политической и экономической силой, но почти никогда не пытаются взять власть и пользоваться ее возможностями.
На Руси, если верить писанной истории, прецедент был. Власть некоторое время держал митрополит Алексий. Но он тоже был - не вполне монах. Он уже мирской князь церкви, причем выходец из семьи крупных бояр. А вот монах-игумен Сергий Радонежский - отказался от буквально сваливавшейся в его руки церковной, а заодно(в силу обстоятельств) - и светской власти.
Ранее, в 13 веке, когда покровительствовавшая монахам династия Штауфенов не без участия Рима пресеклась, монашество никоим образом не участвовало в борьбе за чрезвычайно важную для его независимого существования корону Священной Римской империи. И стало в итоге игрушкой в руках Римского папы. И результат не замедлил сказаться. В 14 веке, в годы Авиньонского пленения папа постановил, что назначение аббатов и настоятелей монастырей - его прерогатива. Предварительно - монастыри были, видимо, принуждены к массовому переходу от бенедиктинского устава(при котором аббат избирается) к августинскому(в котором о выборах - ни слова).