От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 17.01.2006 22:10:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Связи между ЕС и Россией не должны ограничиться торговлей энергией ("Helsingin Sanomat", Финляндия) (*+)

Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/224885.html



Связи между ЕС и Россией не должны ограничиться торговлей энергией
("Helsingin Sanomat", Финляндия)
17 января 2006
После того, как газовый спор России и Украины так широко освещался в
европейской прессе, а чиновники в Брюсселе были вынуждены созвать
чрезвычайное совещание для выработки позиции ЕС в этом споре, многие
наверняка прикидывают, развивается ли сотрудничество между Европой и
Россией в правильном направлении.

Двусторонние отношения в 2004 году не были лишены проблем: Многие
европейские структуры выражали свою неудовлетворенность характером
внутриполитического развития России. Дипломаты заработали себе еще седых
волос, пытаясь успокоить Москву, озабоченную возможными (для нее
негативными) последствиями расширения ЕС на восток, а 'оранжевая
революция' на Украине вызвала настоящий кризис.

Год 2005 вообще оставил ощущение разбалансированности сотрудничества и
целого ряда нестыковок.

На майской встрече лидеров (в Санкт-Петербурге) была принята 'дорожная
карта' для выстраивания сотрудничества в различных областях: в
экономике, во внутренней и внешней безопасности, в науке и в культуре.
Компаньоны с трудом договорились во время второй встречи, уже в октябре
прошлого года, о некоторых конкретных действиях, например, в области
визовой практики.

Показное единодушие скрывает, однако, наличие проблем. Новая ситуация
возникла не в связи с тем, что ключевые вопросы удалось урегулировать, а
из-за того, что Европа отодвинула далеко в будущее решение самых сложных
проблем, а по некоторым вопросам и вовсе 'замела' проблемы под ковер.

После неудачи с принятием конституции в результате референдумов во
Франции и в Голландии ЕС не мог, да и не хотел проводить систематическую
и отвечающую вызовам времени политику в рамках контактов с Россией. В
отличие от практики прошлых лет многие руководители стран-членов ЕС уже
не требуют публично от России, чтобы она разделяла вместе с ЕС
общеевропейские ценности.

Брюссель признал как бы по умолчанию легитимность двусторонних
соглашений крупных европейских государств с Россией. В отношении
Белоруссии ЕС ограничивается сейчас проповедями и декларациями. В кругах
ЕС не наблюдается активности в обсуждении вопроса, касающегося
возможного членства Украины в этом альянсе, а это поддерживает
неправильный вывод о том, что на карту мира вновь вернулся тот круг
государств, судьбой которых распоряжался СССР.

Сотрудничество ЕС и России планировалось развивать во многих отраслях,
но сейчас осталась лишь одна сфера - энергетика.

Специалисты совершенно обоснованно предполагают, что доля России в
обеспечении Европы энергоресурсами не будет неуклонно расти. Одна из
причин этого кроется в том, что Россия не сможет быстро наращивать в
будущем производство энергии. Другая причина - Россия планирует
увеличить экспорт энергоносителей на рынки Азии.

Но политики склонны к тому, чтобы всячески подчеркивать большое значение
при развитии связей энергетической карты. Они поступают так во многом по
той причине, что обеспечение Европы энергоресурсами - это действительно
больной вопрос, а с другой стороны, такая постановка вопроса в рамках
'восточной' политики ЕС не вызывает особых протестов.

При использовании энергетической карты противоречия отсутствуют, так как
для России важно реализовать природные богатства, а для Европы - не
менее важно купить их.

Можно, тем не менее, доказать, что сужение поля сотрудничества до одной
энергетики - решение не мудрое. Такой процесс нанесет урон, прежде
всего, самой России, ибо она стала бы всячески поддерживать иллюзию
того, что она одна, будучи 'энергетической супердержавой', в состоянии
ответить без своих западных союзников на экономические и энергетические
вызовы нового столетия. А еще такое развитие может спровоцировать Россию
на использование своей энергетической сверхмощи при выстраивании
отношений со своими соседями.

Для Европы подобный сценарий также имел бы негативные последствия: это
прибавило бы оснований предполагать, что Россия в большей или меньшей
степени станет со временем настоящим 'нефтяным' государством. А ведь
Европа никогда не жила по соседству с такими настоящими 'нефтяными'
государствами, как Нигерия или Венесуэла.

Такая страна может в теории оказаться и дружественной, а также легко
идущей на сотрудничество. Но у нее нет, судя по всему, огромного желания
обновляться, модернизироваться, развиваться и 'зарывать', таким образом,
существующую на ее границе 'пропасть уровня жизни'. А заметное различие
в уровнях жизни соседей всегда чревато нестабильностью.

Год 2006 дает возможность вернуть равновесие в отношениях между ЕС и
Россией. Западные страны, ЕС и, особенно, Финляндия в период своего
председательства в Евросоюзе, должны осознать, что жизненный интерес
Запада не столько в нефти и газе, сколько в продолжении процессов
демократизации России, в ее поступательном демократическом развитии.

Если Европа искренне стремиться в стратегическом плане к созидательному
сотрудничеству с Россией, то тяжело избежать обсуждения сложных
вопросов. Наоборот, животрепещущие темы следует снова включить в
повестку дня и рассматривать их с Россией в дружественной, но и
требовательной атмосфере: именно так разговаривают здравомыслящие люди
со своими соседями или родственниками, если таковые нарушают, по мнению
первых, общепринятые нормы общежития.

Москва - председатель в 'Большом Восьмерке'. В этом качестве России
трудно отказаться от диалога. 'Восьмерка' ведь включает в себя ведущие
демократические страны мира, а не ведущих энергопользователей.

Аркадий Мошес - научный сотрудник Института внешней политики