От Durga Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 03.05.2006 15:08:02 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Молодежь зовут на «антиоранжевые» баррикады

Привет

Молодежь зовут на «антиоранжевые» баррикады
Евразийцы упрекают власть в неумении «строить империю» и обучают этому мастерству своих активистов
Праворадикальная организация Евразийский союз молодежи (ЕСМ) представила в среду молодежный «Антиоранжевый фронт», куда вошли представители республик, входящих в состав РФ, а также молодые люди из некоторых стран СНГ. Как следует из названия фронта, его активисты намерены бороться с угрозой цветных революций на пространстве СНГ, и бороться самым серьезным образом – вплоть до создания силовых бригад «уличного реагирования». Эксперты не видят у нового молодежного проекта серьезных перспектив как в силу мифологизированности самой «оранжевой» угрозы, так и в силу отсутствия интереса к проекту в Кремле, где для этой цели уже создано движение «Наши». Кроме того, наблюдающийся сейчас подъем молодежных движений будет кратковременным и пойдет на спад уже после думских выборов 2007 г. по чисто демографическим причинам, полагают эксперты.

За последние два года в России произошло резкое увеличение активности молодежных политических организаций. Существующие партии будто вспомнили о своих зачастую номинально существующих молодежных отделениях, и те «проснулись»: очень активно проявили себя молодежные «Яблоко» и «Родина». Постоянно создают информационные поводы такие радикальные группировки, как НБП (Национал-большевистская партия) и АКМ (Авангард красной молодежи). Власть также озаботилась формированием подконтрольной ей молодежной среды: так были созданы «Наши» и «медвежий» комсомол «Молодая гвардия», преобразованная из довольно инертного «Единства». Эксперты отмечают возросшую роль молодежи в политике и «цветных революциях» на постсоветском пространстве, победа которых была во многом предопределена организованным участием молодежи в уличных акциях. Прокремлевские молодежные движения возникли как раз из-за того, что власть опасается повторения таких революций. Тем не менее идейными вдохновителями антиоранжевого фронта стали ультрапатриоты-евразийцы, провозглашающие своей целью создание «евразийской конфедеративной империи» в границах СНГ.

О намерении ЕСМ создать «Антиоранжевый фронт» было заявлено еще в сентябре 2005 г., однако презентация проекта состоялась только сейчас. С тех пор на пространстве СНГ не произошло ни одной революции, и члены ЕСМ склонны считать это своей победой. В «Антиоранжевый фронт» вошли такие организации, как Марийский и Башкирский союзы молодежи, Татарский союз молодежи «Азатлык», украинская партия «Братство», а также казахская, узбекская и киргизская молодежь. Их представители заявляют о готовности вывести на улицы в случае необходимости по несколько десятков тысяч активистов. В «Антиоранжевый фронт» вошли даже представители НБП – правда, той ее части, что откололась от Эдуарда Лимонова и исключила его из своих рядов. Идеолог «неоевразийства» Александр Дугин напомнил журналистам, что именно он стоял у истоков НБП и является автором лозунга партии «Россия – все, остальное – ничто», а потому вхождение «нацболов» в «Антиоранжевый фронт» вполне закономерно.

Наиболее активно «Антиоранжевый фронт» действует на самой родине «оранжевой революции» – Украине. Там активисты «Братства» несколько раз пытались штурмовать администрацию президента Ющенко, а сейчас готовят кампанию против вступления Украины в НАТО. «Украина снова становится центром оранжевой угрозы, там может воссоздаться «союз оранжевых», – пугал своих товарищей лидер ЕСМ Валерий Коровин, намекая на возможность блокирования пропрезидентской «Нашей Украины» и блока Юлии Тимошенко. «Мы будем игнорировать границы между Украиной и Россией и оставляем за собой право создать молодежную повстанческую армию для сопротивления «оранжевому» режиму на Украине, и если не удастся вернуть всю Украину в состав «евразийской империи», мы отторгнем от нее хотя бы близлежащие к России части», – такие нападки на украинскую государственность прозвучали с трибуны съезда ЕСМ из уст г-на Коровина.

Лидеры ЕСМ говорят об «Антиоранжевом фронте» как об инициативе снизу и всячески отрицают любое участие властей в создании их проекта. Вообще отношения между администрацией президента и ЕСМ характеризуются принципом невмешательства. «У нас есть соглашение, что они не мешают нам, а мы не ругаем Путина, – пояснил Коровин в интервью RBC daily. – Путин для нас – фигура умолчания». Этим антиоранжевые евразийцы отличаются от не менее антиоранжевых «Наших» – движения, созданного администрацией президента также для противодействия возможным попыткам смены власти в России путем «майданных технологий».

Отличие евразийцев от прокремлевских молодежных движений четко сформулировал представитель руководства ЕСМ Юрий Горский. «Конечно, это можно понять, когда молодой человек идет в «Молодую гвардию» или к «Нашим» – ведь «Молодая гвардия» обещает молодежные квоты (20%) при выборах в Госдуму, а «Нашим» обещают стажировки в администрации президента, но все они некомпетентны в строительстве империи, а здесь учат строить империю!» – провозгласил он.

Эксперты не видят серьезной заинтересованности власти в подобных масштабных «антиоранжевых инициативах». «Конечно, нельзя сказать, что «оранжевой угрозы» в России совсем не существует, ее нельзя недооценивать – ведь в Грузии и на Украине тоже полагали, что смена власти там невозможна, – сказал в беседе с RBC daily гендиректор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, – однако данный проект скорее отражает желание некоторых общественных деятелей попасть в этот мейнстрим и заработать себе определенные политические дивиденды». При этом политолог высказал мнение, что противодействие «оранжевой угрозе» уличными силовыми методами вряд ли будет эффективно, поскольку эта угроза носит скорее идеологический характер.

«Евразийцы уже год борются с «оранжевой революцией», поскольку больше бороться им не с чем, они просто пытаются о себе напомнить», – такое мнение высказал в интервью RBC daily руководитель исследовательской группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. По его мнению, власть много взяла из «неоевразийской» идеологии Дугина – к примеру, идею отстаивания интересов Ирана в пику США – однако сами евразийцы оказались властью не востребованы. Да и попытки создания прокремлевских молодежных организаций были не слишком успешны, поскольку у молодежи «не было стимула», полагает аналитик. «Массового молодежного движения у нас не может быть по чисто демографическим причинам – с 1989 г. кривая рождаемости уверено идет вниз, поэтому всплеск молодежной активности у нас продлится год-два – до выборов, а потом пойдет на спад, – говорит г-н Орешкин, – избытка неприкаянной молодежи у нас не будет, как это было во Франции 1968 г.». Да и сама «оранжевая угроза» – во многом мифологизированное явление, уверен политолог, поскольку если выборы честные, то через 4 года «плохая партия их просто проигрывает и уходит».

Отдел политики