>Икра в СССР, по-моему, гораздо интересней, чем мы это себе представляем.
>Обратите внимание, ведь к началу 50-х она была бросовым продуктом, - дешевым, не имевшим спроса.
Сначала я не понимал, с чего это все так уперлись на икре. А вот теперь вспомнилось.
Сцены из классики советского кинематографа "Белое солнце пустыни" и "Иван Васильевич меняет профессию". Икорные сцены, причем не сами сцены, а реакция тогда зрителей. Я был очевидцем жаркого спора между маманей и ее знакомыми. Началось все с того: вон как раньше было, сколько икры ели. Матушка стала вспоминать, что раньше икра продавалась, а вот сейчас ее надо доставать и т.д. Знакомые ей возражали, что и тогда икру далеко не все покупали, никто икры не покупал.
Между тем в "Белом солнце пустыни" имперский таможенник на Каспийском море, скорее всего, просто заелся икры. Как позднее матушка изумлялась рассказам одной молодой сахалинской мамы, что они ведрами красную икру солят. А ведь это - только региональная специфика, не более.
А в фильме Гайдая - блюда. Икра черная, икра красная, икра заморская баклажанная. И ее количества на царской трапезе. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек.
Вот этот ажиотаж вокруг икры - одного из продуктов питания, который далеко не все любят (есть икра минтая, можно засолить икру щуки) подтверждает - икра из продукта питания превратилась в фетиш. А так в СССР в "Дарах природы" иногда можно было оленину или медвежатину приобрести. Да массовым повседневным спросом не пользовались, никого не напрягало отсутствие в повседневном рынке.
Или речь идет о том, что по уровню доходов каждый может приобрести социальный статус?