От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 18.01.2007 17:06:50 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Re: Партии внутри...

http://www.6buro.ru/print.php?module=news&tpl=news&c_id=1383
Информационно-аналитический ресурс "Шестое бюро"

09 11 2006


Ситуация вокруг альянса Сечин-Патрушев

Противостоящая «газпромовским» альянсам группа И. Сечина-Н. Патрушева на минувшей неделе оказалась в центре внимания аналитиков в связи с тем, что её далеко идущие амбиции стали наталкиваться на нарастающую внутреннюю слабость этой группы. Аналитики называют ряд текущих целей, которые она пытается сегодня преследовать.
Помимо борьбы за активы ЮКОСа, след «Роснефти» находят в растущих претензиях налоговиков к структурам англо-голландской компании Shell, сотрудничающей с компаниями «московской группировки» Ш. Чигиринского.
Не исключено, что к этому же эпизоду имеет отношение и новый виток конфликта между премьером М. Фрадковым и министром промышленности и энергетики В. Христенко. М. Фрадков, как известно всегда с ревностью относился к В. Христенко, который не раз в прошлом рассматривался как кандидат на пост главы правительства. В прошлом году премьер достаточно придирчиво принял программу авиастроения. Явные сомнения у него вызывает и лоббирование министерством интересов российских автомобилестроителей, особенно, в той части, которая связана с их требованиями закрыть ввоз в страну автомобилей с правым рулевым управлением. Особую позицию занимает МПЭ и в вопросе о маршруте строительства нефтепровода ВСТО, настаивая на варианте, который позволил бы диверсифицировать поставки нефти на внешний рынок. Тогда как «Роснефть» настаивает на «спрямлении» маршрута этого трубопровода таким образом, чтобы нефть попадала только в Китай, министерство пытается учесть и другие интересы. Из-за несогласованности по вопросу о том, стоит ли прокладывать этот транспортный путь до терминалов, обеспечивающих транзит в Японию, в начале текущего года потерял свой пост назначенец В. Христенко в «Транснефти», вице-президент компании С. Евлахов. Руководитель Росэнерго С. Оганесян тогда же уволил своего заместителя О. Гордеева. В ответ Минпромэнерго начало «продавливать» расформирование «Росэнерго», однако, до сих пор не добилось успехов в этом.
Не менее болезненными для премьера являются особые отношения В. Христенко, с одной стороны, с В. Ивановым, а с другой стороны, с «Газпромом». К тому же, Минпромэнерго занимает покровительственную позицию в отношении проектов «Сахалин-1» (в 2005 г. В. Христенко присутствовал на «празднике первой нефти») и «Сахалин-2». «Сахалин-1» входит в орбиту интересов «Роснефти». В казусе с «Сахалином-2» В. Христенко оказался, по-видимому, втянут в конфликт интересов. «Газпром», с которым В. Христенко связывают давние отношения, и японские компании, в развитии отношений с которыми заинтересован российский ВПК, оказывают на министра давление с противоположных сторон. В результате министерство заняло в конфликте пассивную роль. Это ослабляет В. Христенко и способствует активизации его оппонентов. В настоящее время инициатива в отношении «Сахалин-2» находится в руках министра природных ресурсов Ю. Трутнева. Вернувшись на днях из поездки на Сахалин, Ю. Трутнев заявил, что хочет встретиться с В. Христенко и обсудить ситуацию, сложившуюся при строительстве нефтепровода для этого проекта.
На минувшей неделе возмущение премьера вылилось во время обсуждения программы развития судостроительной отрасли, состоявшегося 20 октября. Хотя программа была утверждена, однако при этом премьер напомнил В. Христенко о том, что его министерство уже представляло провалившуюся программу по автомобилестроению, и прямо заявил, что деятельностью В. Христенко должна заняться ФСБ.
В то же время на группу И. Сечина-Н. Патрушева обрушился целый ряд проблем. Она не смогла стабилизировать ситуацию в Приморье, где её вполне устроило бы избрание в Дальнегорске мэром А. Теребилова — вместо убитого Д. Фотьянова. Есть основания полагать, что трагедия в Дальнегорске ослабляет альянс «сечинцев» и «патрушевцев». Не случайно близкий Н. Патрушеву и весьма заинтересованный в развале группы И. Сечина — основы своего главного конкурента в лице Партии жизни, — лидер «Единой России» Б. Грызлов воспользовался этой ситуацией, чтобы обострить отношения между «лубянскими чекистами» и «сечинцами». Он назвал это убийство политическим и направил разбираться на месте депутата из Приморского края В. Усольцева. Как ни странно, информационные источники, отражающие позицию группы И. Сечина, немедленно обрушились на Б. Грызлова, фактически, проявив свою заинтересованность в том, чтобы дело осталось скрытым от широкой публики. Такое поведение настораживает и не служит укреплению солидарности группы.
В свою очередь, «патрушевцы» не проявили большой склонности к помощи «российским нефтяникам» в их утверждении в Ненецком АО. Выясняется, что практически всё руководство округа после отставки губернатора А. Баринова было оставлено новым губернатором В. Потапенко на местах. В результате ЛУКОЙЛ не только не утратил своих позиций в Ненецком АО, но и начал добиваться санкций против нелегальных буровых скважин «Роснефти», которые раньше существовали спокойно. Среди высокопоставленных российских чиновников об операции против бывшего руководства Ненецкого АО, предпринятой прокуратурой, стали говорить как о типичном примере недальновидности и нерасчётливости «российских нефтяников».
Были заблокированы и попытки «российских нефтяников» сменить руководство Карелии, которая традиционно входит в зону влияния питерского УФСБ и лично патронируется директором ФСБ. В ходе телемоста 25 октября в вопросе, прозвучавшем из Кондопоги, эта интрига, вероятно, нашла продолжение. Участница программы напомнила президенту об ответственности местных властей за известные события, что дало В. Путину повод вспомнить и о С. Катанандове, пообещать, что его еще ждет серьёзный разговор. Безусловно, такой поворот интриги вокруг карельского губернатора усилит трения между группами Н. Патрушева и И. Сечина, ослабит их альянс, что выгодно многочисленным недоброжелателям, в том числе и в администрации президента.
Таким образом, несмотря на свои близкие отношения с Н. Патрушевым (И. Сечин является представителем президента в такой влиятельной структуре, как НАК, а сын Н. Патрушева работает в «Роснефти») личный альянс оказался недостаточным для формирования прочного и устойчивого союза. В свою очередь, не способствуют стабильности нового альянса и недружественные действия против его участников, принимаемые влиятельными околопрезидентскими группировками. Примером может служить возбуждение Генпрокуратурой уголовного дела за разглашение гостайны в отношении чиновников аппарата правительства РФ, передавших представителю ТНК-ВР материалы, подготовленные к заседанию кабинета министров. Раскрутка этого дела может ударить по правительству и альянсу между ФСБ и «сечинцами».
Неизвестно, как может развернуться и открытое 26 октября уголовное дело по факту утечки информации о ходе следствия об убийстве А. Козлова. По предположениям экспертов, скорее всего, оно будет «спроецировано» на аппаратных противников С. Собянина. «Под раздачу» при этом легко могут попасть и представители патрушевско-сечинского альянса.
По-видимому, эти, а также некоторые другие причины, связанные с внутрикомандной конкуренцией, получили яркое и привлекшее внимание всех аналитиков выражение в скандале, разразившемся в правительстве после доклада В. Яковлева о реформах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За эти реформы, кстати, в принципе отвечает известный финансист, ныне замглавы Росстроя В. Коган. Как В. Яковлев, так и группа В. Когана являются фаворитами Н. Патрушева. Впрочем, мнения аналитиков разделились, и некоторые утверждают, что ослабление позиций этих чиновников связано с укреплением личной унии между «сечинской» и «патрушевскими» группировками.
В любом случае, однако, очевидно, что недавно сложившийся альянс И. Сечина и Н. Патрушева стоит перед серьёзными испытаниями, которые неизбежно за собой повлечёт любая его реструктуризация, — полагают аналитики. В случае ослабления и распада этого альянса эфемерно выглядят шансы на успех главного политического орудия «сечинцев» — коалиции «новых левых», «Справедливой России». Не исключено, что это также стало причиной упомянутых выше слухов о намерении президента пойти на досрочные выборы. Он может опасаться, что структуры «Справедливой России» могут не выдержать тех нагрузок, с которыми им придется столкнуться, если президент решит использовать эту партию для пересадки в кресло премьера. Впрочем, судя по ряду признаков, этот вариант остаётся.
Не исключено, что именно серьёзные проблемы, с которыми продолжает сталкивать «сечинская» группа и подтолкнули главу правительства обрушиться с критикой на членов кабинета министров, обвинив их в организационной немощи и недостаточном знании предмета, воспользовавшись замечаниями, сделанными президентом по адресу кабинета министров в ходе общения с населением 25 октября. Особый упор М. Фрадков при этом сделал на критике ключевых ведомств, отвечающих за товарные рынки, балансы аналитических ресурсов, лесной комплекс, строительство, диверсификацию экономики, инфраструктуру, дороги. Этот выпад выглядел не вполне адекватным, поскольку президент, как признал сам М. Фрадков, высказывал свои претензии в деликатной и обтекаемой форме. Особенно интересно, что премьер и в данном случае не удержался от критики работы информационной системы на рынке алкоголя и обещал назвать виновных по именам. Учитывая, что речь идет о ведомствах, которые находятся под контролем самого М. Фрадкова и даже самого ФСБ, «истерика» премьера вполне может быть связанной с появлением серьёзных вызовов его собственным позициям. Не исключено и то, что стимулятором активности премьера стали обнаружившиеся повсеместно проблемы с новым отопительным сезоном (по слухам, в ряде мест во время телемоста жители порывались рассказать о них президенту, создавая заметный «шумовой фон»).


Источник: Еженедельный обзор "О некоторых элементах развития обстановки"