От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 25.02.2007 03:46:10 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Сталинский режим, ненавидевший ленинградцев..."

http://cher-v.livejournal.com/103451.html
<<<
Про блокаду


Существует расхожий миф, будто бы Гитлер собирался "стереть Ленинград с лица земли". Миф основан на следующем документе:

Директива начальника штаба военно-морских сил об уничтожении гор. Ленинграда
гор. Берлин 29 сентября 1941 г.
Секретно
БУДУЩЕЕ ГОРОДА ПЕТЕРБУРГА

1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, на-
чальником штаба военно-морских сил был поднят вопрос перед верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города. Настоящим доводятся до сведения результаты.
2. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ.
3. Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга.
4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
5. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу.
Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил.
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д. 166, а. 312-314. Перевод с немецкого

Обратимся к исторической канве собтытий, мемурам и воспоминаниям очевидцев.


Из текста директивы следует, что Гитлер предписывает не штурмовать Ленинград, а взяв его в плотное кольцо, "сравнять с землей с помощью артиллерии и авиации". Действительно, после захлебнувшейся попытки взять штурмом Леинград в сентябре 1941 года, немцы были вынуждены перейти к обороне вокруг города. То есть ясно, что первоначально в планах немецекого командования был именно захват Ленинграда, а не желание его "стереть с лица земли". Переход же к тактике осады был связан именно с неудачным штурмом в сентябре. Но, может быть с этого момента Гитлер действительно решил "стереть город с лица земли" при помощи артиллерии и авиации, вместо его захвата?

Уничтожить Ленинград с помощью одной авиации и артиллерии технически было невозможно, так как ее было недостаточно для этого. Ведь в этот период разворачивалась решающая битва за Москву. Как вспоминала моя прабабушка-блокадница, служившая в пожарной бригаде, массированных обстрелов не было, был "беспокоящий огонь", т. е. между выстрелами были значительные паузы. Такой огонь был рассчитан, скорее, на психологическое давление и принуждение к сдаче - и стереть таким образом город с лица земли было невозможно. Кроме того, на протяжении почти что всей блокады в городе работали многочисленные шпионы, которые занимались выявлением замаскированных военно-промышленных объектов и складов, которые и подвергались преимущественным атакам немецкой авиации. Это говорит о том, что немецкие удары носили, преимущественно, точечный характер. В городе ходили трамваи, устраивались концерты. При массированных артиллерийских ударах и авиационных налетах это было бы невозможным.



Моя прабабушка с двумя детьми - моей бабушкой и ее сестрой остались живы и даже не получили ранений за все дни блокады. Основное количество смертей среди мирного населения происходило от голода и холода, а не от бомб и снарядов. Именно от голода умерла мать моей прабабушки. Конечно, немецкие обстрелы причиняли смерть и приводили к определенным разрушениям зданий и городской инфраструктуры, создавали тяжелую психологическую обстановку в городе и ощущение постоянной опасности, но они по своей разрушительной силе и близко не стояли к тому, что затем устроили союзники в Дрездене, который действительно сравняли с землей. То есть никаких массированных ударов артиллерии и авиации, которые были бы способны "стереть город с лица земли", как об этом говорится в процитированной директиве не было. Факты говорят о том, что эти удары были рассчитаны, скорее, на деморализацию и принуждение к сдаче, а не на уничтожение города. Но, можно возразить, что у немцев просто не было сил и средств, чтобы выполнить предписание Гитлера уничтожить город, вместо того, чтобы занять его.

Но тут возникает другая нестыковка с реальными событиями: на самом деле Гитлер и в 1942 году не оставлял попыток овладения городом, несмотря на то, что его генералы не считали нужным тратить на штурм города силы и средства, необходимые на решающих участках восточного фронта.



Из воспоминаний Манштейна об октябре 1942 года:

"Если задача по восстановлению положения на восточном участке фронта 18 армии и была выполнена, то все же дивизии нашей армии понесли значительные потери. Вместе с тем была израсходована значительная часть боеприпасов, предназначавшихся для наступления на Ленинград. Поэтому о скором проведении наступления не могло быть и речи. Между тем Гитлер все еще не хотел расстаться с намерением овладеть Ленинградом".

Т. е. Манштейн пишет, что Гитлер упирался и не оставлял намерения взять Ленинград штурмом, причем Манштейну это явно не нравилось и он считал, что на Ленинград не стоило расходовать силы, а надо было их перебросить на юг, где в это время немцы рвались к Сталинграду - главной цели своей летне-осенней кампании. Так что Манштейн здесь явно не врет и искренен.

Слова Манштейна находят свое подтверждение и в мемуарах Карла Густава Маннергейма:

"После завтрака Кейтель и Йодль ознакомили гостя из Финляндии с военной обстановкой. Самым примечательным в их сообщении было то, что немцы, которые в эти дни после тяжелых боев овладели Севастополем, намерены сейчас, как говорил раньше и Гитлер, расправиться с Ленинградом. Осадная артиллерия, участвовавшая в захвате Севастополя, уже находится в пути на север, и начало указанной операции намечено на середину сентября.

25 сентября 1942 года нам через посла США в Хельсинки была вручена нота, в которой сообщалось, что правительство вышеназванной страны выражает сомнение в том, что Финляндия позволит себе согласиться с нажимом немцев принять участие в операциях наступательного характера. Посол Шонефельд заметил, что заявление, в котором бы говорилось, что у финской армии нет намерений переходить за достигнутые к этому времени рубежи, произвело бы в Америке хорошее впечатление. После того как я получил от президента Рюти извещение об этом, по его рекомендации сразу выехал в Хельсинки, где в этот момент обсуждалась форма ответа на американскую ноту. По причинам осторожности мы сейчас, как и раньше, в ответе на ноту Англии осенью 1941 года, не могли дать публично обязательство оставаться пассивными. Поэтому ответ был составлен с теми же мотивировками в дружеских тонах".



Далее, в директиве сказано, будто бы Финляндия пожелала, чтобы Ленинград был уничтожен. Но никаких подтверждений этому мы не находим. Так, Маннергейм пишет об осени 1941 г.: "Вопрос о том, следует ли переходить старую линию государственной границы, возможно, вызвал оживленный обмен мнениями в правительственных кругах и в парламенте. Мне рассказывали, что министр финансов Таннер резко выступил против этой идеи. Я же, со своей стороны, не смотрел на эту проблему под таким острым углом, который, ко всему прочему, казался мне слишком формальным. Тот факт, что мир был нарушен, давал нам право продвинуться и дальше государственной границы и занять там позиции, если того потребует военная обстановка. Сопротивляясь участию наших войск в наступлении на Ленинград, я исходил прежде всего из политических соображений, которые, по моему мнению, были весомее военных. Постоянным обоснованием русских при нарушении границы Финляндии являлось утверждение, что независимая Финляндия якобы представляет собой угрозу второй столице Советского Союза. Поэтому нам разумнее было не давать противнику в руки оружия в этом спорном вопросе, который даже по окончании войны не был бы снят с повестки дня. Когда по моей просьбе президент республики прибыл в Ставку, я доложил ему об обращении военного руководства Германии, повторив, что принял на себя обязанности главнокомандующего с тем условием, что мы не предпримем наступления на Ленинград. Я также подчеркнул, что, по моему мнению, форсировать Свирь едва ли в интересах страны. Президент Рюти согласился со мной, и я 28 августа отправил отрицательный ответ генерал-фельдмаршалу Кейтелю. Что касается форсирования Свири, то немцы удовлетворились этим ответом, однако продолжали еще более настойчиво держаться за план нашего участия в наступлении на Ленинград. Поскольку я не мог выехать из Ставки для доклада президенту Рюти, я был вынужден попросить его приехать ко мне снова. Результатом переговоров с ним и на этот раз явилось письмо с отрицательным ответом, датированное 31 августа".

Об этом же пишет и Манштейн - но уже об осени 1942 года: "для нас, естественно, имело бы существенное значение, если бы в наступлении приняли участие финны, которые блокировали район Ленинграда с севера по Карельскому перешейку. Достаточно было бы, если финны сковали бы стоявшие против них пять с половиной советских дивизий. Однако соответствующий запрос, сделанный немецкому генералу при финской главной ставке, генералу Эрфурту, показал, что финское Главное командование отклоняет это предложение. Генерал Эрфурт объяснил эту точку зрения финнов тем, что Финляндия с 1918 г. всегда придерживалась того мнения, что существование Финляндии никогда не должно представлять угрозы Ленинграду. По этим причинам, отмечал Эрфурт, участие Финляндии в наступлении на город исключен". Отказались финны и участвовать в формировании кольца блокады Ленинграда, то есть в наступлении на Тихвин.

Для финнов Ленинград - это город, где они получили независимость, а Ленин для них - чуть ли не национальный герой, в отличие от Сталина. В самом Ленинграде и в непосредственной близости от него проживали финно-угорские народы. Так что фраза, будто "Финляндия выказала незаинтересованость в существовании Ленинграда вблизи своих новых границ" очень подозрительна и попахивает грубой фальсификацией исторических документов.



Сам Маннергейм указывает на интересный факт - оказывается, слухи о том, что Гитлер якобы собирается уничтожить Ленинград, появились еще в августе 1941 года: "Чувствовалось, что Гитлер в это время стал метаться, принимая решения, но, кто знает, противоречивость информации, может быть, объяснялась и тем, что германское военное руководство хотело воспользоваться случаем и достичь успеха на московском направлении и с этой целью ослабило свои боевые силы под Ленинградом, тем самым еще энергичнее приглашая Финляндию взять на себя часть усилий. Таким образом, решение об умерщвлении Ленинграда голодом, если таковое вообще было, должно было бы появиться гораздо позднее, когда надежды на участие Финляндии в наступательной операции полностью провалились".

Другими словами, получается следующая картина - первые слухи о том, что Гитлер намерен уничтожить город появляются в августе, до есть в самом начале битвы за Ленинград. Но никто не отрицает, что в сентябре немцы пытались взять Ленинград штурмом. Возникает вопрос - если Гитлер хотел уморить Ленинград голодом, то какой смысл бросать "дефицитные" войска и технику на его штурм? Маннергейм списывает это на "метания" Гитлера и почеркивает противорчивость между слухами о планах Гитлера и реальными действиями немцев. И когда в конце сентября штурм Ленинграда захлебнулся, немцы меняют тактику и переходят к блокаде города, с расчетом на его сдачу. Именно концом сентября и помечена "секретная" директива. А в 1942 году Гитлер вновь требует штурма. Так может, дело не в метаниях Гитлера, а в том, что кто-то начал распространять слухи о жутких планах Гитлера относительно Ленинграда заблаговременно, еще в августе, то есть за месяц до появления директивы? А потом, после войны, на Нюрнберском процессе неожиданно всплыла директива, помеченная концом сентября? Кто мог распространять такие слухи - догадаться нетрудно. Во всей этой истории чувствуется тяжелая политручья рука. Сталин всегда опасался города на Неве и недоверял его населению. Вспомним многочисленные "ленинградские дела". Было бы странно, если бы советские спецслужбы при приближении немцев не предприняли никаких мер, чтобы не допустить антисоветского восстания в городе. Возможно, что слухи о планах Гитлера, появившиеся за месяц до предполагаемого выхода его "секретной" директивы, полной потиворечий и нестыковок, к тому же нереализуемой на практике, распротраняли именно сталинские спецслужбы, которые затем состряпали и саму директиву, выходные данные которой, кстати говоря, не соответствуют немецкой номенклатуре документов, как и сам ее стиль.

Как бы то ни было - даже если предположить, что Гитлер действительно метался, то метание это было связано с тем, что город не удалось взять в сентябре 1941 года и поэтому было принято решение вынудить его к сдаче через осаду и блокаду. Но и в этом случае не идет речи о том, что уморение голодом населения города и его уничтожение являлось самоцелью немецкого руководства. Целью оставалось и в этом случае овладение городом, а не его уничтожение. Это подтверждают и попытки штурма Ленинграда в 1942 году - причем в разгар немецкого наступления на Сталинград .

P.S.

Блокада Ленинграда, бесспорно - одна из самых трагических страниц наполненной страданиями истории второй мировой войны. Однако, виноват ли в этом один лишь Гитлер? Сталинский режим, ненавидевший ленинградцев, в очередной раз принес их в жертву своим коммунистическим идолам, заставив претерпеть 900 голодных дней, дабы спасти Москву Сталинград и Курск, сковав силы Вермахта. Но стоило ли ленинградцам терпеть все это ради Жданова, жравшего ананасы в самые голодные дни блокады или упыря Сталина, постоянно терроризировавшего вольнодумный город?
<<<