Демократия может восторжествовать повсюду на посткоммунистическом пространстве, считает Госдеп США
9 марта в Центре стратегических и международных исследований (Вашингтон) прошла дискуссия по предвыборной ситуации в Белоруссии и на Украине. В ней приняли участие бывшие американские послы в России и на Украине, а также заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. «НГ» предлагает отрывок из его выступления.
В Белоруссии нам приходится иметь дело с так называемой последней диктатурой в Европе, последним аванпостом тирании, как охарактеризовала это госсекретарь США Кондолиза Райс. Здесь мы наблюдаем нарушения, известные нам из книг и опыта других репрессивных режимов.
Между тем на Украине, напротив, выборы обещают быть свободными, честными и открытыми. Это открытые выборы, поскольку ни у кого из нас нет ни малейшего представления, кто там победит. Украина сталкивается сейчас с проблемами трудного посткоммунистического перехода к демократии. В Белоруссии же мы имеем дело именно с набором сложностей, свойственных додемократическим системам.
В более широком контексте мы стоим перед вопросом, насколько далеко пойдет в Европе демократическая волна, начавшаяся в 1989 г. Насколько далеко сдвинутся границы свободы? Также мы задаемся вопросом, сумеет ли демократия установиться в Евразии, где некогда существовал Советский Союз, и если да, то насколько широко. Этот вопрос крайне важен для целого континента.
Администрация Джорджа Буша, как и предшествовавшая ей администрация Билла Клинтона, в которой я также работал, не считают, что каким-то странам или народам предопределено преуспеть или же потерпеть неудачу в демократической трансформации. Если бы мы верили в это, мы бы разделяли взгляды большинства экспертов, предполагавших когда-то, что демократии, возможно, не удастся победить в Польше, Чешской Республике, Словакии, Венгрии. Это, как вы помните, было преобладающей точкой зрения в 1989 г.
Если демократия смогла восторжествовать в этих посткоммунистических государствах в условиях, сложность которых сейчас вряд ли кто-то припомнит, тогда она способна в принципе преуспеть где угодно на посткоммунистическом пространстве. В таком случае вопрос не в том, обречена ли та или иная страна на неудачу, а в том, какие условия позволяют демократии победить.
Демократическое развитие Белоруссии и демократическая консолидация на Украине имеют серьезные последствия для всех нас. Результаты голосования в Белоруссии и на Украине повлияют на укрепление демократии в Грузии, демократический прогресс в Азербайджане и Казахстане и даже возможность реформ и демократии в Узбекистане, какими бы разными ни были эти страны.
Рассмотрим подробнее ситуацию в Белоруссии. Хорошего определенно мало. По мере приближения выборов мы наблюдаем участившиеся аресты, запугивание, задержания людей. Белорусский режим пытается создать атмосферу страха. 2 марта кандидат от оппозиции Александр Козулин подвергся избиению и был задержан. Одним из нападавших, кстати, был небезызвестный полковник Павличенко, который якобы связан с рядом исчезновений в 1999 и 2000 годах. Также отмечу, что службы безопасности режима оказывали давление на прессу, освещавшую события вокруг Козулина. Это тоже показывает, с каким режимом мы имеем дело.
Несколько дней назад в Минске суд приговорил нескольких членов команды оппозиционного кандидата Милинкевича к 15 суткам тюрьмы – будто бы за их участие в несанкционированной демонстрации. Активисты организации гражданского общества «Партнерство» были задержаны по откровенно абсурдным основаниям: дескать, они были вовлечены в заговор с целью насильственной смены власти революционным путем, заговор, возглавляемый американцами. Это абсурд в советском стиле.
Таким образом, приходится предположить, что результаты выборов будут серьезно подтасованы. Возможно, это нельзя будет назвать выборами. Что мы, правительство США, Северная Америка в целом и Европа, поддерживающая демократию, можем сделать в такой ситуации? Мы должны пролить свет на Белоруссию и показать деяния режима. Мы можем помочь активистам, борющимся за демократию, развивать демократические изменения в долгосрочной перспективе. Мы можем разблокировать информацию, которую сейчас зажимает режим. Но еще более важно, оказывая поддержку выборному процессу и усилиям оппозиции, сделать этот процесс открытым, создать ощущение, что у Белоруссии есть иное будущее, отличное от вечного правления Лукашенко и его будущего преемника-диктатора.
На достижение этих целей Конгресс и администрация президента трудятся сообща. Упомяну, на прошлой неделе Палата представителей практически единогласно приняла резолюцию 673, призывающую белорусские власти провести свободные и честные выборы и выразившую поддержку усилиям белорусского народа по установлению полноценной демократии, верховенства закона и уважения прав человека.
Администрация направила 12 млн. долл. в рамках закона о поддержке демократии на осуществление программ содействия усилиям белорусов построить демократию в своей стране. Мы планируем сохранить этот объем финансирования в этом году и, при согласии Конгресса, намерены выделять эти средства и в будущем.
Президент США лично участвует в процессе. Он встречался с вдовами двух пропавших представителей оппозиции, а также публично говорил о тяжелой доле тех, кто погиб, как считается, от рук режима.
Госсекретарь Райс, ее заместитель Николас Бернс, мой заместитель Дэвид Крамер и я встречались с лидерами белорусской оппозиции и гражданского общества. Недавно Крамер побывал в Минске и передал властям, что мы будем пристально отслеживать их деятельность и предпримем шаги в соответствии с размахом мошенничества на выборах, если установим, что таковое имело место. Крамер также общался с представителями оппозиции, гражданского общества, студентами и независимыми СМИ, чтобы лично гарантировать им: США и Европа не забыли и не забудут о Белоруссии.
У меня также были короткие встречи с Милинкевичем в Варшаве и в Брюсселе. США не поддерживают какую-то конкретную кандидатуру. Но лично я поражен смелостью белорусских оппозиционеров. Они осознают, что сейчас, мягко говоря, участвуют в кампании-фарсе. Но несмотря на это, они делают все возможное, чтобы донести свои идеи до белорусского народа.
Мы также работаем с Евросоюзом. Я пытался отправиться в Белоруссию с моим коллегой из ЕС – Робертом Купером. Мы намеревались вместе донести до белорусского руководства необходимость ответственного подхода к выборам. Белорусские власти отказались принять нас одновременно. Сперва они сказали, что мой европейский коллега может приехать, а я – нет. Потом – наоборот. В конце концов мы решили, что поедем вместе или не поедем вообще. Жаль, что Белоруссия отказалась от этой возможности диалога с США и Европой.
Нам известно, что белорусский режим вовлечен в процесс, который приведет его к большей самоизоляции. Президентская администрация играет большую роль в экономике, включая управление резервным президентским фондом, не входящим в госбюджет. Лукашенко однажды публично признал, что в этом фонде есть миллиард долларов, а пополняется он за счет тайной торговли оружием, которую ведет Белоруссия с другими странами. У нас есть сообщения, в которых Белоруссия упоминается в связи с передачей оружия и иного военного оборудования в Сирию, бывшему режиму Саддама Хусейна в Ираке и др.
Существует мнение, что Лукашенко является не только самым богатым человеком в Белоруссии, но и во всем бывшем СССР. А это о чем-то говорит.
Довольно легко предугадать, что выборы 19 марта не будут свободными и честными, а оппозиция выйдет из этого голосования с окрепшим самосознанием, почувствует уверенность в себе. Мы – сторонники свободы и демократии в Белоруссии – должны быть готовы к долгой игре. Мы должны быть готовы к тому, что работа затянется на годы, чтобы построить хоть что-то на базе, созданной объединенной оппозицией, работать с гражданским обществом в Белоруссии и донести наше послание.
Теперь несколько слов о радикально иной ситуации – на Украине. Я присутствовал на недавней встрече госсекретаря Райс и министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка. Работать с правительством, которое проводит выборы, которые по всем подсчетам будут максимально свободными и честными в этой стране, – одно удовольствие.
Украина сейчас переживает постдемократическую политическую суматоху. Оранжевая коалиция обнаружила, что находиться у власти непросто. Осуществить оранжевую революцию, как оказалось, было проще (хотя в то время так никто не думал).
Отмечу, что практически все демократические коалиции, приходившие к власти с 1989 г., обычно переживали период постдемократической политической турбулентности, который продолжался несколько лет. Почти все эти страны сумели преодолеть этот первоначальный период и пойти дальше. Надеемся, что то же ожидает и Украину.
Госсекретарь Райс и глава украинского МИДа Тарасюк отметили, что в последнее время в двусторонних отношениях был реальный прогресс. Перечислю некоторые достижения последних двух месяцев. США вернулись к нормальным торговым отношениям с Украиной. Стране был предоставлен статус рыночной экономики. Недавно мы подписали двустороннее соглашение о доступе к рынкам в рамках процесса присоединения Украины к ВТО. Палата представителей подавляющим большинством проголосовала за отмену поправки Джексона-Вэника. Ранее аналогичное решение принял Сенат. Все эти шаги требовали определенных, предшествовавших им, действий со стороны Украины. Это не было американскими подарками стране. Это был наш ответ на украинские реформы.
Мы намерены работать и со следующим правительством Украины. Мы будем судить по нему с учетом свободных и честных выборов, а также его действий. Многие из нас приветствовали оранжевую революцию. Сейчас же украинский народ должен сделать свой выбор. А наша задача – работать с этим демократически избранным правительством, исходя из его действий.