От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 15.02.2006 23:07:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Вот и до Гитлера дело дошло ("The New York Times", США) (*+)

Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/225461.html



Вот и до Гитлера дело дошло ("The New York Times", США)
Дэвид Брукс (David Brooks), 09 февраля 2006

Вы хотите, чтобы мы ощутили ваши чувства. Вы - члены Арабской
европейской лиги - публикуете на своем сайте карикатуру, где Гитлер
лежит в постели с Анной Франк [Anne Frank - голландская девочка-еврейка,
автор дневника, который она вела два года, скрываясь от нацистов. Образ
Анны Франк стал одним из символов Холокоста - прим. перев.] - чтобы мы
на Западе поняли, как вас оскорбили те датские карикатуры. Вы -
сотрудники иранской газеты 'Хамшахри' - объявили конкурс на лучшую
карикатуру о Холокосте: опять же, чтобы мы поняли, что вы испытываете.
Что ж, увидел я карикатуру с Гитлером и Анной Франк - там они только что
занимались любовью, и фюрер говорит: 'Анна, не забудь написать об этом в
своем дневнике!' Но и после этого я не понял, что вы чувствуете. У меня
не появилось желания поджигать посольства, отрубать людям головы и
взывать к богу или Бен Ладену, чтобы они покарали моих врагов. Я не
испытываю той же ярости, что и вы. Я не вижу угрозы в примитивной
карикатуре, пусть даже такой безвкусной.
Поначалу я с сочувствием отнесся к вашему возмущению датскими
карикатурами - неприлично издеваться над религиозными символами других
людей. Но, по мере того, как волна истерии нарастала, и вопрос приобрел
'вселенский' масштаб, многие на Западе вновь осознали, какая пропасть
нас разделяет. Никогда раньше мне не приходилось так часто слышать слова
'столкновение цивилизаций'. У нас не просто разные идеи - у нас разное
отношение к идеям.
Мы, на Западе, с рождения воспринимаем мир как наследие Сократа и
афинской агоры. В нашем мире образы, цифры и аргументы обступают
человека со всех сторон. В нашем мире много всего: фильмы и блоги, книги
и проповеди. Есть глубина и банальность, высокое и низкое.
В нашем мире мы все время 'просеиваем' и оцениваем информацию,
отбрасывая глупости в сторону и распространяя то, что считаем остроумным
и метким. Мы стремимся, по выражению Майкла Оукшотта [Michael Oakshott -
известный британский политолог и философ консервативных взглядов - прим.
перев.], жить в состоянии диалога - 'бесконечного импровизированного
'интеллектуального приключения', в ходе которого мы, с помощью
воображения, знакомимся с различными вариантами понимания мира и самих
себя, не смущаясь различиями и не страдая от незавершенности,
характерной для всего этого процесса'.
Мы верим в прогресс и развитие личности. Окунаясь в этот океан точек
зрения, глядя в лицо неприятным фактам, мы пытаемся шаг за шагом
приблизиться к познанию мира.
Ваш путь - другой. Под словом 'вы' я не имею в виду мусульман. Я не имею
в виду подлинных исламских ученых и их учеников. Я говорю о вас -
исламистах. Я говорю о вас, молодые люди, получившие прекрасное
образование на Западе, а потом с отвращением отвернувшиеся от нашего -
незавершенного и неупорядоченного - нашего диалога. Вы бежали с агоры, и
нашли убежище в гипертрофированным варианте 'непорочного' ислама.
Вы определяете противоречие между вашим и нашим миром куда резче, чем
когда-либо осмеливались мы, глядящие на него со стороны. В Лондоне
демонстранты несли плакаты: 'К черту свободу', 'Смерть тем, кто
издевается над исламом', 'Готовьтесь к настоящему Холокосту' и 'Европа,
пора платить по счетам, 11 сентября идет к вам'. В Копенгагене один имам
заявил: 'На Западе священна свобода слова, для нас священен пророк' -
как будто одно непременно противоречит другому.
Мы мыслим категориями прогресса и логики. Вы мыслите мифологическими
категориями, бытовавшими в сознании людей, не знавших эпохи Просвещения.
Для вас история не движется вперед за счет поэтапного познания мира. Для
вас ее ход определяется одним апокалиптическим конфликтом между
сверхъестественно праведными джихадистами и сверхъестественно порочными
евреями.
Вы хватаетесь за любую мелочь - даже карикатуру, опубликованную
несколько месяцев назад в малоизвестной датской газете - чтобы доказать
самим себе: евреи и крестоносцы наступают, грядет вселенская битва между
добром и злом. Вы изобретаете примитивные небылицы - вроде того, что
евреи пьют кровь младенцев - чтобы подкрепить вами же созданный образ
еврея как воплощенного зла. Вы отрицаете сам факт Холокоста, потому что,
будь евреи столь могущественны, как вы говорите, они никогда не
допустили бы такого.
В моем мире каждый ищет правду своим, собственным путем. Ваш мир - это
борьба не на жизнь, а насмерть между правоверными и 'язычниками', а
слова, идеи и карикатуры - всего лишь оружие в этой борьбе.
Поэтому вполне логично, что скандал, начавшийся с датских карикатур,
закончился для вас ссылками на Гитлера, Холокост и евреев. Но ваша
гипертрофированная реакция, с которой мы столкнулись за прошедшую
неделю, говорит о вашей неуверенности в своих силах. В ваш регион идет
демократия, а вместе с демократией - диалог. Авторитетные лидеры вроде
Великого аятоллы Али Систани [духовного лидера иракских шиитов - прим.
перев.] поддерживают демократию, а организованные вами беспорядки
называют проявлением 'заблуждений и деспотизма'.
Вы, фундаменталисты, играете роль 'всемирного возмутителя спокойствия',
неделю за неделей занимая все наше внимание. Но невозможно до
бесконечности запугивать людей, принуждая их к молчанию, душить любой
диалог, укладывать мир в прокрустово ложе эпического противостояния, не
нужного никому, кроме вас. Одним словом, вашей ярости я так и не
испытал: я понял другое - вы в панике.

____________________________________________________________