|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Дм. Ниткин
|
|
Дата
|
18.10.2006 01:58:54
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Думаю, это будет неожиданным поворотом темы.
Инетересный момент. У меня тоже нет машины.
А деньги найдутся - не только на "Жигули".
Только вот пересаживаться на личный автомобиль и становиться его рабом - не желаю. Автомобиль удобно. Иногда он безальтернативен. Ловлю или заказываю такси. Между прочим, - много дешевле во всех смыслах.
И в отличие от владельцев автомобилей, которые, по моим наблюдениям, перестают переносить общественный транспорт, - я нормально езжу на всех видах общественного транспорта. Ну какого черта мне нужен автомобиль на котором утром доехать до работы - полтора-два часа через пробки, когда на метро - чуть менее часа.
И совершенно верно в отношении чтения и мышления. В общественном транспорте я могу читать, могу думать. И в такси могу думать. А в личном автомобиле не почитаешь - это совершенно точно. А если шибко задумаешься, - попадешь в аварию.
Т.е. все-таки речь не о благосостоянии. Дело в чем-то ином.
_______________________________________
То, что наличие чего-то собственного является прежде всего удобством - во все века оправдывало личное накопительство. И индивидуализацию. У монахов раннего устава св. Бенедикта - недопустимо было вообще иметь хоть что-нибудь личное, собственное. Не должно было быть ни личной книги, ни личного грифеля для письма. - Все есть, все доступно, но только не личное.
Но большинству людей это неудобно.
Почему-то людям во все века хочется, чтобы была личная лошадь, личная авторучка, своя личная домашняя кошка или собака.
На примере лошади, правда, очень хорошо просматривается важнейший, на мой взгляд, аспект этого явления. Между человеком и лошадью устанавливается духовный контакт. Но ровно похожий контакт устанавливается и между старой, привычной, родной вещью - и ее хозяином. Человек, обзаводясь вещами, строит вокруг себя уютный микромир. Дом - это не только крыша над головой и стены с окнами. Дом - это еще и любимая чашка, любимое место за столом, родной шум холодильника... Для кого-то - и родная машина с привычным беспорядком в багажнике, с ощущением машины, как продолжения самого себя. Когда по неуловимым изменениям поведения машины - чувствуешь, что в ней что-то не так.
Но ровно таким же родным становится и рабочее место в лаборатории, станок на заводе, трактор в колхозе. Такими же родными для доярки становятся ее коровы. И ровно так же в былые времена родными становились для людей другие предметы труда и быта. Становились их микромиром.
У нас у каждого есть свой микромир. Жить без которого - невыносимо.
И я вот не желаю, чтобы в мой микромир вторгался личный автомобиль. Он враждебен тому миру, в котором я живу. Он слишком требователен. Он отнимет часы моей жизни каждый день - и направит их в другую жизнь. В жизнь дороги, светофоров, дорожных знаков и реакций на другие машины. Да гори оно огнем!
Автомобиль способен изменить мой мир до неузнаваемости. Отобрать часть моей души у других вещей и дел. Дел, в которых я полнокровно живу. Ему нужны не столько мои деньги, сколько часть меня самого. И именно это - самое страшное в его приобретении.
Так вот. Я утверждаю следующее. Автомобиль - мощнейшее средство изменения самого образа жизни, отчуждения людей от прежних интересов и предпочтений в пользу автомобиля и всего, что связано с его эксплуатацией. Когда человек поддается моде на автомобиль? - Да тогда, когда он при этом ничем ценным не жертвует. Когда то, с чем приходится расставаться, - не устраивает. Когда обновление существования назрело.
Я, конечно, не говорю о том случае, когда без автомобиля человеку - веревка. Когда приобретение автомобиля - жертва во имя другой части жизни.
Но в основном мода на автомобиль, который на самом деле в той же Москве - зачастую сегодня создает множество проблем,- от общей душевной неустроенности. Ну нет автомобилю альтернативы. Когда денег было поменьше таким предметом, обновляющим существование, был мобильник. Это нечто вроде развода и нового брака, вроде смены мебели в доме, вроде.
Автомобильный ажиотаж - следствие того, что все остальное или многое из того, с чем сталкивается человек, - стало чужим, отталкивающим. В первую очередь, - то что относится к общественному существованию. Станок - чужой, офис - чужой, политика - чужая. Милиция - враги. И даже футболисты команды, за которую болеешь, - не привычная родная команда,- а чехарда наемных легионеров и тренеров. Именно это - индивидуализирует. А автомобиль - всего лишь один из индикаторов указанного процесса индивидуализации. СЛЕДСТВИЕ, но не причина.
Еще один важный аспект модности автомобилей - именно в том, что ездить на них в городских условиях трудно.
У многих ведь жизнь такова, что в ней просто делать нечего. Типа когда та же работа - есть именно отработка времени от звонка до звонка. А вот доехал до дома - вроде как жил, а не медленно гнил.
Автомобиль - создает суррогат творческой жизни. Эмоциональность езды в городских условиях той же Москвы -компенсирует острую нехватку эмоциональности трудовой деятельности. Чем рутиннее труд, тем острее нужда в выходе из рутины. Причем активном. И автомобиль предоставляет такой выход. И десятки тысяч разбившихся в ДТП - цена не росту автомобилизации, а цена резко возросшей обезличенности, бесцельности труда массы барменов, клерков, именующихся менеджерами, официанток и т.д.
Но это опять-таки не индивидуализация. А тоже - следствие индивидуализации. Т.е общественных условий, в которых большинство народа отчуждены от целей деятельности, за которую получают деньги. Целей, которые, если они становятся общими и для руководителя, и для исполнителя, и для окружающих, - и есть условие слияния людей в коллективы и народы.