От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 06.04.2006 23:45:50 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Тектонический сдвиг" в сознании русских Латвии, которые решили остаться. . . русскими? ("Вести Сегодня", Латвия) (*+)

http://inosmi.ru/translation/226581.html

"Тектонический сдвиг" ("Вести Сегодня", Латвия)
в сознании русских Латвии, которые решили остаться. . . русскими?


Геннадий КОТОВ, 04 апреля 2006


Как известно, самые важные вещи происходят не вне, а внутри нас.
Процессы, происходящие в массовом сознании, определяют потом ход
истории. Похоже, в сознании русской языковой общины произошел важный
сдвиг. Община решила остаться русской. Решила это молча и не
сговариваясь.
Как наши предки решали стоять до конца перед Куликовским и Бородинским
сражениями, как решали в последней Великой Отечественной войне.
Определяя судьбу своих детей, община определяет свое будущее.
Несколько лет назад я затребовал в школьной управе статистику по
латышским и русским школам Риги за последние годы. И обнаружил, что,
несмотря на то что в русских школах детей оставалось на несколько тысяч
больше, их число год от года снижалось, а в латышских понемногу росло.
Да и количество первоклашек в русских школах сокращалось в полтора-два
раза быстрей, чем в латышских. В общем, русская школа напоминала собой
сдувающийся шар, а латышская - наоборот. Немного утешало лишь то, что
другие нацменьшинства почему-то все больше предпочитали отдавать своих
детей не в латышские, а именно в русские школы.
В этом году я решил повторить свои изыскания. И загодя настроил себя
самым философским образом, чтобы не очень ушибиться о беспощадную правду
жизни. Полученные данные подтвердили, что прошлый учебный год был самым
критическим для русской школы. Количество ее учеников в Риге упало почти
на 8 тысяч, или на 17%. И впервые стало меньше, чем в латышских школах.
Но дальше сухой язык цифр показал непонятный сбой.

И все-таки она. . . будет

В этом учебном году число первоклассников в русских школах впервые за
многие годы вдруг превысило их число в латышских школах. Причем на 184
человека, или на 7,5%. При том что на протяжении последних лет их число
стабильно было на сотню, две, три меньше, чем в латышских. И по
сравнению с предыдущим учебным годом число первоклашек в русских школах
увеличилось на 247 детей (10,3%). А в латышских школах Риги их стало на
153 меньше, чем в прошлом году. Но это не все. В нынешнем учебном году
впервые за все годы независимости заметно выросло и общее число детей в
русских школах. И не на сто, не на двести и даже не на триста человек, а
на полторы тысячи! В то время как численность детей в латышских школах
упала на тысячу. А ведь на протяжении 15 лет количество учащихся в
русских школах Риги в среднем падала на 3 тысячи в год. И чисто
арифметически ясно, что главную лепту в изменение расклада внес вовсе не
прирост первоклашек на две с половиной сотни. Ведь общий прирост
оказался в шесть раз больше этого. Плюс куда-то подевалась ежегодная
трехтысячная "естественная" убыль детей в русских школах. По-видимому,
это означает, что многие перевели своих детей из латышских школ назад в
русские. И речь идет о 3-4 тысячах ребят. А это почти 10%. То есть уже
вполне массовая миграция. Да и прирост первоклашек в русских школах тоже
объясняется тем, что в 2005 году очень мало нелатышей отдали своих
шестилеток в латышские первые классы.
Не менее важно, что и другие нацменьшинства по-прежнему явно
предпочитают отдавать своих детей в русские школы. За исключением цыган.
Зато евреи в относительных цифрах выглядят чуть ли не главными
патриотами русских школ. Нерусские дети составляют около 30% учеников в
русских школах. Тогда как все нелатыши в латышских школах составляют
лишь около 10%. Любопытно и то, что латышей в русских школах учится в
три раза больше, чем русских в латышских школах. Причем эта особенность
наблюдается уже многие годы. В абсолютных же цифрах в русских и
латышских школах Риги в этом году учится по 40 тысяч детей.

Откуда что взялось?

Итак, налицо серьезный сбой устоявшейся 15-летней тенденции физического
угасания русской школы. Как это объяснить? В чем его причина? С одной
стороны, в 2005 году любезная всем "школьная реформа" дошла до начальной
школы. И отпал особый смысл отдавать детей в латышские школы, чтобы они
хорошо выучили латышский. Тем более что со вступлением Латвии в Евросоюз
важность перфектного знания госязыка тоже несколько поувяла. Однако эти
резоны больше относятся к родителям прошлогодних шестилеток и могут
объяснить появление "лишних" 4-5 сотен детей в русских первых классах.
Но ведь общий прирост в русских школах с учетом ежегодной "усушки"
составил 3-4 тысячи! Откуда взялось еще три тысячи детей? Почему их
перевели в русские школы?
Версия административных указаний на этот счет отпадает, так как их
реализация без огласки невозможна. А сигналов не было. Также отпала и
версия "миграции" нелатышей в частные школы: никаких следов наплыва там
не обнаружено. Не выдерживает критики и то, что в 2004 году несколько
тысяч детей спрятали дома или вывезли за границу, а через год вернули в
русские школы. Один из моих коллег предположил, что причина в
обострившейся ксенофобии в латышских школах.
Его знакомый в прошлом году был вынужден сразу по окончании первого
класса перевести свою дочь в русскую школу, так как в латышской школе
из-за не той национальности девочка чувствовала себя весьма неуютно.
Теперь она почти счастлива. Однако мои знакомые нелатыши, у которых дети
учатся в латышских школах, не подтвердили эту версию. Одна из них тоже
решила перевести сына в русскую школу, но объясняет это лишь тем, что
сын давно просит об этом, так как его не устраивает качество и стиль
обучения. Хотя учится хорошо и особого дискомфорта не испытывает.
Не слишком убеждает и то, что тысячи родителей вдруг решили перевести
своих чад в русские школы из-за того, что у них сработал инстинкт
духовного самосохранения. Что они наконец осознали, что без русской
школы потеряют духовную связь со своими детьми. А те - связь с
уникальной по своей духовности (мудрости) русской культурой. Инстинкт
самосохранения у нас почти суицидный. Что естественно для духовного
менталитета.

Обыкновенное чудо?

Все эти цифры я получил почти месяц назад. Но не спешил с
обнародованием, так как не мог найти убедительного ответа на вопрос: чем
объяснить то, что произошло в русских школах? А поиски ответа
превратились в чистый детектив. Судя по всему, у данного феномена вряд
ли есть одна все объясняющая причина. Скорее всего их несколько. И
следующий учебный год окончательно подтвердит или опровергнет факт
наличия "тектонического сдвига" в сознании общины. Но кто верит в
случайность - не верит в Небо. А оно - бесконечно, вечно и мудро. . .