От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 04.09.2006 23:25:41 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Анна Немцова. Российский Вудсток ("Newsweek", США) (*+)

Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/229702.html



Российский Вудсток ("Newsweek", США)
Рок-н-ролл и революция? Не для этого поколения


Анна Немцова / Anna Nemtsova, 04 сентября 2006

Попробуйте подобрать ассоциации к словам "русский" и "Вудсток"
(рок-фестиваль в США в 1969 г., ставший для многих олицетворением эры
хиппи - Прим. пер.) и вы получите приблизительное представление, о чем
речь. Грязь. Водка. Проливной дождь. Злобные стражи порядка. Жуткие
санитарные условия. Восемьдесят тысяч подвыпивших, счастливых, грязных
людей. Фестиваль "Нашествие" - самый масштабный, пьяный и веселый
рок-фестиваль в России. Проходит он на огромном поле в 200 км к востоку
от Москвы. Я регулярно посещаю его уже много лет. В этот раз я впервые
взяла с собой своего 14-летнего сына Сашу. Это было ужасно.

Какие перемены. Когда я начала ходить на такие концерты, а это было
где-то в 1988 г., они обычно проводились на чьей-нибудь квартире,
забитой до отказа, где зрители сидели на полу. Исполнители зачастую были
объявлены КГБ в розыск. Подростки склонны к излишней драматизации, но
это и правда было очень серьезно. Мы как минимум рисковали нажить
проблем с родителями. А в худшем случае нам грозила тюрьма за общение с
"диссидентами" в ту репрессивную, все еще коммунистическую эпоху.

Мой сын растет в совершенно другой России. Теперь вы не увидите на
"Нашествии" сотрудников тайной полиции, разве что как зрителей. Теперь
здесь танцуют и целуются. 23-летняя Вероника с цветастым индийским
шарфом на бедрах поверх джинсов слушает горловое пение сибирского
шамана. Она здесь затем, чтобы "хотя бы на несколько дней забыть о
стране и политике". Другие зрители разрисовали лица яркими красками,
нацепили рога и улыбающиеся мексиканские маски. Каких только флагов нет
в толпе - и коммунистические, и имперской России, и даже американской
Конфедерации. Один парень с Че Геваррой на знамени громко жалуется, что
"на фестивале недостаточно свободы". Под этим он подразумевает свободу
пронести сюда водку.

Свобода. Во время перестройки, когда я ходила в школу, у этого слова
было совсем иное значение. Наши учителя истории только-только выбросили
старые советские учебники и на уроке вслух читали нам газеты. Наши
рок-кумиры говорили нам, что мы - часть чего-то большего. "Этот поезд в
огне, и нам некуда больше бежать", - пел Борис Гребенщиков из
"Аквариума". "Перемен требуют наши сердца!" - восклицал Виктор Цой,
лидер группы "Кино". Тогда никто не думал о том, чтобы "забыть" о
политике. Вся страна открывалась миру; в наэлектризованном воздухе
витало что-то новое. Это пьянило сильнее, чем пиво.

Некоторые из музыкантов, выступающих на "Нашествии", тоже помнят то
время. Константин Кинчев, лидер классической рок-группы "Алиса", - это
российский Лу Рид (Lou Reed). Он начал с исполнения старого хита,
написанного еще 15 лет назад. В припеве есть такие слова: "Смутные дни -
время делить власть! Смутные дни - время решать, с кем ты!" Тогда, 15
лет назад, эти слова значили одно. Сегодня - совсем другое. Когда-то
Кинчев бунтовал против режима, а среди его последних работ -
православный рок и патриотические песни. Его шоу напоминало возрождение
былой "Алисы". Кинчев демонстрировал татуировки на мускулах и бросал
яростные взгляды на толпу, где агрессивно толкались фанаты, завернутые в
знаменитые черные флаги группы. Но прислушайтесь. "Испокон веков
граничит с Богом моя светлая Русь, - поет Кинчев. - Мы рождены под этим
небом! За светлую Русь!"

Два года назад, в декабре, я была на Майдане в Киеве, когда тысячи
молодых людей вышли на улицы в грязь и слякоть, чтобы опротестовать
фальсифицированные выборы. Их "оранжевая революция" одержала победу. Ее
топливом была надежда на будущее, а ее пищей - музыка. Коллективы вроде
"Океана Эльзы" бесконечно сменяли друг друга, развлекая мерзнущую толпу.
Там и тогда музыка действительно была революционной.

После революции в Киеве заместитель главы президентской администрации
Владислав Сурков собрал у себя крупнейших рок-звезд перестроечной эпохи,
подлинных героев моего поколения, чтобы узнать, не собирается ли
кто-нибудь из них создать политические хиты. Они кротко ответили, что
нет. "Рок-звезды не рискуют писать политические песни, - говорит
известный рок-критик Артемий Троицкий. - Это означало бы попасть в
черный список на государственном телевидении".

Рядом со мной в толпе "Алисе" подпевает Александр Ежик, 23-летний гигант
в кожаной куртке, с собранными в хвост длинными волосами. Пытаясь
утешить меня, он говорит, что у российской молодежи есть все, что нужно.
"Мы не хотим новых баррикад. Жизнь только-только стабилизировалась.
Спросите у людей. Я уверен, что две трети проголосовали бы за Путина
прямо здесь на фестивале".

Говоря это, он подмигивает, как будто желая сказать, что в России
все-таки есть подпольное движение. Затем вытаскивает пластиковую бутылку
из-под пива, наполненную прозрачной жидкостью. "Чистый самогон!" -
ухмыляется он. Возможно, старая пословица правдива и в отношении
сегодняшних молодых россиян. Мы пьем, чтобы забыть, что мы потеряли.




: Наталья Латышева, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 04 сентября 2006, 12:46


------------------------------------------------------------------------
--------
© ИноСМИ.Ru 2000-2006. Все права защищены и охраняются законом. При
полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru
обязательна (в интернете - гиперссылка). Адрес электронной почты
редакции: info@inosmi.ru. Информация о рекламе на сайте adv@rian.ru