От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 13.05.2006 12:58:43 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

На строительстве МГУ было задействовано 2 миллиона зэков?? (*+)

http://www.izvestia.ru/petrovskaya/article3092660/

Стыд - двигатель телепрогресса?
Ирина Петровская
Новость, о которой на минувшей неделе везде шумели рыбаки, а точнее,
кричали СМИ, кажется поистине сенсационной: Малахов бросает Малахова. То
есть молодой телеведущий уходит от пожилого целителя, покидая
территорию, обещавшую стать поистине золотой жилой, поскольку темнота в
нашей стране - залог не только здоровья масс, но и коммерческого успеха
телеканалов.

По официальной версии, Боливар не вынесет двоих - в том смысле, что
основная программа "Пусть говорят" Андрея Малахова собирается
расширяться, а ведение двух ежедневных проектов несовместимо с жизнью.
По неофициальной - ведущий понял, куда вляпался, и спешит
дистанцироваться от бездны мракобесия, которая разверзлась в утреннем
эфире "Первого канала". Люди, знающие Малахова, даже уверяют меня, что
он стыдится участия в этом сомнительном предприятии и мечтает ударным
трудом в "Пусть говорят" искупить свою вину, тем более что и здесь есть
большие резервы для возбуждения в ведущем чувства здорового
человеческого стыда.

Если это так, то решение Малахова достойно похвалы. Значит, они,
нынешние "лица" нашего телевидения, оказывается, еще не утратили
способность стыдиться. А представляете, если вдруг застыдится Петросян?
Проснется рано утром, схватится за голову: "Мама дорогая, что же я
делаю?" И, зарыдав, уйдет с телевидения, во что, конечно, верится с
трудом.

Первомай на телевидении прошел под его, Петросяна, знаком. Как, впрочем,
и Новый год, и 8 Марта, и все остальные праздники. Юбилей своего
главного "народного артиста" канал "Россия" растянул аж на два дня, но
не успел он закончиться, как на канале пошла обильная реклама очередного
"Кривого зеркала". Причем она перебивала даже "Дежурного по стране"
Михаила Жванецкого - и именно тогда, когда он говорил о бессмысленности
сегодняшнего телевидения вообще и телевизионного юмора в частности. Это
все равно что программу "Здоровье" с Еленой Малышевой, противницей
всяческого самолечения и густопсовой темноты, перебивать рекламой
целителя Малахова. Только еще более оскорбительно. Жванецкий на
сегодняшнем экране - луч света в темном царстве. Для тех, кто понимает.
Даже удивительно, что программа до сих пор выходит в эфир: таким
диссонансом "общей линии" она кажется.

Да честно говоря, все осмысленное и окрашенное индивидуальностью таланта
кажется на общем бессмысленном фоне диссонансом. Но пусть будет - иначе
зрители или вообще забудут, что телевидение бывает качественным и умным,
или перестанут его смотреть (что вряд ли: куда деваться простому
российскому зрителю долгими зимними вечерами?).

Елизавета Листова появляется на экране крайне редко. Еще реже, чем
Жванецкий (у Михаила Михайловича есть хотя бы один эфир в месяц). Цикл
Листовой "Советская империя" на канале "Россия" идет ни шатко ни валко.
Перерывы между сериями исчисляются месяцами, зрители уже успевают забыть
о его существовании. Будь Листова поциничнее да "посовременнее", кропала
бы, как все, желтоватенькую "документалку" и хорошо бы себя чувствовала.
Но ей стыдно делать халтуру. Листова - выходец из "того" НТВ, и это
многое объясняет. И ее нынешнюю, далеко не полную востребованность, и
стиль ее работы, выдающий, несмотря на молодость автора, приверженность
"старой школе". Фильмы, которые она делает, отличают точность замысла и
филигранность исполнения.

Мы уже видели ее фильмы "Гостиница "Москва", "Останкинская башня",
"Артек", посвященные символам советской эпохи. Перед первомайскими
праздниками канал "Россия" показал новую серию цикла - "Высотки",
рассказывающую о советских небоскребах, которые были призваны
символизировать мощь победившего в войне государства и, разумеется,
утереть нос всем врагам. Тем, кто сегодня обожает рассуждать о силе и
величии вождя народов, не только сплотившего народ в борьбе с фашистами,
но и вдохновившего его на послевоенное строительство в рекордные сроки,
Листова напоминает, как это было, а главное - какой ценой. Шокирующая
подробность: на высотное здание Московского университета на Ленинских
горах ушло столько же денег, сколько было выделено на восстановление
всего Сталинграда! Шокирующая история: на стройке века было занято два
миллиона заключенных, которые не только работали бесплатно - за баланду
и надежду на досрочное освобождение, но и позировали многочисленным
скульпторам, создававшим для высоток образы советских тружеников в
камне.

При этом никому из ютившихся в избах и бараках окрест красавца
небоскреба и других "красавцев" жилья в элитных домах не досталось. В то
время как фасады элитных зданий украшались скульптурами, а внутренние
интерьеры отделывались мрамором, люди жили в своих убогих лачугах без
света и воды, бабы ходили к ближним колодцам с коромыслами, а на фоне
всей этой денно и нощно возводимой красоты паслись козы-кормилицы. За
право поселиться в престижных новостройках не на жизнь, а на смерть
сражалась советская элита. "Дорогой Лаврентий Павлович, - писали
жалостные письма всесильному сталинскому наркому лучшие люди страны. -
Войдите в наше положение. Нынешние жилищные условия не позволяют сполна
реализовать творческий потенциал. Напоминаем о наших заслугах". И Берия
накладывал резолюции "Рассмотреть!" или "Отказать".

Товарищ Сталин не только лично утверждал архитектурные проекты, но и
вносил коррективы в уже готовые здания. Так, решив, что высотка на
Смоленской площади слишком напоминает американские аналоги, вождь
повелел возвести над ней шпиль, что и было сделано, совершенно разрушив
первоначальный архитектурный замысел. Решение о строительстве на
Воробьевых горах здания Московского университета тоже было принято лично
им - причем буквально за 15 минут. Скептики возражали. Не нужно, мол,
МГУ такое большое здание - достаточно будет четырех этажей. Но глава
государства собственноручно утвердил и "этажность", и количество комнат
в общежитии. Подчиненные взяли под козырек. Вот такие были времена.

Впрочем, что значит "были"? Буквально через день после показа "Высоток"
мы могли по тому же телевизору наблюдать своеобразную перекличку времен.
Это выглядело очень эффектно. Специалисты докладывают президенту Путину,
где и как пройдет нефтепровод. Президент подходит к карте. На кону не
только нефтепровод, но и славное озеро, священный Байкал, который, как
уверяют экологи, вновь оказался в опасности. Владимир Владимирович
интересуется: "Есть ли возможность отнести строительство нефтепровода
подальше от озера?" Не услышав мгновенного ответа, президент решает:
значит, есть. Подходит к карте и лично - стрелочками - намечает на ней
территорию, где будет нефтепровод заложен. И вы говорите - "другие
времена". Времена в нашей стране всегда одни и те же - с некоторыми,
конечно, поправками на текущую реальность.

Такой персонаж, как Жириновский, был по прежним временам и понятиям
решительно невозможен. Власть всячески охраняла и пестовала миф о
собственной сакральности, а тут - полнейшая ее десакрализация. Владимир
Вольфович накануне Первомая широко отметил свое шестидесятилетие. Ну, не
так широко, как Петросян, но тоже очень представительно. Юбилей лидера
ЛДПР осветили почти во всех выпусках новостей, но программа "Максимум"
подобралась к телу юбиляра ближе всех. Это надо было видеть. Жириновский
в знаменитом картузе едет в Кремль по Кутузовскому проспекту на черном
лимузине-кабриолете. Автомобиль сопровождают гаишная машина с мигалкой и
сиреной, а также кортеж мотоциклистов. Вождь характерным движением руки
приветствует стоящий в пробке народ. Народ явно не безмолвствует (сама
автомобилистка, знаю, какие слова и мысли рождают вот такие кортежи,
провоцирующие пробки на Кутузовском), но слов, слава богу, не слышно.

Зато в других кадрах отчетливо слышно, как наш недавний орденоносец,
отмеченный орденом "За заслуги перед Отечеством", посылает по всем
известному адресу тех, кто до сих пор донимает сына юриста вопросами о
его национальной принадлежности. Смачно так посылает, как, видимо, и
полагается по правилам сегодняшнего хорошего тона заслуженному
гражданину нашего многострадального Отечества. Вот уж кому совершенно не
стыдно. Да и чего стыдиться, если именно благодаря многолетнему эпатажу
Жириновский - неизменный и желаннейший герой ТВ, которое вместе с ним
тоже забыло стыд. Ну разве что телеведущий Малахов - наша последняя
надежда и опора? Вишь ты, устыдился, ушел с хлебного места. Впрочем,
свято место пусто не бывает.