>> Мобилизация и выдвижение войск к границе была, но она была блефом. Не было готовности войск. После 1939 года резко ухудшилось продовольственное снабжение населения. Об этом есть множество писем с мест, которые приведены в книге Советская цивилизация С.Г.,Кара–Мурзы. Сталин думал, что своим блефом он оттянет начало войны до весны 1942 года. Сил на нападение у СССР еще не было.
>
>Все-таки блеф - это демонстрация намерений, и тем самым как бы подтверждение наличия возможностей. Но мобилизация и начало развертывание армий у границ слишком дорогая и опасная демонстрация, точнее это и не демонстрация намерений вовсе, а именно показ возможностей. Короче, непонятно какие действия должен был предпринять Сталин, чтобы они не были блефом?>
Итак, блеф – тактический прием конфликтного противоборства, одна из составляющих демонстративных действий, заключается в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.
Мы не знаем мысли Сталина, но можем провести моделирование. Предположим, что, действительно, Гитлер начал тайно требовать от Сталина выполнения ряда требований, угрожай войной. Пока войска Германии и СССР к границам не выдвинуты. Требования Гитлера могли быть разные. Одно, например – снятие условий, блокирующих присоединение СССР к Тройственному пакту. Или например уход Красной Армии из Молдавии, советские войска там угрожают Германии, так как в Румынии есть единственный источник нефти. Если ударить по Румынии, то Германия оказывается неспособной вести войну. Нет бензина. Гидрогенизация угля, переданная немцам американцами, видимо, не могла компенсировать нехватку нефти. Кризис в советско–германских отношениях возник в сентябре 1940 года, когда СССР вернул себе Молдавию, а Гитлер немедленно ввел войска в Румынию.
Накануне Великой Отечественной войны Германия вместе с оккупированными территориями и странами-сателлитами производила в год 439 млн тонн угля, 32 млн тонн стали, 11 тысяч орудий и минометов, 11 тыс. самолётов, 4200 танков. По производству стали, чугуна, угля, электроэнергии, большинства видов химической продукции, средств связи и автомобилестроению Советский Союз уступал Германии. Разрыв стал ещё более серьёзным после того, как в руки Третьего Рейха попала промышленность практически всей Западной и Центральной Европы. СССР по некоторым техническим направлениям отставал от Германии. Большинство советского населения (около 66 процентов) всё ещё составляло крестьянство с достаточно низким уровнем образования — в отличие от давно урбанизированной и индустриализированной Германии, техническая вооружённость советских войск средствами связи была пока существенно ниже, чем германских. [ http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война ]
Сталин пытается лавировать. Помните ответ Молотова Димитрову, о том, что идет большая игра? Но явно Гитлер давит все сильнее. У него под рукой теперь больше народа, чем в СССР, промышленность в 2 раза сильнее, да и армия имеет отличную боеготовность, да и промышленность отлажена. Почти все страны Еврпоы под контролем Гитлера и это без особы военных усилий. Что делать Сталину? Он знает, что если уступить, то придется пожертвовать частью суверенитета. Что потом будет, не ясно, да и гарантии, что Гитлер потом не нападет, нет. У него же четко записано в книге, что надо идти на Восток. Очень важно иметь не связанные руки. В критический момент Сталин использует блефование и развертывает войска. Это дорого, но имеет двойную цель – блеф и тренировка. Гитлер явно не готов к такому повороту событий. Он никак не думает, что это блеф. Он начинает концентрировать войска у границы, но для нападения на Россию надо знать временные сроки. Наполеон их хорошо показал. Надо нападать в начале июня, иначе не успеть. Да и армия СССР гораздо сильнее, чем армия Александра I.
Срыв в Югославии, да и греческое сопротивление Италии вынуждают Гитлера промедлить с началом вйны против СССР. Напомню, что план Барбароса был подписан 12 декабря 1940 года.
Теперь Сталин видит, что немцы опоздали напасть летом в 1941 году. Главное не спровоцировать их на нападение. Он по наивности думал, что в политике все делается честно, провокация, повод, объявление войны. Но Готлер напал без объявления.