Мнение обозревателя
Только так следует толковать — как политически, так и семантически — озвученные С.Мироновым и А.Бабаковым планы объединения Партии жизни и «Родины» в одну «мощную системообразующую партию левого толка».
Стихийно возникший конкурс на лучшее наименование нового образования уже выявил победителя — «Рожи». Однако пресс-конференция обоих лидеров прошла под иной афишей, на которой значилось: «Актуальные левые — настоящая Россия». Сколько уже было этих «Россий»! Демократическая, трудовая, новая, либеральная, субтропическая, свободная, единая, другая... И вот еще «настоящая». Похоже на соревнование пивных брендов.
Для «Родины» в ее первоначальном антиолигархическом и патриотическом образе это конец. Последовательное удаление более или менее известных имен — Глазьева, Бабурина, Рогозина, Делягина — оставило во главе партии российско-украинского олигарха Бабакова. Под его предводительством «Родина» полностью самоустранилась в последние месяцы от участия в каких бы то ни было массовых акциях протеста и заговорила о приоритете «органической законодательной работы», имея в Госдуме фракцию численностью 29 человек.
Поэтому рассчитывать на какую-либо приличную роль в новообразовании ей не приходится. Тем более что борода Миронова уже примелькалась и значительно более узнаваема, чем лысина Бабакова. Очень любопытно будет услышать, что скажут по этому поводу родинские публицисты. На кого и на что им теперь опираться в борьбе за «пятую империю»?
Сценарий ясен. Еще весной (См. «Партии и спойлеры». «СР». 04.04.06) мы прогнозировали, что на федеральных выборах против КПРФ будут выставлены один-два спойлера, ибо в большем числе они начнут отбирать голоса уже у «партии власти». А так как спойлеров больше двух — есть еще «пенсионеры», «аграрии», «Патриоты России», не говоря уже об ЛДПР, — то большинство их неизбежно будет «замочено» перед думскими выборами 2007 года. А вот кого именно «замочат», определится в ходе подковерной борьбы различных кремлевских группировок. Многое также зависит от того, как власть собирается использовать спойлеров. Либо их будут тасовать, используя для решения текущих конъюнктурных задач по раздроблению левопатриотического электората, либо их попытаются каким-то образом объединить и сконструировать вторую, бутафорскую, «партию власти» для создания видимости двухпартийной системы.
Так оно и получается. Гениальное в своем простодушии заявление сделал один из руководителей ПЖ: «Если попытаться определить круг политических сил, которые могут присоединиться к нам, я бы сказал так: это те партии, которые сегодня не могут рассчитывать самостоятельно преодолеть барьер для прохождения в Государственную думу в 2007 году». И далее перечислил всех по алфавиту — от «аграриев» до «экологов». Как наиболее вероятное наблюдатели расценивают присоединение к коалиции Партии пенсионеров.
Однако сложение в политике может привести к разным и даже противоположным результатам. Могут получиться как усиление, так и аннигиляция, взаимное уничтожение. Так что вовсе не факт, что «Рожи» составят ядро второй «партии власти». Не исключено, что популярный бренд «Родины» уничтожается с целью расчистки политического пространства для каких-то иных, пока неведомых сил. Поэтому и реакция опытных околокремлевских политиков далека от единодушия. Функционеры ПЖ восприняли весть об объединении на ура, чего нельзя сказать о функционерах «Родины». В ней вполне возможен очередной раскол, который низведет ее совсем уж до мизерного состояния. Никакого энтузиазма не проявили и деятели «Единой России». А явно обеспокоенный Жириновский назвал новую партию партией аутсайдеров.
Как бы то ни было, явственно обозначился курс на формирование «двухпартийной» системы. Идея не нова, и была выдвинута еще в 1995 году Шахраем: создать два предвыборных блока — правоцентристсткий («Наш дом — Россия») и левоцентристский («Блок Ивана Рыбкина»). Первый блок было поручено тогда создавать губернаторам, второй — спикерам законодательных собраний. В итоге спикерский блок набрал на выборах что-то около одного процента. Еще одна аналогичная попытка в 2003-м принесла спикерскому блоку Миронова и Селезнева такой же результат.
Удастся ли третья попытка? Это зависит от того, насколько эта виртуальная «двухпартийность» соответствует реальной действительности. Такой, например, как волнения среди отнюдь не беднейших слоев населения — обманутых дольщиков, автомобилистов, рабочих «Сургутнефтегаза» и т.д. Я полагаю, что «левоцентристская» партия создается для улавливания именно их симпатий. И с этой точки зрения организаторы правильно выбирают объект воздействия. Но предлагают ему слишком мало. Ведь Миронов подчеркнул, что «новая партия будет в оппозиции к «Единой России», но не к пути, который наметил и проводит Владимир Путин». Если же учесть, что «путь, который наметил и проводит Владимир Путин» заключается в дальнейшем усилении бюрократического произвола в экономике, политике и судопроизводстве, то разноречия относительно нюансов его осуществления все больше становятся на спор остроконечников с тупоконечниками из первого путешествия Гулливера.
Так что выбор невелик. В его пределах «Рожи» будут не левоцентристской, а типично кадетской партией. Партией гнилого компромисса между правящей бюрократией и верхушками среднего класса. Разумеется, такой компромисс не исключен, хотя в нынешних условиях даже он достижим не без труда. Однако он оставляет за бортом объективные интересы подавляющего большинства населения. В России, как и сто лет назад, существуют три политических лагеря — бюрократический, либеральный и леводемократический. И чтобы выдать себя за демократов и «левоцентристам», и либералам придется лгать. Лгать с помощью телевидения и административного ресурса.
Политический итог происшедшего подвел исключенный из «Родины» бывший председатель ее программного совета М.Делягин: «Действительно, авторитетный политик Миронов и авторитетный бизнесмен Бабаков консолидируют левых. Только они забывают упомянуть, что они их консолидируют вокруг КПРФ».
К подобным «советам постороннего» стоит прислушаться.