|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
06.04.2006 23:51:19
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
(!!!!!!!!!!!) Эмоциональное столкновение цивилизаций ("Project Syndicate", США) (*+)
http://inosmi.ru/translation/226640.html
Эмоциональное столкновение цивилизаций ("Project Syndicate", США)
Вместо 'столкновения цивилизаций' мы, возможно, имеем дело с
многослойным конфликтом
Доминик Муази/ Dominique Moisi, 06 апреля 2006
Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
На всем протяжении так называемой 'войны против терроризма' понятие
'столкновения цивилизаций' между исламом и Западом обычно отвергалось
как общественно неприемлемое и интеллектуально ошибочное. Вместо этого,
обычная интерпретация происходящего сводится к тому, что мир вступил в
новую эпоху, характеризующуюся конфликтом 'внутри' определенной
цивилизации, а именно ислама, где фундаменталисты ведут войну против
умеренных мусульман в той же мере, как и против Запада.
Стратегическое заключение, следующее из такого анализа, было ясным,
амбициозным и кратким - демократизация. Если проблемой было отсутствие
демократии в исламском мире, решением было бы установление демократии на
всем 'Большом Ближнем Востоке', и историческим долгом Соединенных
Штатов, как самой могущественной и высоконравственной нации, было
осуществить необходимые изменения. Статус-кво никого не устраивал.
Насаждение демократии путем смены режима или без него было единственной
альтернативой хаосу и подъему фундаментализма.
Сегодня Ирак, возможно, находится на грани гражданской войны между
шиитами и суннитами. Иран во главе с новым и более радикальным
президентом непреодолимо движется к обладанию ядерным оружием. Свободный
избирательный процесс привел Хамас к власти в Палестине, а прискорбный
эпизод с карикатурами в датской газете продемонстрировал почти
взрывоопасный характер отношений между исламом и Западом.
Все эти события создают основу для новых интерпретаций. Вместо
'столкновения цивилизаций' мы, возможно, имеем дело с многослойным
конфликтом, где разные слои взаимодействуют друг с другом, приводя к
росту глобальной нестабильности.
Действительно, похоже, что мир является свидетелем тройного конфликта.
Так, имеет место столкновение внутри самого ислама, которое, если
насилие в Ираке распространится на соседние страны, может вызвать
региональную дестабилизацию. Также имеет место столкновение, которое
правильнее будет описать не как столкновение между исламом и Западом, а
как столкновение между светским и (все более растущим) религиозным
миром. И, наконец, на еще более глубоком и атавистическом уровне имеет
место эмоциональное столкновение между культурой страха и культурой
унижения.
Было бы огромным упрощенчеством говорить, как это делают некоторые, о
столкновении между цивилизацией и варварством. В действительности, мы
все находимся перед лицом растущих разногласий относительно роли религии
между Западом (за исключением США) и большей частью остального мира (где
Китай представляет собой самое заметное исключение), но в особенности
исламским миром.
Эти разногласия отражают то, как религия определяет роль индивидуума в
обществе. В то время как религия приобретает все более важную роль в
других странах, мы, европейцы, по большей части забыли наше (жестокое и
фанатичное) религиозное прошлое, и нам сложно понять роль, которую
религия может играть в повседневной жизни других людей.
В определенном смысле 'они' являются нашим собственным забытым прошлым,
и с сочетанием невежества, предрассудков и, самое главное, страха 'мы'
опасаемся, что 'они' могут определить наше будущее. Мы живем в светском
мире, где свобода слова может легко превратиться в бесчувственное и
безответственное высмеивание, в то время как другие видят в религии свою
высшую цель, если не свою последнюю надежду. Они попробовали все от
национализма до регионализма, от коммунизма до капитализма. А раз все
остальное не принесло желаемых результатов, почему бы не дать Богу шанс?
Возможно, эти слои конфликтов и не были созданы глобализацией, но она
ускорила их, сделав различия более явными и ощутимыми. В нашу эпоху
глобализации мы потеряли преимущество - и, как это ни парадоксально,
добродетель - незнания. Мы все видим, как чувствуют и ведут себя другие,
но без минимального исторического и культурного руководства,
необходимого для того, чтобы расшифровать эти реакции. Глобализация
проложила путь миру, в котором доминирует диктатура эмоций - и
невежества.
Это столкновение эмоций еще больше усугубляется в случае ислама. В
арабском мире, в частности, в исламе доминирует культура унижения,
которое чувствуют люди и нации, считающие себя главными неудачниками,
основными жертвами новой и несправедливой международной системы. С этой
точки зрения израильско-палестинский конфликт является прекрасным
примером. Он превратился в одержимость.
Дело не в том, что арабам и мусульманам действительно небезразлична
судьба палестинцев. Наоборот, исламский мир не оказывал палестинцам
никакой реальной поддержки на протяжении десятилетий. В
действительности, для них этот конфликт символизирует анахроническое
сохранение несправедливого колониального порядка, олицетворяет их
политические проблемы и является воплощением ощущения невозможности для
них быть хозяевами собственной судьбы.
В глазах арабов (и некоторых других мусульман), сила и стойкость Израиля
является прямым последствием их собственной слабости, противоречий и
коррупции. Большинство арабов, возможно, и не поддерживают 'аль-Каиду',
но в душе они не настроены против нее. Наоборот, существует соблазн
видеть в Усаме бен Ладене своего рода неистового Робин Гуда, действия
которого, хоть их и нельзя открыто одобрить, помогли им восстановить
чувство арабской гордости и достоинства.
В этом, возможно, и есть настоящее столкновение цивилизаций:
эмоциональный конфликт между европейской культурой страха и
мусульманской, особенно арабской, культурой унижения. Было бы опасным
недооценить глубину такого широкого эмоционального разрыва, в то время
как признать его существование является первым шагом к его преодолению.
Но это будет сложным, поскольку преодоление эмоционального столкновения
цивилизаций требует открытости по отношению к другой стороне, что на
сегодняшний день, возможно, не готова сделать ни одна из сторон.
========================
Доминик Муази - основатель и старший консультант Французского института
международных отношений (IFRI), а также профессор Европейского Колледжа
в Натолине (Варшава)