|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
06.04.2006 23:19:14
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Украина и Беларусь демонстрируют границы влияния ЕС ("The Financial Times", Великобритания) (*+)
http://www.inosmi.ru/print/226418.html
Украина и Беларусь демонстрируют границы влияния ЕС ("The Financial
Times", Великобритания)
Квентин Пил (Quentin Peel), 28 марта 2006
Сначала Беларусь, затем Украина. Результаты выборов в двух бывших
советских республиках, ставших непосредственными соседями ЕС на востоке,
смутили тех, кто верит в мирные демократические революции.
Либеральная оппозиция в Беларуси оказалась не в силах противостоять
безжалостной машине Александра Лукашенко - вспыльчивого и авторитарного
правителя страны. Мощный аппарат госбезопасности - оценивается, что в
нем задействовано до 10 процентов населения - обеспечил перекос всего
избирательного процесса в его пользу. Но, по мнению большинства
наблюдателей, единоличный властитель Беларуси победил бы и без его
помощи.
В минувшее воскресенье куда более демократическая альтернатива была
продемонстрирована на парламентских выборах на Украине. Как и ожидалось,
потерпела поражение партия 'Наша Украина', поддерживающая президента
Виктора Ющенко и его программу либеральных экономических реформ и
большего сближения с ЕС. Она заняла лишь третье место, поплатившись,
таким образом, за неспособность обеспечить успех в реализации этих
реформ и ощутимо приблизить страну к членству в ЕС.
Итоги выборов в обеих странах показывают, что влияние Европейского Союза
в его 'ближнем зарубежье' явно ограничено. Его легко преувеличить - и
это не в последнюю очередь делают подозрительные россияне, опасающиеся
вмешательства в дела их ближайших соседей.
Возьмите выборы на Украине. С одной стороны, результат можно оценить как
довольно позитивный для демократии в этой стране. Наибольшее число
голосов набрал Виктор Янукович, кандидат, которого в прошлый раз
поддержали российские власти, второй стала Юлия Тимошенко,
премьер-министр, проводившая популистскую политику и отправленная в
прошлом году в отставку президентом Ющенко. Попыток изменить результат в
пользу 'Нашей Украины' не было.
С другой стороны, резкое падение популярности Ющенко поднимает вопрос о
том, что мог и должен был сделать ЕС, чтобы помочь ему. Придя к власти в
январе 2005 г., он все еще не может предъявить многочисленных выгод,
приносимых проевропейским курсом.
Ответ таков, что ЕС, вероятно, должен был более активно помогать Ющенко,
но политики 25 стран-членов делают эту помощь практически невозможной.
Для рядовых украинцев самой существенной частью отношений с ЕС является
визовая политика: возможность свободно передвигаться - это освобождение
по сравнению с годами советской власти. Также это возможность для тех,
кто выезжает за рубеж, а, прежде всего, для студентов увидеть, какова
остальная Европа, в том числе, ее институты, рыночная экономика и
система правового государства.
Переговоры о более либеральном визовом режиме идут мучительно долго.
Существует опасность, что вместо того, чтобы становиться более дешевыми
и простыми в получении, визы будут дорожать: министры ЕС обсуждают
вопрос об увеличении стоимости визы с нынешних 35 до 60 евро.
Еще более зловещим примерно для 2 миллионов украинцев, ежегодно
въезжающих без виз в Польшу, является то, что с октября следующего года
эта страна хочет стать полноправным членом шенгенского соглашения. Тогда
для украинцев будут введены стандартные шенгенские визы.
Однако с точки зрения Западной Европы, либерализация визового режима
выглядит совсем иначе. Украина пользуется дурной славой поставщика
нелегальных иммигрантов в ЕС. Когда Германия упростила в конце 1990-х
свой визовый режим, на правительство посыпались обвинения в том, что оно
способствует росту проституции, хотя многие, вероятно, прибывали в
страну по фальшивым документам, а не с визами.
Украина сможет рассчитывать на облегчение визового режима только в том
случае, если она подпишет соглашение о реадмиссии, которое обяжет ее
принимать обратно нелегальных иммигрантов, в том числе, проникших в ЕС
транзитом через ее территорию. Заключение такого соглашения требует
многомесячных переговоров.
Тем временем, с Россией удалось подписать более выгодное соглашение.
Проблема с Беларусью еще сложнее - из-за того, что отношения между ее
властями и Брюсселем заморожены. Шансы на то, что в ближайшем будущем
для граждан погруженной во тьму Беларуси будет введен упрощенный визовый
режим, малы. Но, по крайней мере, украинцы медленно движутся в верном
направлении.
Похоже, в обозримом будущем бедной Беларуси не избавиться от г-на
Лукашенко.