оккупанта является фактической властью, т.е. оккупация не означает переход суверенитета к оккупанту и автоматическое обретение им права владения оккупированной территорией.
<...>
Таким образом, территория Украинской Народной Республики в 1920 году была оккупирована, а потом аннексирована Советской Россией. Однако, как было сказано, власть оккупанта является фактической властью, т.е. это не означает перехода суверенитета к оккупанту и обретения им права владения оккупированной территорией. Оккупационный советский режим держался исключительно на штыках российской Красной Армии и наганах репрессивно-карательных органов. Весь межвоенный период советы вели в оккупированной Украине открытую войну с украинцами, совершали геноцид украинского народа.
Так называемая Украинская Советская Социалистическая республика не была субъектом международного права, а только административной единицей советской 'тюрьмы народов'. Она не имела свободы внешних сношений, собственной армии, собственных денег и других признаков государственности. В ней власть принадлежала не украинскому народу, а ВКП(б), филиал которой КП(б)У в 1925 г. имел только 36,9% украинцев. И это в то время, когда этнические украинцы составляли больше 80% населения Украины. Как свидетельствовал украинский ученый М. Шаповал, по данным советской статистики украинцы уже в советах губерний составляли меньшинство - 45%. А в Совнаркоме УССР среди 16 так наз. 'народных' комиссаров видим только одного или двух украинцев. Остальные - русские и представители других 'братских' народов. Украинцы, которые составляли 80,01% населения, в руководящих органах промышленности и финансов УССР составляли только 15,5%. Русские и евреи, доля которых среди населения была 14,66%, в управлении промышленностью и финансами занимали 76,2%. За тридцать четыре года - с марта 1919 до июня 1953 г. - руководство ЦК КП(б)У было все время в руках неукраинцев. Только в июне 1953 года первым секретарем ЦК КП(б)У назначили русифицированного украинца О. Кириченко.
Можно приводить еще много юридических и исторических аргументов, которые доказывают советскую оккупацию Украины. В конечном счете, только вдумайтесь! Получается, что отрицая факт советской оккупации, мы не признаем Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г. Поэтому давайте говорить, писать правду и поступать так.
Она нужна двум третям, а может, и более, семей граждан Украины, которые, независимо от национальности, собираясь в семейном кругу, вспоминают о репрессированных советами прадеде, деде, отце, матери, депортированных или уничтоженных родственников. Она нужна всему украинскому обществу, ведь только она способна консолидировать общество. Нельзя на неправде небольшой части привилегированной советской верхушки (советских, партийных и карательных органов и их семей) строить новейшее Украинское государство. О том, что возраст такого государства не может быть большим, свидетельствуют наши частые политические кризисы. На пропаганде насквозь ложного советского оккупационного 'рая' украинского патриотизма не воспитаешь.
Необходимо, наконец, на высшем государственном уровне назвать вещи своими именами, а не заниматься мелким политическим крючкотворством. Следует, наконец, официально признать, что с 1921 года по 1991 год большинство украинских земель находились под советской оккупацией, нынешнее государство Украина не имеет ничего общего с квазигосударственным образованием - УССР.
Свою родословную в ХХ веке мы должны вести от Украинской Народной Республики через Карпатскую Украину, Акт соединения с Западно-Украинской Народной республикой, Карпатскую Украину, Акт восстановления Украинского Государства 30 июня 1941 года, Украинскую Главную Освободительную Раду и до 24 августа 1991 года. Обещание президента Украины Л. Кравчука, высказанное им в Мариинском дворце при получении клейнодов УНР от президента УНР в изгнании М. Плавьюка, о документальном оформлении правопреемственности Украинской Народной Республики, необходимо выполнить.