|
От
|
Alexandre Putt
|
|
К
|
О.И.Шро
|
|
Дата
|
05.04.2006 19:38:33
|
|
Рубрики
|
Катастрофа;
|
|
Re: А откуда...
>Отменить следует не философию, а преподавание аспирантам дисциплины, которая никакой пользы не несет (да и в большей степени повторяет курс «Истории философских учений», читаемых студентам), а заменить это предмет фактически тоже философией но более конкретной а именно методологией научных дисциплин, что бы аспирант яснее понимал, как применяются научные методы и как самому грамотно создавать научный метод.
Я согласен, что нужно преподавать методологию. Но я не понимаю, почему тогда должна быть отменена философия? Философия и методология в моём представлении тесно связаны. Кроме того, возможно, проблема кроется вовсе не в философии, а в содержании конкретных курсов и методов преподавания.
> На практике это дань Советским временам, в которых на официальном уровне «господствовала» философия И.В. Сталина
Это было правильно. Общество должно иметь и признавать свою идеологизированность. Попытки, как сейчас, утверждать обратное - лишь прикрытие для пропаганды либерализма.
> в настоящее время чтение этих курсов с выбрасыванием марксизма из них превращается в иррациональное рассуждение о месте и роли науки (знаю по собственному опыту обучения в аспирантуре в 1998-2001 годах), но вот знаний по методологии научных исследований данная дисциплина не дает
Не возражаю
> и многие аспиранты вместо того, что бы заглянуть в работы по другим, даже, подчеркиваю, смежным дисциплинам и взять от туда метод, придумывают его сами, затрачивая на это не малое время и силы, вместо того, что бы глубже проработать рассматриваемую проблему и действительно внести что то ценное (пришла мне тут на рецензию подобная диссертация, автор которой хороший сформировавшийся специалист в своей области, а методологией не владеет, по этому написал диссертации на основе вновь изобретенного именно им метода, который давно и широко используется в смежной дисциплине, но он этого на самом деле не знал), может хватит «изобретать велосипеды» и «топтаться на месте».
Возможно, это специфика данной конкретной дисциплины. В экономике такой проблемы не стоит перед студентами. Стоит совсем другая проблема: экономические теории значительно идеологизированны, хотя подаются под видом "объективной науки". Необходимо дать понять, как влияет идеологическая компонента на разработку моделей, и какие ограничения она накладывает на применимость результатов. Этого нет, в результате куём "эффективных" рыночников.
>>И Мирон, фактически, стоит на позициях одной из возможных идеологий (позитивистской, если угодно). Но при этом следует понимать, что эта идеология - одна из многих.
>
>Ну так давайте рассматривать различные идеологии, благо их «хоть пруд пруди», но зачем же ставить при этом мировоззрение во главу угла вообще, оно то как раз и призвано меняться в зависимости от достижений науки в целом.
Это не совсем так. Идеология часто прекращает или замедляет развитие. Например, марксизм в СССР или либерализм на Западе. Для идеологии главное - набор посылок, ценностей. На основе разных идеологий можно создать совершенно разные науки (сравните "научный коммунизм" и "экономикс").
>Что касается Мирона, он скорее склоняется к русской философии (возможно и под влиянием философии позитивизма), в частности он говорит о философии русского коллективизма. Но в любом случае и мое и Ваше утверждение догадка (домысел).
Это не догадка, он предлагает отказаться от философии, заменив её наукой, т.е. выступает с позиций позитивиста. Не выйдет.
>Философия в общем плане не способна проверить истинность того или иного пути, такие ответы дает только конкретика дисциплин (область знаний), более того знание не абсолютно, а модельно и справедлива только в рамках этой модели, границы которой явно или неявно определены (хуже когда не явно, на границе судить о правильном описании системы становится не возможно).
По крайней мере она ставит вопросы.
> А что бы не деградировать до уровня одной единственной теории (верная или неверная это другой вопрос и более сложный) вот и давайте будем учится различным методам в самих дисциплинах и методам успешно используемых в других дисциплинах, тогда и не будет засилья единственной теории.
Методология зависима от идеологии. Основа методологии экономикс - индивидуализм. Экономикс, постоенный на другом идеологическом представлении - коллективизме - будет совсем другим. Оба научны, но от одного нам вред, от другого - польза.