|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
27.02.2006 23:22:22
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Вячеслав Глазычев. Сено-солома (*+)
http://www.russ.ru/columns/stolpnik/109331445
Сено-солома
1 Февраль 2006
Вячеслав Глазычев
Не знаю, насколько истинна легенда, что, привязав к одной ноге пучок
сена, а к другой - пучок соломы, учили когда-то маршировать в строю
российских новобранцев. Похоже, однако, что старую эту науку не грех
вспомнить.
Жаль, если отвратительная история с изуродованным мальчиком в Челябинске
так и будет лишь поводом для восклицаний по поводу армии как сущности в
себе, которую якобы вообще невозможно привести в сколько-нибудь терпимое
состояние. Разумеется, жалкие слова об усилении воспитательной работы не
добавляют веры в интеллектуальные способности генералитета. Но ведь
генералитет в вопросе реформы военной службы, в отличие от вопросов
ведения военных операций, вообще не имеет права голоса - не его это
дело. Это дело общества, способного (может статься) вести себя
рационально.
Замечу сразу же, что странный оптимизм в отношении контрактной службы
разделить не могу - дедовщины в отношении молодых контрактников он
отнюдь не исключает. И деньги здесь тоже почти ни при чем. Во всяком
случае, дедовщины в самых дорогих британских колледжах было и есть
сколько угодно. В той или иной форме она непременно возникает во всяком
замкнутом юношеском сообществе (впрочем, в женском тоже, и не только в
колониях), обреченном на такую схему совместного бытования, когда есть
старшие и есть младшие по возрасту, а значит, и по статусу.
Дело дошло до того, что, говоря о постепенном переходе на контрактную
армию, министр чуть ли не извиняется за то, что пока еще будет и служба
по призыву. Это заблуждение из породы вредных - долг есть долг. Отказ от
категории долга в отношении воинской обязанности тянет за собой
сомнительные рассуждения о старомодности категории долга перед
отечеством как таковой.
При минимальной последовательности мысли задача номер один заключается в
том, чтобы исключить двухъярусную конструкцию, сведя срок обязательной
воинской службы к одному году. Заметим, что такое обещание министром
обороны сделано, хотя и отнесено, к сожалению, на 2008 год (если не
обманут, конечно).
Впрочем, никто не удосужился внятно объяснить, почему нужен год.
Трехлетняя служба в давнее советское время имела тот глубокий смысл, что
деревенские парни худо-бедно получали в армии элементарную грамотность,
навыки первичной социализации в индустриальной, по сути, системе, некие
навыки обращения с техникой. Война, сначала финская, затем
Отечественная, показала с горькой убедительностью, что собственно
военная подготовка была из рук вон скверной: учились в боях и ценой
чудовищных потерь научились. Далее работала чистая инерция. Разучились.
Когда трехлетнюю службу заменили двухгодичной, особой перемены никто не
заметил - уже по той причине, что первичные функции обучения практически
отпали, а бедных узбеков или таджиков и так сразу сплавляли в стройбат.
Мне довелось сыграть роль включенного наблюдателя в дюжине военных
городков в якобы славные годы: с 1964-й по 1982-й. Могу поклясться, что
с боеспособностью было и тогда из рук вон плохо, а большие маневры, в
которых мне довелось участвовать, выглядели блестяще исключительно с
гостевых трибун и в отлакированной хронике. Да, наблюдал я показательную
роту десантников, которая демонстрировала недурную технику перед толпой
восхищенных гостей в военной форме (в дивизии эту роту именовали
"цирковой"), но вообще-то половина боевых машин не заводилась; старшину
с ключами от сарая с парашютами два часа искали по бабам, когда уже
давно следовало лететь на задание; штабные не умели работать с картой;
инструкторы-подрывники не имели представления о статике сооружений;
стреляли все в основном плохо - да и как иначе, если патроны экономили и
следили, главное, за тем, чтобы друг друга сдуру не подстрелили... С
дедовщиной все было в порядке, хотя свирепости было несколько меньше.
И разве не тогда оформился фенотип полковника и тем более генерала с
бочковидной фигурой и осанкой женщины на сносях?
Называя вещи своими именами, смею утверждать, что при нормальной
организации учебы армейский всеобуч гражданина можно ограничить
каноническими девятью месяцами, к чему в идеале недурно бы добавить
шесть недель грамотно организованных сборов каждые три года. Нормальная
организация учебы предполагает, что офицеры к ней имеют лишь косвенное
отношение личной ответственности - их дело работать со специалистами,
которые и так давно уже почти все контрактники. Нормальная учеба - дело
сержантов-инструкторов, способных на умеренную жестокость и несущих
полноту уголовной ответственности за превышение ее разумных пределов.
Только в этом случае оправдана казарма, в которой
специалистам-контрактникам делать в обычных условиях нечего. Казарма с
горячим душем и с туалетом, не унижающим человеческое достоинство.
Это непривычно, но вполне достижимо. Более того, именно к этому явно
тяготеет министр Иванов - иначе он бы не настаивал на подготовке
офицеров в университетах. Ведь если этих новых специалистов бросить в
обычную армейскую мясорубку, они ничего не смогут сделать с нынешним
призывником и любым способом сбегут. Уже в 70-е годы ротные командиры не
были в состоянии добиться послушания от вчерашних десятиклассников
иначе, чем негласно препоручив это дело "дедам". Рискну утверждать, что
как раз сержантов-инструкторов придется готовить в наиболее здоровых из
нынешних военных училищ, и готовить из уже отслуживших по контракту,
прельщая не одной зарплатой, но и статусом. Высоким. Примерно таким,
какой был у гвардии сержанта в эпоху Петра.
Все это очень сложно сделать, отталкиваясь от той действительности, что
дана нам в ощущениях, но иного выхода не видно.