От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К miron
Дата 11.03.2007 18:01:18 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Законодательные ограничения на соотношение зарплат в Беларуси - расследование.

> Я имею две ссылки о том, что такой указ в Белоруссии существует. Слыхал и разговоры тех, кто был в Белоруссии, о том, что кое–что подобное там есть.

Мирон,

Раз уж вопрос возникает не первый раз, провел маленькое расследование. Законодательные ограничения на соотношение оплаты труда руководителя и средней зарплате на коммерческих предприятиях, в которых есть доля государства, введены в Беларуси 2002 году [1]:

"коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации, независимо от формы собственности, и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 3,5." (для особо хороших предприятий ниже разрешалось 4,5)

Далее законодательство менялось, беглый просмотр показывает, что в основном в сторону борьбы с тем, что товарищи руководители получали маленькие зарплаты (удовлетворяющие коэффициентому соотношению) и большие премии.

Про 100% негосударственные огранизации законодательство РБ поразительно напоминает советское своей декларативностью и неконкретностью. Так, в постановлении [2] Совет Министров Республики Беларусь дает указания субъектам хозяйствования независимо от форм собственности разработать и утвердить конкретные планы организационных мероприятий по "дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников отраслей экономики" (само по себе смешно требовать от предприятий утвердить мероприятия по улучшению оплаты труда работников отраслей). Следующее постановление [3] также содержит голые декларации: "считать главнейшей задачей", "внести предложения", "осуществить меры" и т.п.

Собственно, и в момент ввода коэффициентов для руководителей коммерческих предприятий с государственным участием то же постановление про негосударственные предприятия говорит так [1]: "Рекомендовать собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности устанавливать условия оплаты труда руководителей на основе Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного настоящим постановлением."

В общем, итог такой: касательно размера зарплаты руководителя 100% негосударственной организации - ограничений в зависимости от средней зарплаты на предприятии в законодательстве РБ я не нашел.

В то же время, интересно отметить, что законодательство РБ устанавливает ряд ограничений для выплаты премий руководителю 100% негосударственного предприятия в зависимости от его прибыльности или убыточности см. например [4]: "30% начисленной премии резервируется и выплачивается при отсутствии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг)". Предполагаю, что сие есть попытка борьбы с уклонением от налогов (ясно, что хозяева выплачивают директору премию в зависимости от реальной прибыли предприятия, а не от задекларированных государству для минимизации налогов убытков).

У этой темы есть еще один аспект, который пришел в голову только сейчас. Предположим, в Беларуси ввели закон, запрещающий директору частной фирмы иметь доход, более чем в 3.5 раза превышающий среднюю зарплату на его предприятии. Как в такой ситуации выгодно поступить директору ? Ответ: перестать нанимать уборщиц самому, и воспользоваться услугами специализированной фирмы по уборке офисов - при этом зарплаты уборщиц не будут считаться в среднюю зарплату. Аналогичное явление (outsourcing - не знаю, как перевести) широко распространено в США по другим причинам (передача на обслуживание вспомогательных функций организации другой компании, специализирующейся в этой области, повышает эффективность). Можно вообще перестроить юридическую структуру фирмы так, чтобы в одном юридическом лице работали только сотрудники с высокой зарплатой, в другом - с низкой. Предполагаю, что Лукашенко не ограничивает зарплату руководителей частных фирм не потому, что не хочет - а потому, что понимает малореалистичность соблюдения такого закона из-за легкости уклонения вышеуказанным способом.

С уважением,
Сергей Вадов

[1] Постановление Совета Министров РБ "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности" N 1003 от 25 июля 2002 года http://pravo.kulichki.ru/zak/year2002/doc10132.htm

[2] Постановление Совета Министров РБ № 264 "О дальнейшем совершенствовании механизма оплаты труда в отраслях экономики" от 27 марта 1997г. http://pravo.kulichki.com/otrasl/pen/pen00072.htm

[3] Постановление Совета Министров РБ "О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики" №937 от 16 июня 1998г. http://pravo.kulichki.ru/zak/year1998/doc27119.htm

[4] Постановление Совета Министров РБ "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда" N 555 от 27 апреля 2006 г http://www.allminsk.biz/content/view/693/177/