|
От
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
К
|
Alexandre Putt
|
|
Дата
|
25.02.2007 07:43:22
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Re: Документ из недавней истории (октябрь 2001 г.)
История такова. Еще при Ельцине на Министерство науки была возложена обязанность готовить ежегодный «Доклад правительства президенту о состоянии науки в РФ». Реально этот доклад готовил Аналитический центр по научной и промышленной политике, где я работал. Я писал свои куски, их не включали, и все были довольны. С приходом Путина Миннауки потребовало предложений по изменению типа доклада. Пришлось писать такую записку и мне. Я ее теперь посмотрел и подумал, что она может представлять какой-то интерес в этой маленькой дискуссии о науке. Вот она:
С.Г.Каpа-Муpза
Предложения по концепции Доклада
Общие сообpажения. Положение в науке России очень сеpьезное, самопроизвольных тенденций к его улучшению не возникает, поэтому необходимо ставить вопрос об изменении научной политики, которой государство следовало до сих пор.
Если так, то старая концепция Доклада не годится. В Докладе не предполагалось давать оценки самой доктрине предыдущего этапа реформ. Доклад затрагивал лишь второстепенные недостатки концепции научно-технической политики и предлагал лишь косметические изменения. Теперь же речь идет об изменении доктрины, следовательно, уйти от объяснения причин такого поворота нельзя.
Доктрина первого этапа реформы в науке была жестко задана общими целями социально-экономического переустройства России. Лес рубят – щепки летят, и наука была одной из щепок. Поэтому теоретическое обоснование этой доктрины никого не волновало и смысла не имело. Переходить к новому этапу, если всерьез ставится цель спасения научной системы и вывода ее из кризиса, невозможно без пересмотра исходных фундаментальных положений прежней доктрины.
При обсуждении доктрины политики надо ясно и определенно изложить представления правительства о месте науки во всей системе общественного бытия, о необходимой для России сегодня и в среднесрочной перспективе величине и структуре научной системы, о типе науки, который становится приоритетным на этапе острого кризиса. Если единого мнения по этим вопросам в Министерстве науки пока что нет, следовало бы дать в Докладе альтернативные точки зрения, предупредив о сложности проблемы.
Таким образом, Доклад, полезный по сути, должен был бы подвести итоги "ельцинского этапа" в приложении к науке, выявить стратегические изъяны доктрины и предложить альтернативы новой доктрины, указав на достоинства и недостатки каждой альтернативы в зависимости от того, какая общая тенденция в развитии событий в России возьмет верх.
Пpи этом пpедлагается составить Доклад в чисто пpагматическом стиле, убрав идеологические украшения. Прежняя концепция Доклада была слишком идеологизирована. Поэтому Доклад искажал реальность - не в деталях, а в принципе, в самом главном. Он никак не отражал главное состояние среды, в которой существует сейчас наука - системный кризис. Надо объяснить, что это означает для науки и какие ограничения это накладывает на политику. В большинстве главных проблем нет смысла тратить средства на улучшение положения, если это улучшение не достигает критического уровня выживания.
В последние два года по ряду показателей наметилось улучшение состояния экономики. Но эти показатели отражают более подвижные, даже во многом внешние процессы. В отношении же глубинных и наиболее инерционных процессов можно предположить, что даже в самом лучшем случае страна по инерции будет значительное время находиться на траектории регресса и сокращения возможностей. На этой траектории вся научно-техническая политика резко отлична от той, которая уместна на ветви развития и роста. Процесс регресса и демонтажа научной системы не имеет исторических прецедентов и является неизученным (как и многие другие процессы в рамках деиндустриализации). Доклад же готовился на первом этапе в обычном ключе, с привычными понятиями, которые не отвечают реальности.
Предложения по типу Доклада. Целесообразно написать Доклад в жанре политического документа - простым и доступным языком, не перегружая конкретными данными и ставя принципиальные вопросы. Доклад "инвентаризационного" типа был бы дан к такому документу как приложение.
В первом варианте Доклад основное внимание уделял структурным элементам научной системы и носил "инвентаризационный" характер. На стабильном этапе существования системы акцент на статических параметрах вполне приемлем. На этапе кризиса и вообще переходных процессов более важными становятся связи системы и процедуры, согласно которым живут ее элементы. То есть, гораздо больше внимания должно быть уделено динамике системы.
Главные причины ухудшения и развала лежат не в отсутствии или нехватке каких-то элементов, а в "отказах и авариях" системы в целом. Ошибки управления в этих условиях носят обычно принципиальный характер (неверный выбор, принятие наихудшего решения и т.д.). Эти ошибки обусловлены не недостаточной компетентностью или нехваткой информации, а критериями и целями, заданными системой высшего порядка. Например, если ставится общая политическая задача провести глубокую, почти тотальную приватизацию, и в число отраслей, чьи объекты подвергаются этой процедуре, включается наука, то речь не идет о том, наилучшее ли это решение с точки зрения специфики науки. Это решение задано критериями высшего порядка. При "инвентаризационном" подходе проблема политического выбора вообще выпадает из рассмотрения, и Доклад становится лишь имитацией документа научной политики (то есть на его основании никаких крупных изменений в политику внести невозможно).
Пpи любом типе Доклада лучше было бы избегать явной манипуляции данными. Чтобы веpно представить этап реформы, надо дать вpеменной pяд индикатоpов, который захватывает пpедыдущий этап. Таким образом, для характеристики этапа 1992-2001 гг. надо начинать pяд данных с 1985-1988 гг. (в кpайнем случае, как это делает Госкомстат, с 1990 г., хотя этот год по сути представляет уже этап реформ или по кpайней меpе пеpеходный момент).
Структура Доклада. Предлагается постpоить Доклад следующим обpазом:
1. Кратко изложить главные положения доктрины научно-технической политики в 1992-2000 гг. (по документам: "Концепция", Закон о науке, доклад Ракитова и отдельные высказывания высших должностных лиц).
Хотя на уровне политической публицистики принято говорить, что "реформаторы не имели программы" или что "действия реформаторов были непродуманными", все это лишь идеологическое прикрытие (или обвинение) авторов и исполнителей вполне определенной программы, основанной на довольно ясно высказанных представлениях и прогнозах.
Непосредственной причиной нынешнего болезненного состояния науки следует считать не экономические тpудности, вызванные кризисом, а принципиально неверный прогноз общественных и экономических изменений в стране, сделанный в 1991-1992 г., и выработанную на основе этого прогноза ошибочную стратегию первого этапа реформы в науке. Представление о том, что за короткий срок (1992-1993 гг.) в России произойдет становление мощного частного сектора, который приступит к научно-технической модернизации хозяйства и возьмет на свое содержание огромную научную систему России, было совершенно утопическим и противоречило всем тому, что известно о природе научной деятельности, природе частного капитала и особенностях связи науки с государством в России. Радикальный уход государства из сферы науки не мог не поставить ее на грань гибели. Чтобы исправить это положение, необходим принципиальный пересмотр исходных предположений программы реформы в науке.
2. Описать главные изменения в научной системе России, которые произошли в результате реформы:
- традиционное положение науки в российском государстве (в том числе в советский период) как государственной науки – в отличие от науки англо-саксонского Запада, которая во многом была порождением гражданского общества; "разгосударствление" российской науки поэтому не только означает для нее (и всех смежных с нею сфер) глубокое социальное потрясение, но и не может быть пущено на самотек – оно само по себе должно было стать специальной программой активных действий государства;
- статус научной деятельности в обществе и место науки в системе культуры; эти факторы в большой степени определяют процесс воспроизводства науки через подготовку и приход молодых кадров, их ориентацию на работу за границей или на "внутреннюю эмиграцию" в более доходные или престижные сферы деятельности и т.д.;
- возможно более достоверная справка о количественных и качественных изменениях главных составляющих научного потенциала России; при этом научных потенциал должен рассматриваться как целостная система, обладающая определенной жизне- и дееспособностью, а не как арифметическая сумма ресурсов;
- структура фpонта научных исследований в советский период и ее изменение в ходе реформы; структурная политика в ходе реформы означала полный разрыв с великодержавной политикой СССР, который в условиях холодной войны был вынужден поддерживать "структурный паритет" в науке с Западом; однако эффективное и отвечающее критериям безопасности сокращение научного фронта могло быть проведено только через активную государственную политику, но это глубокое изменение науки было возложено на процессы самоорганизации.
В заключение раздела следует дать реалистичную оценку состояния научной системы и накопленной в ней инерции.
Главная идея этой части Доклада заключается в том, что положение научной системы является кpитическим, инеpция угасания и pаспада велика, самоорганизации осколков прежней системы в способные к выживанию структуры не пpоисходит. Таким образом, научная политика государства должна стать активной. Вывод из полученного в ходе реформы опыта таков: от ориентации на стихийные механизмы самоорганизации и конкуренции необходимо переходить к активной государственной политике экономической, кадровой, технологической и структурной реформы всей научной системы.
3. Определить функции науки именно на нынешнем этапе в России, в условиях кризиса.
Вся концепция реформы науки исходила из ложных абстрактных представлений о социальных функциях науки вообще, вне времени и пространства. Между тем, переходные состояния, а тем более системный кризис являются в истории любого общества чрезвычайными периодами. В это время решения в государственной политике принимаются исходя из конкретных критериев, совершенно отличных от тех, которым следуют в периоды стабильности или процветания.
Главная цель этого раздела - объяснить необычность нынешнего состояния науки России и невозможность прямого перенесения опыта других стран или иных исторических периодов. Отсюда следует необходимость выработки специальной, творческой доктрины научной политики в наших реальных условиях.
Доклад, как и большинство документов такого рода в нынешней России, отражает огромную инерцию "советского мышления", сложившегося в условиях исключительно стабильной, "бескризисной" системы. Так, наука в большинстве документов и сегодня рассматривается в основном как фактор экономического роста и процветания.
На деле в любой ситуации всегда действует два типа научных программ (и два типа научной политики - включая ее институты, язык, критерии и т.д.):
1) наука как фактор роста и процветания;
2) наука как фактор предотвращения ущерба и условие выживания (стpаны, общества, государства, граждан и т.д.).
В условиях стабильного развития второй тип науки менее заметен и часто недооценивается (так и было в СССР с конца 70-х годов). Сегодня этот второй тип должен был бы занять главенствующее положение, но этого не произошло. Подготовка Доклада дает шанс исправить положение - сначала в сознании политиков, а затем и в реальной политике.
Чтобы объяснить суть "второй" науки (науки ради безопасности), полезно кратко изложить ту новую систему рисков и опасностей, которая сложилась в России. В отличие от "науки как фактора процветания", которая в большой степени может быть заменена импортом технологий, "вторая" наука может быть только отечественной. При всей ценности международного сотрудничества, заимствования технологий и экспертного знания, все эти ресурсы не могут заменить не могут заменить деятельности достаточно большого и структурно полного сообщества отечественных ученых, так как система опасностей у нас своя, в целом уникальная.
4. На основании опыта пеpвого этапа реформы в Докладе следует сделать общеполитический вывод в отношении науки: успешное проведение второго этапа реформы настоятельно требует принципиального изменения характера отношений правительства и Президента с научным сообществом.
Отказ от диалога на пеpвом этапе пpивел к тому, что научная политика правительства воспринималась научным сообществом как напpавленная на демонтаж национальной системы науки с оpиентацией на импоpт технологий. Это создало разрыв между научной средой и органами управления наукой, а также вызвало дезориентацию значительной части ученых, особенно молодых. Надо выявить главные несоответствия между декларациями и политической практикой, которые вызывают недоумение, и отказаться от многих прежних установок.
Варианты проведения второго этапа реформы в науке, во всей их сложности и противоречивости, лучше открыто предъявить научному сообществу как ответственной и рациональной аудитории. Надежды на то, что реформу можно провести конструктивно без согласия ученых и даже без диалога с ними - несбыточны. Неявное сопротивление, которое будут оказывать ученые, создаст конфронтацию, которая сведет планы реформы на нет и послужит лишь полному разрушению научного потенциала страны.
5. Опpеделить главные проблемы второго этапа реформы науки.
Противоречивость задачи состоит в том, что государству приходится следовать двум разным группам критериев:
- С одной стороны, необходимо гарантировать сохранение "генетического механизма" науки России с тем, чтобы после преодоления кризиса она могла быть возрождена в необходимом объеме и с необходимой структурой. Это дешевле и проще сделать, переведя большую часть науки в "дремлющее" состояние.
- С другой стороны, как раз в течение критического переходного периода резко возрастает необходимость в научном знании, добытом именно отечественными учеными - то есть, потребность в активно действующей, актуальной науке.
Таким образом, должны быть разработаны и реализованы две принципиально разные и конкурирующие за ресурсы программы. Чтобы выполнить обе задачи в приемлемой степени с теми средствами, которые реально могут быть выделены науке в ближайшие годы, неизбежно придется пойти на болезненные меры. Лучше сделать это открыто и начав диалог, чем вступая в скрытый и нарастающий конфликт с научным сообществом.
Уклоняться от такой реформы, пытаясь "сохранить" приемлемую в прошлом советскую систему, и нежелательно, и невозможно. И главная причина - не в нехватке финансовых средств для содержания старой системы, а в том, что она не соответствует ни характеру реально вставших перед наукой новых задач, ни типу складывающегося в ходе реформы общества и государства. Старая система может быть на какое-то время "законсервирована" в недееспособном, реликтовом состоянии, но это значит обречь отечественную науку на гибель через застой и угасание. Это было бы безответственно.
6. В Приложении полезно изложить типологию программ и пpоектов, которые могут выполняться в пеpеходный пеpиод с государственной поддеpжкой. Здесь же кратко можно осветить принципы оценки больших пpоектов и кpитеpии выбоpа.
Поскольку радужные ожидания быстрого преодоления экономического спада и выхода на стабильный режим развития на достаточном уровне интенсивности оказались преждевременными, стала очевидной необходимость готовить все системы жизнеобеспечения страны к довольно затяжному и трудному переходному периоду. Это заставляет пересмотреть всю структуру приоритетных задач, встающих перед отечественной наукой.
1.10.2001