|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
31.03.2006 02:32:07
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
О ситуации на российском рынке молока
http://www.belmarket.by/index.php?article=27071
<<<
Наценка на политическое удовольствие
Запретив ввоз украинской животноводческой продукции,
Правительство РФ придало дополнительное ускорение инфляции
В этот понедельник исполняется ровно 2 месяца с момента введения Россией эмбарго на ввоз продукции животноводства с территории Украины. Время подтвердило правоту тех экспертов, которые утверждали, что за столь ощутимый удар по экономике соседнего государства Правительству РФ придется расплачиваться всплеском инфляции в собственной стране.
Алекcандp АЛЕCИН
Напомним, что с 30 декабря 2005 г. под предлогом нарушения действующих в РФ ветеринарных и санитарных норм был запрещен доступ в Россию продукции животноводства, следующей транзитом через Украину. Затем с 1 января 2006 г. введены ограничения на ввоз украинских сырых мясных полуфабрикатов. И вот, наконец, 20 января последовал запрет на импорт всех видов продукции животноводства из Украины. Непосредственным поводом для этого стала попытка переправить через границу африканскую говядину вместо новозеландской.
Насколько можно понять из комментариев российских официальных лиц, данный запрет будет действовать до предоставления полных гарантий выполнения соответствующих требований Российской Федерации и подписания сторонами протокола о ветеринарном контроле при поставках этой продукции.
Как заявил, в частности, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, в первую очередь необходимо оценить дееспособность ветслужбы Украины. На следующем этапе предстоит подготовить список предприятий украинской мясо-молочной промышленности, которые будут экспортировать свой товар в Россию, и провести проверку их продукции на соответствие европейским стандартам.
Снять запрет на импорт животноводческой продукции из Украины предполагается только после подписания меморандума о сотрудничестве в области ветеринарии, подготовка которого является достаточно длительным процессом. К примеру, документ, регламентирующий отношения в данной области между Россией и Евросоюзом, согласовывался девять месяцев.
В свою очередь, признав наличие определенных нарушений при поставках в РФ некоторых видов мясопродукции, представители украинской ветслужбы и объединений аграриев неоднократно высказывались в том духе, что никаких оснований для распространения “мясного” запрета на молочную продукцию нет, ибо она “абсолютно безопасна и не может быть рассадником заболеваний”.
Реальным следствием подобных мер, по мнению президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, станет неизбежное подорожание молочной продукции в России. Дело в том, что украинские сыры на 15-25% дешевле большинства российских аналогов, поэтому удаление их с потребительского рынка РФ наверняка повысит цены на 10-15%.
С этим в общем и целом согласны и российские эксперты. Да и как может быть иначе, если до 20 января 2006 г. украинская продукция составляла 54% от общего объема импорта молочных изделий в РФ. А, например, доля украинских сыров на прилавках российских магазинов, по расчетам исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, достигала 30%.
Явное пренебрежение со стороны Правительства РФ возможными экономическими последствиями запрета на ввоз в Россию животноводческой продукции из Украины (и молочных изделий в особенности) заставило многих независимых экспертов сделать вывод о политической подоплеке ограничительных мер. Тем более что вводились они на фоне российско-украинского газового конфликта.
Правда, премьер-министр России Михаил Фрадков с подобными утверждениями категорически не согласился. По его словам, “ограничения на ввоз сельхозпродукции из Украины продиктованы фитосанитарными требованиями и не являются рычагом выяснения политических отношений”.
Между тем факты позволяют предсказывать серьезное осложнение ситуации на российском рынке молока и молочных изделий. По информации Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), сокращение поголовья крупного рогатого скота в агросекторе, начавшееся в 1986 г., до настоящего времени не преодолено, и положение в молочной индустрии РФ еще более сложное, чем в мясной.
Согласно данным недавнего исследования ИКАР, российское молочное стадо сегодня по численности даже меньше, чем оно было в послевоенном 1945 г. Только за последние 4 года, по информации Министерства сельского хозяйства РФ, дойное стадо в стране сократилось на 21% — до 9,3 млн. голов.
Естественно, что падают и надои молока (по сообщению Минсельхоза РФ, в 2005 г. они сократились более чем на 3%), а ввозить его в страну в промышленно значимых объемах невозможно. Неизбежным результатом этих процессов является “масштабное использование сухого молока, увеличение немолочных компонентов и, как следствие, сокращение производства полноценных молочных продуктов”.
Как полагает ведущий эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова, в обозримом будущем ситуация в данном товарном сегменте вряд ли кардинально изменится. Сокращение поголовья продолжится — прежде всего за счет тех хозяйств (число которых достаточно значительно), где продуктивность коров составляет менее 2 тыс. кг молока в год. Не выдержав конкуренции, они неминуемо уйдут с рынка. Оздоровление же отрасли за счет создания современных крупнотоварных животноводческих хозяйств пока идет медленно.
Тем не менее специалисты не ожидают перебоев с поставками в торговую сеть пастеризированного молока. А вот на рынке сливочного масла и сыров, по их мнению, уже скоро может возникнуть серьезный дефицит. Дело в том, что для удовлетворения потребности крупных городов в молоке все большее его количество приходится закупать в тех регионах, где оно традиционно шло на изготовление сыра и сливочного масла. Соответственно, падают объемы производства этой продукции.
Более того, как утверждает Владимир Лабинов, с некоторых пор для ведущих молочных компаний РФ борьба за источники сырья стала не менее важной, чем соперничество за рынки сбыта. Всего острее проходит она в европейской части России. Но даже на этом фоне выделяется Москва: здесь с учетом области насчитывается 20 млн. потребителей. Их нужды призваны удовлетворять расположенные на территории в радиусе 150 км от столицы крупнейшие молочные заводы РФ — компании “Вимм-Билль-Данн”, Danone, Campina, Ehrmann AG, Hochland.
Однако, так как соответствующая сырьевая база в окрестностях Москвы отсутствует, молоко эти гиганты вынуждены выкачивать из все более отдаленных регионов России, перехватывая его за счет более высоких закупочных цен у многочисленных, но маломощных местных предприятий. В результате периферия все больше лишается молочного сырья, что ведет к значительному сокращению объемов продаж сливочного масла и жирных сыров в целом по стране.
Давая сиюминутный выигрыш, подобная практика чревата серьезными неприятностями уже в ближайшем будущем. В условиях постоянного сокращения производства сырого молока платить за него перерабатывающим заводам федерального уровня день ото дня приходится все больше и больше. А это имеет экономический смысл только при достижении переработчиками определенной рентабельности. Размер же последней, помимо издержек производства, зависит от величины розничной цены, на которую согласен покупатель. Если тот своим рублем проголосует против, рынок ждет затоваривание и падение производства.
До недавнего времени острого дефицита масла и жирных сыров в России удавалось избежать благодаря их завозу из Украины и Беларуси. После ввода запрета на импорт украинской молокопродукции ситуация на внутреннем рынке РФ заметно обострилась. Эксперты прогнозируют рост цен в данном товарном сегменте на 15-20%, так как поставки белорусского масла и сыров (даже в случае их значительного роста) не смогут закрыть образовавшуюся брешь в предложении, хотя в 2005 г. экспорт молока и молочной продукции из Беларуси в Россию вырос на 24,2% и достиг 392,3 тыс. т.
Что касается конъюнктуры на рынке молокопродуктов самой Украины, то она по-прежнему формируется под определяющим влиянием эмбарго на поставку этой продукции в РФ. И это вполне объяснимо, так как в 2005 г. в Россию было вывезено животноводческой продукции, подпадающей под запрет Россельхознадзора, на сумму 620 млн. USD (60% всего украинского экспорта!). При этом следует отметить, что поставки в РФ только молочных продуктов принесли Украине 412 млн. USD, из которых 309 млн. USD пришлось на долю сыров.
Россельхознадзор недавно разрешил трем украинским компаниям возобновить экспорт своей продукции в РФ, но до сих пор ситуация с продажами молочных изделий из Украины в Россию окончательно не прояснилась. Большинство украинских сырзаводов простаивает, спрос на молоко внутри страны остается низким. Соответственно, цены на молоко и изделия из него продолжают падать.
Ситуация усугубляется вялым спросом на сухое молоко и казеин со стороны западных компаний. Так, экспортные цены на сухое обезжиренное молоко упали до 1.700-1.900 USD/т на условиях FCA. Сухое цельное молоко продается по 1.800-1.900 USD/т. За казеин западные трейдеры готовы платить не более 5.100 USD/т.
Что касается сливочного масла, то ситуация на этом рынке аналогична рынку сыров. Учитывая, что ведущим покупателем украинского масла является Россия, цены на сливочное масло снизились до уровня 1.800 USD/т.
По мнению экспертов, слабый внешний спрос на украинские сухие молокопродукты вызван как общим ослаблением спроса на мировом рынке этих товаров, так и фактором сезонности. Трейдеры обычно не рассчитывают на увеличение предложения из Украины в зимнее время, поэтому и не заключали предварительные контракты на украинское молоко.
Говоря о дальнейшем развитии событий, аналитик компании “Аграрика” Василий Винтоняк ссылается на настроения участников рынка молокопродукции Украины. По его словам, большинство из них сходятся во мнении, что при любом развитии событий украинская продукция в будущем уже не будет иметь столь большого влияния на российский рынок, как прежде.
<<<