От Ищущий Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 19.04.2007 15:51:00 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Нельзя ли изложить Ваши мысли без дешевых понтов?

>Вашу цепочку страхи-религии- евроцентризм я подробно анализировать не буду – она абсурдна в как в своих предпосылках так в логических переходах. Мне даже сложно представить как Вам в голову могла прийти такая идея что страх создал человека...

Я этого не говорил. Я говорил, что страхи обуславливают то, что человек живет в обществе. Кризис России состоит в том, что общество рассыпается, расслаивается. В обществе нет понимания, какие страхи его смогут скрепить. Поэтому нет понимания, какие свободы обществу нужны. Вы решили покровительственно похлопать меня по плечу и спросить про формализм? - ну что же, считайте, похлопали. Признаю, ссылок нет. Что это меняет?

>...- видать обезьяна с дерева свалилась и так перепугалась что враз поумнела – более подобная мысль представляется крайне реакционной и достойной разве что полицейского урядника, ведь получается что наиболее человечно то государство, которое до ужаса запугало собственных граждан.

Вы не захотели меня понять, - считаете, что моя точка зрения сводится к тому, что падающие с дерева обезяны образуют политическое государство... Ладно, пусть будет так. Одна просьба - нельзя ли увидеть Ваши представления о свободе?

>>Допустим – было обречено. Однако нас интересует, как Маркс соотносит это обречение и английское владычествование в Индии. Начинает он с оценок, задающих вектор рассуждений – «Индия, таким образом, не могла избежать участи быть завоеванной, и вся ее прошлая история, если чем-нибудь и является, то только историей следовавших друг за другом завоеваний, которым она подвергалась. Истории индийского общества нет, по крайней мере, нам она неизвестна. То, что мы называем его историей, есть лишь история сменявших один другого завоевателей, которые основывали свои империи на пассивном базисе этого не оказывавшего никакого сопротивления неподвижного общества». Лично мне думается, что это и есть европоцентризм во всей красе. Как это «истории индийского общества нет»? На каком основании? – На том, что нет истории классового противостояния? Ну и что, что нет истории классового противостояния, откуда при этом должно следовать, что Индии надо признать благом поражение от Англии и отказаться от своих представлений о свободе?

>Лично Вам может казаться всё что угодно - и то что Маркс считал завоевание Индии англичанами исключительно благом, а не давал ему двойственную оценку, и то что он призывал индусов отказаться от их представлений о свободе, хотя о них в этой статье речь и вовсе не шла, и даже то что все эти ваши личные выдумки есть европоцентризм во всей красе.

Это передергивание. Вы разве отрицаете мысль, что Маркс считал благом завоевание Англией Индии? Причем здесь двойственность оценок последствий этого завоевания? Не могли бы Вы уточнить, на каком основании он заключал, что хорошо, что Ангии удалось раньше других заватить Индию?

>А суть дела же состоит в том, что само существование истории автохтонного, т.е. доарийского населения было неизвестно европейцам середины 19 века, и было бы глупым требовать от Маркса, чтобы он настолько проникся абсолютным духом, чтобы предсказать находки в 20-х годах 20-го века городов Мохенджо-Даро и Хараппа да еще оставить инструкцию по расшифровке их надписей, не расшифрованных окончательно до сих пор. Так что история становления азиатского общества в индии тогда в Европе была неизвестна, классический период её истории представлялся некой исходной константой, а более известная история средневековой Индии действительно представляется чередой завоеваний, позднейшие из которых Маркс перечисляет.

Заострите мысль - Вы считаете, что это является основанием для заявления "истории индийского общества нет"?

>>Судя по реплике Маркса, это должно следовать из его голословного утверждения о том, что «Британцы были первыми завоевателями, стоявшими на более высокой ступени развития, и они поэтому оказались недоступными воздействию индийской цивилизации». – Это, имхо, демонстрация идеологического воздействия европоцентризма на неокрепшие умы.

>Это ваше имхо есть действительно демонстрация воздействия на неокрепший ум европоцентризма, а точнее ретивой борьбы с оным – ведь только некрепкий ум может объявить голословным утверждение о том, что в 19 веке западная (английская) машинная индустрия, превосходила индийскую, по причине отсутствия последней.

Вы приписываете мне те слова, которые я не говорил. Зачем? - причем здесь превосходство индустрии? Речь идет в целом о ступени развития. Вы считаете, что это одно и то же? - Тогда приведите основания для такой подмены.

>>Откуда следует, что со стороны Индии проявлялись попытки оказать воздействие на Западную цивилизацию?

>Это вопрос особенно замечательно смориться после утверждения о том, что такого воздействия не было именно в силу того, что англичане стаяли на более высокой ступени развития, ведь взаимодействие культур решается всегда в пользу более развитой.

Откуда это следует? Разве Советская власть "лепила" народы Средней Азии по образу и подобию только русского народа и исключительно для пользы только русских?..

>>Маркс отказывает своим читателям в истине, заключающейся в том, что восточные цивилизации в принципе не подавляют инакомыслие.

>Да как этот Маркс только посмел отказать читателям в «истине» которую нашел некий Ищущий более чем чрез 100 лет после смерти Маркса! Вы бы прежде чем вечные истины открывать историю бы подучили – восточные цивилизации, весьма кстати разнородные, далеко не всегда были веротерпимыми – мусульманские правители иногда вели джихад, а иногда ограничивались налогом на неверных, в Индии правители государства Маурьев поощряли нетрадиционные верования, например буддизм, а раджпуты буддизм свернули, в Китае веротерпимость династии Тан сменилась жестким конфуцианским национализмом династии Сун и т.д. Да что там говорить современный мир наполнен примерами «терпимости к инакомыслию», которые демонстрируют террористы всех концессий.

Я признаю неточность своей формулировки - религиозные войны на Востоке ведутся. Согласен. Но я говорил не об этом. Я говорил о том, что они не включают в себя идеологическое подавление "неверных". Мне виделось это очевидным моментом, поэтому я не занудствовал. Вы прявляете чудеса зоркости при разглядывании мелочей, но при этом от Вас ускользает смысл сказанного. Ссылки я Вам привести не могу, потому что я, действительно, никогда не слышал, чтобы, например, буддистов массово переубеждали и вынуждали переходить в конфуцианство.

>>Александр Невский поехал брататься с монголами, потому что знал, среди «ста цветущих цветков» - среди множества религий Востока - найдется место и для Православия, которое не будет подвергнуто "идеологическому геноциду".

>Это вам Александр Невский лично поведал?

Вы можете дать другую интерпретацию этого факта?

>>Маркс или не знает очевидной вещи – подавлением представлений о свободе занимается только Запад,

>Да уж откуда Марксу знать, что более через 100 лет после его смерти некоему Ищущему будет очевидно (!) что это только запад подавляет представления о свободе, которых нигде кроме как на западе и не наличествует.

И Вы готовы привести ссылочку, о том, что представления о свободе имеются только у западного общества?

>В этом даже есть своеобразная диалектика – только запад имеет представления о свободе, потому он эти представления и подавляет. Свобода это специфическая категория западной философии, прочие цивилизации рефлексировали свои проблемы через иные системы категорий, которые ничем не хуже не лучше западной.

Откуда такое мнение?

>>- или сознательно вводит читателей в заблуждение: для вывода о том, что Англия (Запад) как цивилизация стоит на более высокой ступени развития аргумент о «недоступности воздействия индийской цивилизации» не является состоятельным.

>Да, это аргумент действительно несостоятелен, в отличии от английских пушек и паровых кораблей, дешевых фабричных товаров и железных дорог, которые почему то строили англичане в Индии, а не индусы в Англии.

Так Вы считаете, что развитие промышленности является единственным критерием развитости цивилизации, - единственным мерилом ее ступени развития и значимости этого развития?

>>Кроме того, интересным видится сопоставление оценок эффективности в создании железных дорог – для англичан это прежде всего есть средство сохранять их жизни, - Маркс для этого цитирует выступление английского полковника в палате общин, - а для индийцев это есть лишь средство в развитии сношений и обменов.

>>Почему индийцам отказано на первом месте иметь критерий жизнь людей? – Не потому ли, что представления о жизни и представления о свободе неразрывно связаны, а Марксом на самостоятельные представления индийцев о свободе положено негласное вето?..

>Ну как мы могли убедиться выше, все эти рассуждения базируются на ложно предпосылке – Маркс вовсе не отказывает индусам в воспроизводстве жизни, а прогнозирует изменение способа этого воспроизводства в связи с появлением железных дорог

Лично "мы" в отмеченной ложности пока не убедились. Речь шла о том, что для англичан жизнь их солдат - ценность, существующая вне зависимости от железных дорог и интенсивности обменов. Для индийцев такой категории не предусмотрено. Их жизнь - это способ воспроизводства, выстраиваемый англичанами.

>>Далее – интересным моментом видится и упоминание Марксом факта о том, что жители Индии обладают развитыми способностями, чтобы включаться в поводимую индустриализацию общества. Замечательно. Встает теперь вопрос – как это согласуется с оценкой, высказанной в самом начале и задающей формат всей статьи – если истории индийского общества нет, то откуда берутся развитые способности у масс населения?.. Если развитые способности обусловлены развитой культурой, то развитая культура обусловлена богатой историей. Если это так, то Маркс не имел никаких оснований для того чтобы написать, что истории индийского общества нет – история классов не для всех и не всегда является историей обществ.

>Вот это единственное здравое замечания на весь Ваш опус. Да действительно, развитые способности предполагают развитую культуру, а развитая культура предполагает историю её становления. ...

Хорошо, что Вы это поняли.

>>Помимо сказанного, об европоцентризме Маркса свидетельствует еще один факт - Маркс видит возможность Индии воспользоваться правом на самоопределение только после того, как она присоединится к западному миру.

>Право на самоопределение? И где же такое право на тот момент было записано? В конституции земного шара? Вы бы еще сказали право свободно выхода, правда не знаю из чего, наверное из состава британской колониальной империи.Маркс пишет не о каких то там гипотетических правах, а о реальных возможностях, о том, что обретение Индии независимости будет возможно в том случае если на территории Индостана будут развиты современные производительные силы - как то в действительности произошло.

Зачем Вы смешиваете два разных критерия - самостоятельность и независимость - и подменяете одно друним? Вы разве не видите разницы между ними?

>>Возможность воспользоваться этим правом для того, чтобы сохранить свою самобытность, – свои самобытные представления о свободе, - Марксом не рассматривается совсем, даже гипотетически.

> Зачем ему это рассматривать – подыхающий от голода индийский ткач может до самой смерти сохранять «свои самобытные представления о свободе» и вообще какие угодно самобытные представления – англичане в самобытные представления как раз не вмешивались, они просто выжимали из индусов прибавочный продукт и копали могулу своему господству, развивая промышленность, без которой много прибавочного продукта не произведешь.

Причем здесь действия англичан и оценка Маркса действий англичан? Английский солдат идеологией не занимался, но он нес идеологию на кончике своего штыка. Мы сейчас говорим о том, какой вклад внес Маркс в формирование идеологии Запада.

>>Аналогично – не рассматривается возможность самостоятельного развития производительных сил Индии вне захватнического владычествования Англии.

>А с чего бы это Марксу заниматься альтернативной историей и тем более в небольшой газетной статье?

Зачем Вы опять скатываетесь к передергиванию? - Я говорил о формировании альтернативной точки зрения. Вы полагаете, что это одно и то же? - Альтернативная точка зрения ведет к альтернативной истории и поэтому такая точка зрения не нужна?

>>Короче говоря, все для Индии только начнется, как только она откажется от своих представлений о свободе.

>Короче говоря, Маркс даже и представить себе не мог, что в 2007 году некий ищущий русский интеллигент окажется неспособен понять смысл простой газетной статьи доступной любому английскому рабочему середины 19 столетия.

О как! - Вы считаете, что "любой английский рабочий 19 столетия" и "русский интеллигент 2007 года" должны иметь одинаковые критерии оценки работ Маркса?! Откуда вытекает такой вывод? - ссылочку, если можно...