>>...и материализм вообще, и марксизм приобрел столь грандиозную популярность в образованных слоях России 19 в. (а едва ли и не раньше).
>
>Это как раз представляется естественным, что материализм становится популярным именно в образованных слоях населения.
Принимая во внимание евроцентризм системы образования, не следует удивляться что западный буржуазный утилитаризм получил широкое распространение именно в образованных кругах. Не удивительно также широкое распространение в этих кругах русофобии, учитывая влияние шумных и активных националистических группировок интеллигенции.
Русофобия и утилитаризм в какой-то момент вошли в резонанс. В период бурного роста интеллигенции в студенческо-чиновническо-профессиональной среде начинаются поиски ответа на вопрос "почему мы здесь вместе". Один ответ на этот вопрос - национализм. Служение своему народу. Всем памятна картина "Устный счет в сельской школе", и обличение Толстого "народ голоден потому что мы слишком сыты". Другой ответ на тот же вопрос - "материализм". Нам, мол, наплевать на эту реакционную рашку - тюрьму народов, мы учимся чтобы бабло зашибать.
> Сложнее объяснить необычайно высокую популярность в обществе мистических и богоискательских установок, несмотря на всеобщую образованность.
Россия была свободна от ветхозаветных предрассудков, лежащих в основе утилитаристской идеологии буржуазного Запада. Поэтому не удивительно что перспективное направление - исследование религиозной, культурной основы экономики начало развиваться именно в России и уже потом его подхватили на Западе такие ученые как Макс Вебер.
------------------- http://orossii.ru