От Игорь Ответить на сообщение
К Катрин Ответить по почте
Дата 11.04.2006 20:13:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Re: Я уже...

>>... всякие неубедительные отговорки?
>
>>Немного модифицируем тест (но суть его остаётся той же):
>
>>К вами приходит ваш ребёнок и спрашивает:
>>"Вот, ты, отец, мне говоришь, что надо быть таким-то и таким-то.
>>Но вокруг много людей, которые являются другими.
>>И они успешнее, чем ты и я в нашей единственной жизни.
>>Почему же я должен не быть хотя бы в чём-то таким, как они?"
>
>>Проблема, как видите, самая что ни на есть актуальная.
>
>>Прошу примера, как вы будете рационально (а пусть даже и иррационально!)
>>обосновывать свой свод этических норм перед своим ребёнком _в рамках своего
>>мировоззрения_.
>
>Как обосновать?
>"Присмотрись к ним внимательнее, дитя мое, и те, кто казался тебе успешным и счастливым, покажутся тебе несчастнее тебя. Посмотри на них, у них много денег и дорогие машины и дорогая одежда, но какой ценой они все это получили? Ценой отказа от настоящей любви. Присмотрись, неужели их любят за их самих, за то, что они умны, добры и интересные люди? Вовсе нет, их любят за то, что у них есть, а значит любят не их, а их дорогую одежду, машины и виллы. Любят их цацки. У них нет настоящих друзей, если вдруг они потеряют свое имущество, им никто не протянет руку помощи, они будут бесконечно одиноки в своей беде. И люди правы, что их не любят, потому что они, на самом деле, не умны, не добры, скучны и пошлы. Откуда взяться уму? Вместо самообразования они отдали время обогащению, вместо размышления и чтения вкалывали на пустой и скучной работе. Откуда взяться доброте? Доброта и богатство - вещи несовместимые. Или ты кладешь деньги (как правило, если большие, то отнятые у других) в мошну, чтоб сколотить капитал, или помогаешь людям. Они скучны, потому что деньги обедняют человека, какими бы утонченным интересами они не прикрывались, в сущности, они всегда хотят только одного - хорошо поесть. Но в большинтсве случаев они даже и не прикрываются ничем, их главное развлечение - шопинг и сплетни шоу-бизнеса. (Ну и наконец, они сами чувствуют, что несчастны, только не хотят признаться в этом. Испробовав все возможные способы развлечься, пресытившись всеми возможными благами, они ощущают, что жизнь их бессмысленна, дошла до своего предела, что желать им больше нечего.)
>Ну вобщем, дитя мое, если не хочешь в один прекрасный день захрюкать, живи по-человечески"

Подобные рассуждения вряд ли будут приняты современным подростком. Он спросит - а откуда следует, что обеспеченные люди не имеют духовных радостей? И почему им должно быть скучно зарабатывать хорошие деньги? И почему у них нет доброты, если они жертвуют некоторые суммы на благотворительность? Скажет, что вообще все эти рассуждения придумывают люди, которые этим обеспеченным просто завидуют.

И действительно - у самоотречения нет никаких эмпирических гарантий в этом мире, а у самоутверждения - всем видимые гарантии, напротив, есть. Поэтому без веры в то, что существуют критерии, которые выше одной только эмпирической реальности, которые собственно и делают человека человеком, здесь обойтись трудно. В конечном счете невозможно.

Почему слабые и совестливые в конечном счете должны торжествовать над сильными и наглыми - разве в эмпирической действительности есть к тому видимые гарантии? Как же можно обойтись без признания существования высших метафизических сфер, дающих такие гарантии, т.е. без веры в абсолютность добра? Как же можно считать, что земная история принадлежит одному только человеку?