|
От
|
White Officer
|
|
К
|
Monco
|
|
Дата
|
25.01.2006 21:04:28
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Семинар;
|
|
Черт с ним, с Базаровым, я про другое
>Так он ещё и мало образованный, этот Базаров?
Базаров учился на медика, а в итоге никому помочь не смог, ему самому понадобилась помощь.
Проедал в столице родительские деньги, специальностью не овладел. Ну, может на фоне дворянских типов он еще смотрится выигрышно... Вульгарный материалист, резкий и несдержанный человек, цель оправдывает средства и т.д. и т.п.
Я понимаю разницу между интеллигенцией и интеллектуалами. Слово "интеллектуалы" действительно звучит по-западному и подразумевает скорее небольшую обособленную группу людей с оригинальными взглядами.
Часто можно встретить утверждение, что интеллигенция - специфически русское явление, социальный слой, стремящийся выражать волю народа, быть его совестью, защищать его права и т.п.
Может быть так оно и было сначала, пока подавляющая часть населения была безграмотна и бесправна, но в последние десятилетия СССР и позже необходимость в отдельном слое, который призван выражать и защищать народные интересы, отпала. Теперь никому не нужен такой слой, народ сам имеет возможность и должен себя защитить, особенно если этого не сделала интеллигенция. Да и не думаю, что к интеллигенции в таком понимании надо относить широкие категории учителей, врачей, инженеров и т.д., т.е. работников квалифицированного умственного труда. Кто реально из тех, кого можно отнести к интеллигентам, может защитить интересы народа? Это может быть разве что столичная творческая интеллигенция, потому что в любой стране, особенно с нашими пространствами, все решается именно в столицах, ну, плюс еще несколько крупных центров. Но означенные люди этого не сделали, наоборот, кинулись обличать разные там преступления режима. Значит, необходимость в термине "интеллигенция" сейчас отпала. Интеллигенты 1990-х не равны интеллигентам XIX века и первой половины истории СССР.
Может быть, лучше сказать, что тот тип интеллигента 1830-1900-х гг., тип интеллигента-народника вообще характерен для цивилизаций, вовлеченных в капиталистическую миросистему в качестве экономической периферии, но сопротивляющихся военно-политическому давлению центра. (Например, сейчас в Латинской Америке интеллигенция напоминает нашу XIX века, в лучших ее проявлениях).
В моем первом сообщении я коснулся интеллигенции лишь в самом конце, имея в виду интеллигенцию конца 80-х-начала 90-х. Там я хотел сказать, что СССР потерпел крах прежде всего из-за низкого уровня профессионализма его "правящей элиты", политического класса, госаппарата, служилого сословия, назовите как хотите. Проявления этого низкого уровня - непростительные промахи в борьбе идеологий, застой в русской исторической мысли, выразившийся в советском учебнике истории и т.п.
С.Г.Кара-Мурза. СЦ-1(sc_a10.htm): "Главное значение труда Ленина сегодня - исторический урок. Он, на мой взгляд, в следующем: длительное сохранение неадекватной системы понятий, даже если в условиях авторитарного государства есть возможность принимать верные стратегические решения, в конце концов ведет к поражению...
Мы должны заново осмыслить революцию 1905-1907 гг., реформу Столыпина, Февраль-Октябрь 1917 г., НЭП, индустриализацию-коллективизацию и крах 1988-1994 гг. Только тогда нам станут понятны причины двух важнейших наших катастроф ХХ века: неизбежности превращения реформы Столыпина в крестьянскую коммунистическую революцию... и краха советского строя с параличом хозяйства при реформе 90-х годов".
Почему эта "неадекватная система понятий" сохранялась вплоть до краха СССР? Если кратко, то потому, что молодых квалифицированных рабочих, связанных еще с крестьянством, повели на революционную борьбу представители самой маргинальной и необразованной части образованных слоев империи, российского "цивильного общества" того времени.