|
От
|
Artur
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
05.04.2006 23:28:05
|
|
Рубрики
|
Катастрофа;
|
|
Re: Предметом философии...
>Сравнительно недавно я прослушал аспирантский курс лекций по философии, "прошёл" через трёх профессоров философии. Поэтому, хотелось бы внести свою лепту в эту интересную дискуссию.
>Философы, которые меня учили исходили из основных положений учения о трансцендентальном Я или Самости Мераба Мамардашвили.
>Итак, чтобы определить, что такое философия необходимо отталкиваться от отличий человека как особого типа живых существ. Этих отличий очень много, но главное - человек в отличие от животных обладает сознанием. Сознание есть акт, которым мы отличаем себя от внешнего мира и от самих себя в качестве совокупности различных качеств (социальных, психических и др.).
>Например, знание о собственной смерти порождает вопросы, котрые ставит перед собой только человек: зачем я живу? в чём смысл моего существования? и т.д.
>Философия есть одна из форм сознания (как и искусство, мораль, религия, наука, правовое сознание и т.д.), т.е. один из способов познания человеком самого себя и своих отношений с миром.
>Наука описывает мир объективно, т.е. таким, как он существует независимо от человеческого восприятия, воли и сознания. Философия же отличается от науки тем, что описывает мир в целом. Философия включает в своё рассмотрение человека. Ведь мир, в которм живёт человек и тот объективный мир, который описывает учёный, - это существенно разные миры.
>Таким образом, философия - это такая форма сознания, которая занимается проблемой человеческого присутствия в мире. Безусловно, это не окончательное определение философии, т.к. различные науки исследуют присутствие человека в мире. Более того, если человека можно исчерпывающим образом представить через сумму знаний, которые могут быть получены естественными и социальными науками, то собственного предмета у философии нет. Но всё же есть некий остаток, что-то большее, чем единство природного и социального. Это - СПОСОБНОСТЬ К СОЗНАНИЮ. Существенно важным является то, что человек ещё и знает о том, что он природное, социальное, психическое существо, т.е. обладает сознанием. Вот это-то свойство - сознание - является предметом философии.
>Исходя из этого, ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА СОЗНАНИЯ, КОТОРАЯ ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ ПРИСУТСТВИЯ В МИРЕ СОЗНАНИЯ.
>Кстати, определить сознание как неизбежный продукт общественного развития невозможно. Скорее наоборот, деятельность сознания является необходимым условием развития человечества в качестве человеческого общества.
>Всё это можно выразить ещё так: когда философия говорит о присутствии человека в мире, то она имеет в виду присутствие в мире существа, способного вопрошать о собственном присутствии в мире.
>Сергей.
Понятие формы, структуры, качества, содержания - это конкретные термины философии, весьма напоминающие апарат теории множеств.
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/179387.htm
Эта ссылка на мое сообщение, надо обратить внимание на добавленный абзац. Когда говорят о том, что философия изучает мир как целое, и многое такое , то от неопытного человека ускользает главное в этом предложении - то, что делается предположение о том, что мир целый, единный, и его можно изучать как целое, как единное.
Ни одна наука с научной позиции никогда не сможет дать ответ на этот вопрос, по вполне банальной причине, которую знали даже древние, знание это маленький остров в бесконечном океане незнания.
Теперь пара интересных и наверное непреятных для Мирона факта. Есть принцип неопределенности Гейзенберга, где строго физически доказывается, что существует предельная точность знания двух связанных коодинат, необходимых для описания динамики процесса. Т.е какую либо одну координату можно знать с любой точностью, но две пары координат уже нет. При повышении точности одной координаты больше определенной величины, вторая координата становиться пропорцианально неточнее.
Я не буду давать физическую интерпретацию этого факта и вообще квантовой теории, но одно очевидно, физика ограничивает наше знание о динамике вполне определенными рамками. этот факт весьма смахивает на понятие трансцедентальности, о которой вы писали.
Даже этого было бы достаточно для этого понятия. Но есть дополнительный сюрприз.
Александр Путт и Мирон ~Ау.
Нильс Бор один из учителей Гейзенберга, развил прицип неопределенности до философского принципа дополнительности. Он считал, что похожая картина возникает на нескольких уровнях материи - на уровне клетки, уровне сознания человека, и уровне общественного сознания.
Вот вам обоснование трансцендентности от физиков.
Специально для Мирона - если вам сейчас кажется, что принцип дополнительности неправилен, то дело скорее всего в том, что степень описания клетки сильно не дотягивает до степени описания вешества в физике по универсальности и подробности, и потому еще не вполне ясна их правота.