|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Дм. Ниткин
|
|
Дата
|
28.04.2006 22:46:40
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Re: И Вы...
>Значит, в обществе не бывает объективных процессов? Кроме, разве что, эпидемий?
И что Вас в этом смущает?
В обществе, кстати, практически не существует равновесных процессов. Типа когда на бесконечно малое изменение параметров общество отзывается бесконечно же малым откликом. Как правило, изменение условий долгое время как бы не замечается обществом. А потом, при наличии либо очень существенных природных(стихийные бедствия, эпидемии) или общественных(война) факторов или весьма сильной личности, облеченной большими правами и владеющей достаточными ресурсами, происходит выход общества из равновесия. В период неустойчивости общественные процессы становятся чувствительны к гораздо более слабым толчкам. Но опять-таки разных сил, осуществляющих такие толчки - не много. Считанные единицы позиций, являющихся как правило позициями нескольких других сильных фигур. В итоге общество переходит в иное состояние. Из которого снова упорно не желает выползать.
Приблизительно так же происходит и ценообразование. Скачками - переходами.
Чехарда цен в неустойчивые периоды и колебания при чьих-то тщетных попытках сдвинуть ценовой уровень в желаемую сторону в устойчивый период - как правило, только создают впечатление объективного процесса типа броуновского движения или тепловых колебаний.
Но то, что устаканивающаяся цена не является объективной, подчеркивает хотя бы то, что на заре капиталистических отношений между католической церковью и идеологами капитализма шла упорная теоретическая борьба за то, что считать правильной ценой. Церковь настаивала на существовании определенных справедливых цен на каждый товар и продукт. Гуманистам были нужны сверхприбыли. В итоге каноническое право было отторгнуто, капитализм обратился к римскому праву с его декларируемой свободой продавца назначать желаемую им цену, а покупателя - покупать или не покупать.
Два подхода объективировали два несвместимых ценовых уровня. - ОБЪЕКТИВНЫХ, заметьте!
Одна объективность аппелировала к божественной объективности, другая - к объективности статистических процессов. Но в сущности первый подход был просто религиозной формой выражения общественных(т.е. тоже статистических) моральных оценок в отношении ценообразования. И эти две статистики очень и очень заметно расходились. - В разы!
Отмечу, что цена нефти, менее, чем за 10 лет с 1998 года прошедшая путь от 8 до 75 долларов - как бы совсем не похожа на объективно складывающуюся.
Точно такая же борьба шла вокруг ростовщического процента. 0 - 6 - 12%. Религия иудеев считала объективно недопустимой лихву в отношении единоверцев. Но настаивала на лихве в отношении чужаков. Римская церковь отстаивала недопустимость процента. Но сама оказалась важнейшим кредитором. И личные интересы князей церкви оказались выше объективно недопустимого презираемого всеми лихоимства в отношении собратьев во Христе.
Ну а конкретные 12% выкопали в начавших "находиться" сводах древнего римского права.