|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
05.02.2006 18:06:53
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
В. Найшуль и Ко. Букварь городской Руси. Бета-версия (*+)
3 февраля 2006 г., пятница
Адрес страницы:
http://www.polit.ru/research/2006/02/02/bukvar.html
ИССЛЕДОВАНИЯ
БУКВАРЬ ГОРОДСКОЙ РУСИ
Семантический каркас русского общественно-политического языка
КРУГ ПЕСЕН
?-ВЕРСИЯ
Представим себе, что по неведомым причинам много лет тому назад некий
народ отказался от семейной жизни и вместо нее обрел общих жен, мужей и
детей. Когда он очнулся и пожелал вернуться к нормальной семейной жизни,
оказалось, что народная память о ней почти полностью утрачена.
Тогда, возможно, кто-нибудь взял бы на себя труд по крупицам сведений,
сохранившихся в текстах культуры, написать своего рода <Букварь семейной
жизни>. Такой Букварь состоял бы из фраз типа: <мама и папа любят друг
друга>, <мама и папа любят своих детей>, которые в древности редко
употреблялись, потому что были банальными, затем в период общности жен
искоренялись как пережитки прошлого, а теперь не произносятся, потому
что полностью противоречат всему строю современной жизни. Каждая такая
фраза становилась бы своего рода открытием: <да не может быть!>, <да в
жизни все по-другому!>
Составление Букваря осложнялось бы тем, что сами понятия <мамы> и <папы>
были бы забыты, а обозначающие их слова либо совсем утрачены, либо
приобрели другой смысл, либо, в лучшем случае, заработали себе в
толковых словарях пометы арх., стар., устар.
Так и привычная русская социальность была когда-то разрушена и заменена
новой, экспериментальной. Когда от нее решили отказаться, то на месте
старой социальности оказалась пустота.
* * *
Мы поставили задачу составить Букварь самых элементарных, самых азбучных
социальных истин и искать для них слова в современном корпусе русского
языка, не стесняясь, однако, архаизмов, указывающих на исчезнувшие, но
сохранившиеся в культурной памяти социальные институты.
Текст Букваря не является литературным произведением, впрочем,
азбука-букварь и не может быть таковым. Это - идеологическая, логическая
и лингвистическая разработка, отражающая представления авторов о
российской государственности, социальных связях и русском
общественно-политическом языке. Можно сказать, что Букварь - логическая
структура с лексическим наполнением в виде тенденциозно отобранных особо
емких русских символических слов. Поэтому другое название текста -
семантический каркас русского общественно-политического языка (иначе
говоря, ключевые слова, поставленные в правильное отношение друг к
другу). Описание семантического каркаса можно прочесть в прилагаемом к
Букварю Атласе.
Почему наш Букварь называется <Букварем Городской Руси>? Потому что
Русь - это наша социальность, внутренний код нашей цивилизации, Россия
существенностей, как ее называл В.В. Розанов. А
прилагательное-определение перед Русью указывает на исторический уклад,
принимающийся за образец: вспомним Киевскую, Владимирско-Суздальскую,
Московскую Русь. Нынешняя Россия - это урбанизированное государство,
преимущественно страна больших городов, в которых проживает большинство
населения, Городская Русь. Именно для сегодняшней Городской Руси мы и
вспоминаем Русь Вечную.
* * *
Нынешний текст Букваря не окончательный, а пробный. Говоря компьютерным
языком, это ?-версия. Предстоит еще большая работа, чтобы сделать
государственные концепции прозрачными, слова - правильными, а логику -
безупречной.
БДЕТИ К ПЕСНЕ УКРЕПИ, УНЫНИЯ СОН ОТГОНЯЮЩИ
Молитва Пресвятой Богородице
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ
Пословица
ЦАРЬ
Земля Русская избирает, выбирает, приглашает на царство царя, и он
присягает на верность земле.
Земля решает о царе: <царь или не царь>.
Земля спрашивает с царя, а он держит ответ перед землей. Царь спрашивает
землю, и она дает ему неложный ответ.
Царь служит земле верой и правдой. Земля признает его царем и жалует его
за верную службу.
Своей службой царь славит русскую землю, а земля чествует за это царя.
* * *
Царь правит своим народом, и народ слушает царя, подчиняется его воле.
Царь бережет народ, милует его, а народ называет его батюшкой.
Народ знает о царе: <люб или не люб>.
Царь славит народ, а народ славит царя.
Царь разговаривает с народом, и народ разговаривает с царем. Царь
призывает народ на великие дела, и народ откликается на его зов. Народ
стоит горой за царя в нелегкую годину.
Когда народ требует ответа, царь держит ответ перед народом. Когда народ
бунтует, царь его казнит или милует.
Когда народ грешит, царь его правит. Когда царь грешит, народ ропщет.
* * *
Царь - суд и оборона всем людям земли русской.
Царь жалеет русских людей, любит и жалует их.
Царь вразумляет подлых людей, дает им острастку, наказывает их.
Царь заботится о простых людях, заступается за них, карает их обидчиков.
Царь обращается к добрым людям, и они слушают царя. Царь советуется с
лучшими людьми, и они дают совет царю.
Добрые люди судят о царе: <прав или не прав>.
Служивые люди служат царю верой и правдой, а он жалует их за добрую
службу и казнит за воровство.
Русские люди идут к царю за правдой, и он рассуживает их по
справедливости.
Если царь творит неправду, то старшие люди молвят, стыдят, позорят царя,
а царь держит ответ перед всеми русскими людьми.
Царь правит. Земля рождает. Народ носит Бога. Люди спасаются.
* * *
РУССКИЕ ЛЮДИ
ОКОЛОТОК
Благолепие
Кто боится Бога, тот блажен.
Кто умножает семью, тот славен.
Кто строит дом, тот богат.
Где верны власти, там порядок.
Где преданы Родине, там согласие.
Где любят околоток, там красота.
Так живут добропорядочные люди.
Пусть
Староста, околоточный и поп радеют о благолепии на Руси.
Поп проповедует и исповедует.
Околоточный сторожит и ловит.
Староста следит и наказывает.
И так живет русский околоток.
Притом
Воевода скор и смиряет околоток расправою.
Царь грозен и смиряет земли указами.
Бог велик и смиряет Русь невзгодами.
Тогда
Всемогущий собор объединяет всех верноподданных.
Всесильное вече объединяет всех благонадежных.
Премудрая дума объединяет всех законопослушных.
Так живет русская земля.
* * *
Что миром положено, тому и быть!
Околоток благоустраивается. Земля расцветает.
ЗЕМЛЯ
Единство
Собор - слово, собирающее русскую землю.
Вече - голос, воодушевляющий русский народ.
Дума - мысль, вразумляющая русских людей.
Собор, Вече и Дума объединяют Русь.
И на том стоит нерушимая русская держава.
Притом
Царь славен и учит верности Отечеству.
Патриарх свят и учит уповать на Бога.
Учитель почтенен и учит следовать закону.
Тогда
Благочестивый староста радеет об иноке.
Ревностный поп радеет о мирянине.
Добрый околоточный радеет о священнике.
И на том стоит богоспасаемая русская держава.
* * *
В единстве - сила!
Люди объединяются. Отечество славится.
Итак
Земля Русская слагается из земель по отеческим святыням и преданиям.
Русский народ образуется из землячеств по природным свычаям и обычаям.
Русские люди объединяются в сословия по заслуженным чинам и званиям.
Царь собирает русские земли.
Хозяева сплачивают русский народ.
Бояре исполняют чаяния русских людей.
И на том стоит единая русская держава.
ОТЕЧЕСТВО
Слава
Русские люди - дети святого Владимира, крестившего русскую землю.
Русский народ - племя, просвещенное верой по молитвам святой Ольги.
Русская земля - удел, благословленный апостолом Андреем Первозванным.
Русский человек чтит отцов своего Отечества.
И на том стоит Православная Русь.
Притом
Царь мудр и хранит верных власти.
Патриарх благословен и хранит преданных Родине.
Бог благодатен и хранит любящих околоток.
Тогда
Прилежный работник трудится с душой.
Просвещенный заводчик трудится с умом.
Набожный купец трудится на совесть.
И на том стоит Святая Русь.
* * *
Без корня и полынь не растет!
Люди верны Отечеству. Матушка Русь и ширится, и множится.
Итак
Блюститель старины провозглашает закон.
Ревнитель старины защищает старину.
Хранитель старины толкует указы.
Околоток связывается круговой порукой.
Русь объединяется русским языком.
Земля правится единоначалием.
И на том стоит Великая Русь.
РУСЬ
Благоденствие
Кто исполнил работу, того награждают.
Кто любит труд, того величают.
Кто делает дело, того славят.
Где верны Отечеству, там живут без потрясений.
Где уповают на Бога, там живут без обмана.
Где следуют закону, там живут без опаски.
Так живут добродетельные люди.
Пусть
Работник, заводчик и купец трудятся на Руси.
Работник служит хозяину.
Заводчик ведет дело.
Купец торгует.
И так живет изобильная Русь.
Притом
Бог страшен и казнит царя невзгодами.
Царь строг и казнит бояр опалой.
Князь справедлив и казнит хозяев карой.
Тогда
Благомысленные русские люди чтят стражника.
Преданный Отечеству русский народ чтит воина.
Боголюбивая русская земля чтит молитвенника.
Так живет родное Отечество.
* * *
Бог поможет и купца пошлет!
Русь торгует. Народ благоденствует.
СУД
Правда
Не в силе Бог, но в Правде!
Люди ищут Правду. Земля очищается.
Итак
Верноподанные служат надеждой и опорой престола и отечества.
Благонадежные хранят тишину и покой околотка и земли.
Законопослушные защищают закон и порядок царства и государства.
Царь и русские люди созывают собор.
Царь и русская земля назначают суд.
Царь и русский народ призывают стражу.
Так утверждается суд и правда.
Пусть
Бог, царь и князь казнят беззаконие на Руси.
Судья-князь судит.
Царь милует.
Бог отмщает.
И так утверждается закон и правда.
Притом
Работник прилежен и трудится усердно.
Заводчик просвещен и трудится разумно.
Купец набожен и трудится честно.
Тогда
Мудрый царь хранит домостроительных.
Благословенный Патриарх хранит многосемейных.
Благодатный Бог хранит богобоязненных.
Так утверждается добро и правда.
ЦЕРКОВЬ
Благочестие
Русская земля боголюбива и чтит веру.
Русский народ предан Отечеству и чтит власть.
Русские люди благомыслены и чтят закон.
Тогда
Страшный Бог казнит врагов земли.
Строгий царь казнит притеснителей народа.
Справедливый князь казнит обидчиков людей.
* * *
Так спасается русский человек.
Кто велий, яко Бог наш!
Церковь возрастает. Держава преображается.
Итак
Мирянин молится в Церкви.
Священник приобщает к Богу.
Инок несет свет Православия.
Мир преумножается на Святой Руси.
Любовь живет в Народе-Богоносце.
Правда сберегает Православное Царство.
Так спасается русское государство.
Пусть
Царь, Патриарх и Бог хранят благочестие на Руси.
Бог дает веру.
Патриарх правит веру.
Царь утверждает веру.
И так спасается русская Церковь.
ДЕРЖАВА
Добродетели
Собор всемогущ и объединяет царя и русскую землю.
Вече всесильно и объединяет царя и русский народ.
Дума премудра и объединяет царя и русских людей.
Тогда
Великий Бог смиряет гордого блюстителя старины.
Грозный царь смиряет упрямого ревнителя старины.
Скорый воевода смиряет косного хранителя старины.
Так спасается державный дух.
* * *
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский
дух воочию явился!
Держава крепнет. Царство возвеличивается.
Итак
Совесть пробуждается Отечеством.
Душа полнится Родиной.
Ум возвышается Отчизной.
Честные укрепляют Царство.
Усердные служат Государству.
Разумные строят Державу.
Так спасется державная честь.
Пусть
Царь, Патриарх и учитель учат русского человека.
Учитель учит неразумных разумному.
Патриарх учит смертных бессмертию.
Царь учит недобрых доброму.
И так спасается державная мысль.
ЦАРСТВО
Мир
Тишь, да гладь, да Божья благодать!
Царь правит. Народ возрождается.
Итак
Стражник охраняет русских людей.
Воин защищает русский народ.
Молитвенник спасает русскую землю.
Закон устраняет вражду.
Власть пресекает смуту.
Вера истребляет злобу.
Так утверждается мир и покой в русской земле.
Пусть
Бог, царь и воевода смиряют русский народ.
Воевода стращает.
Царь вразумляет.
Бог карает.
И так утверждается мир и порядок в русской земле.
Притом
Поп ревностен и радеет о любви.
Околоточный добр и радеет о мире.
Староста благочестив и радеет о правде.
Тогда
Славный царь учит исполнять работу.
Святой Патриарх учит любить труд.
Почтенный учитель учит делать дело.
Так утверждается мир и благодать в русской земле.
РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК
Русский человек не ворует.
И служит начальнику верой и правдой.
И трудится в поте лица своего.
Дабы не пойти с сумой по Руси широкой.
Русский человек не врет.
И верен слову своему как обету.
И не бросает его на ветер.
Дабы не прослыть пустозвоном на Руси честной.
Русский человек не гадит.
И живет в мире со своим соседом.
И рад стараться на всякое доброе дело.
Дабы не жить бирюком на Руси веселой.
Русский человек не пьянствует.
И не дает это делать другим.
И несет каждую копейку в дом.
Дабы не сгинуть без вести на Руси привольной.
Русский человек не забывает Бога.
И имеет страх Божий.
И почитает праздники.
Дабы не стать чужим на Руси Святой.
Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
ДРУГИЕ ЛЮДИ
ДОПОЛНЕНИЕ
Разъяснение
Русская земля сообщается с нерусскими землями.
Русский народ общается с нерусскими народами.
Русские люди сходятся с нерусскими людьми.
Царь собирает русские и нерусские земли.
Хозяева сплачивают русский и нерусские народы.
Именитые люди сближают русских и нерусских людей.
Так живут в согласии русский и нерусский человек.
Провозглашение
Бог, царь и русский народ защищают нерусского человека на Руси.
Бог милостив ко всяким людям.
Царь справедлив ко всем людям.
Русский народ добр ко всем людям.
Так живут в мире русский и нерусский человек.
Предписание
Царь учит преданности державе.
Патриарх учит веротерпимости.
Учитель учит законопослушанию.
Земля учится чужим законам и порядкам.
Народ учится чужим свычаям и обычаям.
Люди учатся чужим знаниям и умениям.
Так живут пред очами Всевышнего русский и нерусский человек.
Воззвание
Где лад, там и клад!
Люди дружат. Земли богатеют.
------------------------------------------------------------------------
--------
<Букварь Городской Руси> (?-версия)
создан в Институте национальной модели экономики
В работе принимали участие:
1999-2005 гг., Т.В.Балашова, О.В.Гурова, В.А.Найшуль
1999-2001 гг., Г.Г.Хазагеров, С.В.Хазагерова
На правах рукописи
© Институт национальной модели экономики, 2005 г.
Виталий Найшуль
02 февраля 2006, 18:01При любом использовании материалов веб-сайта
ссылка на Полит.ру обязательна. При перепечатке в Интернете обязательна
гиперссылка www.polit.ru. Все права защищены и охраняются законом. ©
1999-2004 Полит.ру