От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.02.2006 18:04:31 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Если внешние силы начнут у нас сражаться за свободу вероисповедния, свободы станет еще меньше" (*+)

http://www.stengazeta.net/article.html?article=993

РЕЛИГИЯ

КАК КОШМАРЫ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ
ЕСЛИ ВНЕШНИЕ СИЛЫ НАЧНУТ У НАС СРАЖАТЬСЯ ЗА СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ,
ЭТОЙ СВОБОДЫ СТАНЕТ В РОССИИ ЕЩЕ МЕНЬШЕ

Текст: Борис Фаликов

Джордж Буш объявил борьбу за религиозную свободу одним из приоритетных
направлений внешнеполитической деятельности США. Он сделал это накануне
Дня свободы вероисповедания, который американцы отмечают в честь
принятия в 1786 году вирджинского статута о свободе религии,
подготовленного самим Томасом Джефферсоном. Традиционно президент страны
выпускает в честь этого праздника обращение с приличествующей случаю
риторикой, но в нынешнем юбилейном году Буш был настроен особенно
решительно и конкретно указал те страны, где США добились успеха в деле
борьбы за свободу, - Вьетнам, Лаос, Индия, Грузия и ОАЭ. России в
списке, понятное дело, не оказалось. Ее по-прежнему хотят там видеть.

Жители США, начиная с протестантов и кончая евреями, в подавляющем
большинстве потомки тех, кто немало намучился от религиозных притеснений
в Старом Свете, и пекутся о религиозной терпимости совершенно искренно.

Но ничто не мешает им использовать свою искренность как инструмент
политического давления: по поводу <притеснителей> при случае всегда
можно сделать надлежащие оргвыводы.

Эта американская черта - удивительное сочетание идеализма и
практицизма - великолепно описана Грэмом Грином в <Тихом американце>. В
идеализм США, увы, мало кто верит. В коварные планы верят многие.
Большинство американцев, даже если они несут добро с открытой душой,
вызывают раздражение у тех, кому добро предназначено. И сейчас куда
большее, чем во времена Грина.

В случае с религией раздражение усугубляется тем, что американцы не
признают никаких иерархий. Кто бы ни нарушал религиозную свободу - дикие
обитатели индийских джунглей, расправляющиеся с христианскими
миссионерами, или вполне цивилизованные государства, не учитывающие
чьи-то права, - они совершают один и тот же проступок. Аналогичный
подход и к государственно-церковным отношениям, когда между старыми
традициями и новыми религиозными образованиями не делается никакого
различия. Равные права должны быть у всех - это суть демократии.

Однако даже демократию по одному лекалу распространять крайне трудно - и
кому, как не американцам, это знать. В религиозной сфере с ее
неистощимым разнообразием единые мерки применить еще труднее, а обид это
вызывает еще больше.

Даже толерантную Европу неуважение к ее славному прошлому приводит в
негодование. Несколько лет назад Германия и Франция возмущались тем, что
госдеп защищает от них права <каких-то новых культов, которые и
религиями назвать трудно>, и навязывает американскую модель отношений
между церковью и государством. В России степень возмущения неизмеримо
сильнее, и по мере усиления давления она будет лишь возрастать. В конце
прошлого года госдепом США были опубликованы результаты мониторинга
религиозных свобод, где наша страна оказалась среди не самых приятных
соседей вроде Белоруссии и Азербайджана. Правда, неподалеку пребывали и
Бельгия с Германией, но это не утешало.

Глава внешнеполитического ведомства РПЦ митрополит Кирилл даже написал
Кондолизе Райс письмо, где по-отечески пожурил ее за отсутствие
объективности. Госпожа госсекретарь владыке не ответила. Но отклики на
госдеповский доклад не заставили себя ждать и оказались на редкость
единодушными. Его критиковали все - от квасного патриота до
распоследнего либерала, от православного до атеиста, от госчиновника до
фрондера. У всех были свои резоны. Власти устали от попреков за плохое
поведение со стороны внешнего мира, а тут к ним добавляется еще и
религия. В РПЦ растет ощущение угрозы извне (протестанты успешно
окучивают юг и Сибирь, католики время от времени возвышают голос, кругом
кришнаиты и т.д. и т.п.), а госдеп мешает защищаться от всех этих
напастей. Русская интеллигенция не отличается большой религиозностью и
часто попрекает церковь тем, что та лезет в частную жизнь граждан,
навязывая им свои представления о прекрасном, а тут госдеп со своими
разговорами о такой сокровенной вещи, как религия, тоже, получается,
лезет и навязывает. Чем же он лучше?

Если уж либералы возмущаются, что посторонние дяди учат их терпимости,
то что говорить о тех, в чьем сознании и без того роятся самые жуткие
сценарии жидомасонского заговора против России и православия, во главе
которого (заговора), конечно же, стоят США. Для них политика давления в
религиозной сфере - прямое подтверждение одолевающих их
конспирологических кошмаров.

Америка снабжает эту публику наглядным образом врага, помогает сплотить
свои ряды и толкает к прямым политическим акциям. И тут есть прямая
опасность разбудить лихо, пока оно более или менее тихо. Православный
фундаментализм всегда был в России маргинальным явлением. Православие
традиционно не склонно к политической и социальной активности, оно
предпочитает охранительство, то есть защиту древних обрядов от
посягательств извне. Не наступательную, а оборонительную тактику. Теперь
фундаменталисты убеждаются и убеждают других, что посягательства
достигли такого накала, что от защиты надо переходить к нападению.

В общем, согласно старому советскому анекдоту, скоро может начаться
такая борьба за мир, что камня на камне не останется.