От Редакция альманаха Ответить на сообщение
К Редакция альманаха
Дата 26.12.2005 08:46:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Альманах "Восток" декабрь 2005. номер 36. "Война и мир", Доп.сводный номер 100



http://www.situation.ru/app/j_jn_37.htm

Выпуск: N 36, декабрь 2005 г
Вoйна и Мир

СТАТЬИ (продолжение)
----------------------

Социальная философия
---------------------------------
http://www.situation.ru/app/j_art_1020.htm
Исторические системы как сложные системы. Отдельные случаи гегемонии в истории мир-систем
Иммануил Валлерстайн
Существуют два мифа относительно капитализма, выдвинутые его главными идеологами (и, как ни странно, широко поддерживаемые его критиками в ХIХ в.). Один из них состоит в том, что он определяется через свободное движение факторов производства. Второй - в том, что в его определении подчеркивается невмешательство политических структур в функционировании “рынка”. В действительности, капитализм характеризуется частично свободным движением факторов производства и избирательным вмешательством политических структур в функционирования “рынка”. Гегемония является примером последнего

http://www.situation.ru/app/j_art_1021.htm
Кочевники, мир-империи и социальная эволюция
Н.Н. Крадин
Создание империи Чингисхана и монгольские завоевания в XIII веке совпали с новым периодом влажности в степях Внутренней Азии и Восточной Европы , а также с демографическим и экономическим подъемом во всех частях Старого Света. Монголы замкнули цепь международной торговли по сухопутным и морским путям в единый комплекс. Впервые все крупные региональные ядра (Европа, исламский мир, Индия, Китай, Золотая Орда) оказались объединенными в первую мир-систему . В степи, подобно фантастическим миражам, возникли гигантские города - центры политической власти, транзитной торговли, многонациональной культуры и Идеологии (Каракорум, Сарай-Бату, Сарай-Берке). С этого времени границы Ойкумены значительно раздвинулись, политические и экономические изменения в одних частях света стали играть гораздо большую роль в истории других регионов мира.
Первая “мир-система” оказалась недолговечной. Чума, изгнание монголов из Китая, упадок Золотой Орды явились наиболее важными звеньями в цепи событий, приведших к ее гибели. Демографы фиксируют в период с 1350 по 1450 г. синхронный кризис во всех ее основных субцентрах . В начале XV века первая мир-система распалась.

http://www.situation.ru/app/j_art_1022.htm
Машина войны. Трактат о номадологии
Жиль Делез
Различие между военной машиной и механизмом государства можно проиллюстрировать конкретным примером из теории игр. Сравним шахматы с игрой го. Шахматы — игра правительства и двора. В шахматы играет китайский император. Шахматные фигуры — элементы кода, имеющие внутреннее значение и внешние функции, из которых вытекают все ходы и комбинации, фигуры обладают качеством: конь остается конем, пешка пешкой, слон слоном. Арсенал игры го — фишки, простые арифметические единицы, зернышки и камешки. Фишки — элементы коллективной машины, обладающие не внутренними, а ситуативными качествами.
Шахматы — это война, но война институализированная, урегулированная, война с фронтом, тылом, сражениями. Наоборот, война без линии фронта, без прямых столкновений, без тылов и до определенного момента без сражений — это партизанская война го: чистая стратегия, тогда как шахматы — это семиология. Не совпадает и пространство этих игр: пространство шахмат — замкнутое и расчлененное пространство, фигуры здесь перемещаются с одного поля на другое, стремятся при минимальном числе занять максимальное количество мест. В игре го фишки рассеиваются в открытом пространстве, захватывают пространство, появляются то в том, то в другом месте: движение не направлено из одного пункта в другой, а становится непрерывным, лишенным цели и назначения, пункта отбытия и пункта прибытия. “Гладкое” пространство го против “расчерченного” пространства шахмат. Номос го против государства шахмат, номос против полиса. И это потому, что шахматы кодируют и декодируют пространство, а го территориализируст и дстерриториализирует (превратить свое окружение в плацдарм, расширить этот плацдарм, присоединяя к нему смежное пространство, детерриториализировать неприятеля, расколов его территорию, детерриториализировать самого себя, перебросив силы в другое место). Другая справедливость, другое движение, другой ритм.

http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm
Ризома ("Тысяча плато", глава первая)
Жиль Делез, Феликс Гваттари
Эта книга является продолжением и завершающей частью произведения "Капитализм и шизофрения", первым томом которого был "Анти-Эдип".

Антропология
--------------
http://www.situation.ru/app/j_art_1024.htm
Толстой и мир
Л.В. Карасев
Если следовать той логике, которая заложена в: романе, то выходит, что объединению подлежат не человек и смерть, и даже не человек и Бог, а человек и Мир. Участия Бога в устройстве мира Толстой не отрицает, но как-то само собой выходит, что мир в его понимании становится то ли синонимом Бога, то ли чем-то большим чем Бог. Силе мира необходимо противопоставить, иди присоединить силу человека, который не просто "принимает" мир , но стремится изменить его к лучшему. Мир наваливается на людей, и они должны ответить ему. "Всем миром навалиться хотят" - слова, сказанные до поводу наступающих французов, применимы и к общей толстовской, ситуации, противостояния человека и мира. Если всем миром навалиться, тогда и мир можно одолеть. Вернее, одолеть не сам мир, а царящую в нем смерть.



http://www.situation.ru/app/j_art_1025.htm
Метаморфозы идеального
А.Д. Майданский
Мы находим здесь просто-таки хирургически точный анализ структуры идеального. У Ильенкова этим термином обозначается отношение между по меньшей мере двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой. Это идеальное отношение между вещами устанавливается в процессе деятельности мыслящего существа, причем первоначально в ходе его практических действий, работы руки, и уже затем в качестве формы работы духа.





http://www.situation.ru/app/j_jn_28.htm
Выпуск: N 100, 2005 г

Дополнительный сводный номер
Управление
---------------
Характерные черты социально-экономических процессов в обществах развивающихся стран
В.В. Крылов
Капиталистически ориентированная форма общественного развития отсталых стран усугубляет нынешнее их положение еще и тем, что, увеличивая через механизм многоукладности численность населения, она не только не делает его новыми производителями, но, напротив, лишает следующие поколения рабочих мест, делает их только потребителями, а не производителями и таким образом вообще разрушает, а не развивает производительные силы, порождает устойчивый и все углубляющийся разрыв между личными и предметно-вещественными их элементами. Таким образом, не во всех своих проявлениях рост населения означает развитие производительных сил. Развитие отсталых стран по законам господствующего над ними извне мирового капитализма выпячивает на первый план как раз отрицательные, негативные стороны этого процесса.


Традиционализм и модернизация деревни развивающихся стран в условиях НТР
В.В. Крылов
Развитие аграрной сферы в освободившихся странах в условиях НТР отмечено множеством неизвестных для модернизации европейского сельского хозяйства в прошлом противоречий. Это и заметный абсолютный рост сельского хозяйства при одновременном относительном отставании его от прочих отраслей национальной экономики; и огромный исход сельского населения в города, не сопровождающийся, однако, уменьшением его численности в самой деревне; и острейший кризис производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, вызванный особой отсталостью именно аграрных сфер; и порождаемая этим кризисом гораздо большая нестабильность всей общественной структуры, нежели нестабильность самого сельского мира, и т.д. и т.п.


Экономика
---------------
L'Economia Integrale, Fordism, and Post-Fordism
Bob Jessop
Although Gramsci saw the discipline of economics as being largely concerned with 'value', he also located economic problems in their broader political, intellectual, and moral context. His economic analyses went far beyond any narrow concern with 'the relationship between the worker and the productive forces'. This emerges from his critique of Ricardo's concept of 'determined market' (mercato determinato). Gramsci redefined this as '"equivalent to [a] determined relation of social forces in a determined structure of the productive apparatus", this relationship being guaranteed (that is, rendered permanent) by a determined political, moral and juridical superstructure'. In this sense the economy must be related to the overall form of the 'historical bloc' and the 'ethico-political' as well as economic and politico-military roles of the state


Аналитика
---------------
Формирование и основные направления исторических идей молодого Грамши (1911-1918)
И.В. Григорьева
глава 1ая из монографии "Исторчисекие взгляды Антонио Грамши"

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ГРАМШИ В РАЗРАБОТКЕ ИМ ПРОБЛЕМ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И АНТИФАШИСТСКОЙ БОРЬБЫ КПИ [1921—1926 гг.)
И.В. Григорьева
глава 3ья из монографии "Исторические взгляды Антонио Грамши"

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ГРАМШИ В РАЗРАБОТКЕ ИМ ПРОБЛЕМ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (окончание)
И.В. Григорьева
глава 3ья из монографии "Исторические взгляды Антонио Грамши"


ГРАМШИ В ФАШИСТСКОЙ ТЮРЬМЕ. ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ “ТЮРЕМНЫХ ТЕТРАДЕЙ”
И.В. Григорьева
глава 4ая из монографии "Исторические взгляды Антонио Грамши"


ИТАЛЬЯНСКАЯ И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ТЮРЕМНЫХ ТРУДАХ ГРАМШИ
И.В. Григорьева
Проникая в глубины исторического прошлого или поднимаясь в сферу самых высоких философских проблем, Грамши вносил свой вклад в обогащение теоретического арсенала революционной политики. Он хорошо знал, что мысль способна служить действию, и потому был убежден, что “можно — не впадая в вульгарный скептицизм и не убаюкивая себя с помощью удобного “лицемерия”,.. — обрести ясность духа также и перед лицом самых абсурдных противоречий и под гнетом самой жестокой необходимости, если суметь мыслить “исторично”, диалектически и трезво определить свои задачи вообще или хотя бы свою частную и ограниченную задачу”.
глава 5-ая из книги И.Гргорьевой. Полностью текст книги опубликован в альманахе "Восток" на протяжении нескольких номеров
http://www.situation.ru/app/aut_t_101.htm


Социальная философия
-----------------------------------

History & Class Consciousness 1 Reification and the Consciousness of the Proletaria
Г.Лукач
To be radical is to go to the root of the matter. For man, however, the root is man himself.
Marx: Critique of Hegel's Philosophy of Right.

History & Class Consciousness II: The Antinomies of Bourgeois Thought
Г.Лукач
This way of describing modern society is so familiar and the attempts to analyse it recur so frequently in the course of later developments that it would be supererogatory to furnish further proof of it. What is of greater importance is the fact that the converse of this insight has not escaped notice either. After Hegel had clearly recognised the bourgeois character of the ‘laws of nature’

History & Class Consciousness III: The Standpoint of the Proletariat
Г.Лукач
What change has been brought about, then, socially by this point of view and even by the possibility of taking up a point of view at all towards society? 'In the first instance' nothing at all. For the proletariat makes its appearance as the product of the capitalist social order. The forms in which it exists are - as we demonstrated in Section I - the repositories of reification in its acutest and direst form and they issue in the most extreme dehumanisation. Thus the proletariat shares with the bourgeoisie the reification of every aspect of its life.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФОРМАЦИЙ
В.В. Крылов
Сохранение укладов, отличных от капитализма в страновых границах может быть понято не только как неполное осуществление прогрессивных тенденций капитализма (упор на них был бы методом “легального марксизма”), но и как проявление консервативных тенденций того же самого капиталистического строя. Наличие в конце капиталистической эпохи отсталых в экономическом и многоукладных в социальном отношении стран не есть просто то, что капитализм не успел доделать, но есть особое периферийное проявление самих универсальных законов капитала. Своевременное устранение и реформирование отсталых форм есть не простая доделка буржуазного дела, не буржуазно-демократические преобразования, но устранение особых периферийных последствий действия самих законов капитализма, т.е. есть дело антибуржуазное даже в том, что касается докапиталистических форм. Такой подход позволяет описать многоукладность не просто как некую незавершенность истинных тенденций капитализма, не как некое, вызванное “господином случаем”, отклонение чистых законов капитализма в результате уродующего их чистое проявление отклоняющего воздействия эмпирической истории, но как закономерное для периферии капиталистического мира проявление его собственных законов.


О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
В.В. Крылов
Необходимо ещё на этом пути выяснить, каково экономическое содержание “первичной” государственной собственности: скрывается ли под ней процесс воспроизводства индивидов как членов особых классов или она воспроизводит их как членов общества вообще, каков исторический тип частного или непосредственно общественного содержания этой госсобственности (докапиталистический, капиталистический или еще какой), кто кому подчинен, частная ли собственность общественной или наоборот? А если паче чаяния общественное экономическое содержание государственной собственности подчиняет себе частное, то еще надо определить, какова историческая природа этих общественных функций госсобственности


Правящие слои в общественной структуре развивающихся стран
В.В. Крылов
Разрушая местные традиционные формы капитализм создал на своей периферии более приспособленные к его нуждам иные порядки, но эти порядки не были капиталистическими сами по себе. Одно дело разложение традиционных укладов предкапиталистической Европы, которое предшествовало капитализму и из которого капитализм родился. Иное дело разложение традиционных порядков в колониях, которое само было продуктом воздействия уже развившегося в Европе капитализма. Даже сохранение доколониальных укладных структур выглядит здесь как “недоделка” самого капитализма, как его “грех”, а не как только то, что сопротивление традиционных сил на местах ему помешало сделать.


Об общественно-исторических типах наемного труда в развивающихся странах
В.В. Крылов
в многоукладных по своей социально-экономической структуре обществах развивающихся стран разные слои наемных трудящихся занимают различное место в системе отношений собственности прежде всего потому, что они возникают на почве разных социально-экономических укладов.


Наука
---------
Becoming as Creative Involution?: Contextualizing Deleuze and Guattari's Biophilosophy
Mark Hansen
biological research and theory form a central reference point in Gilles Deleuze's philosophy. From his early major work culminating in Difference and Repetition of 1968, through his collaboration with Fйlix Guattari on Capitalism and Schizophrenia (especially, A Thousand Plateaus of 1980), to his final work on Leibniz and geophilosophy (The Fold, and with Guattari again, What is Philosophy?), Deleuze has framed his account of individuation and agency through an evolving critical engagement with evolutionary thinking. Rooted in his early rehabilitation of Henri Bergson's 1907 Creative Evolution, Deleuze's heretical "evolutionism" draws widely and irreverently on the advances of recent biology


Becoming as Creative Involution (2)
Mark Hansen

Stephen Jay Gould: Dialectical Biologist
Phil Gasper
Gould and other members of Science for the People responded by rejecting these ideas as simply the latest version of a scientifically bankrupt biological determinism. "The reason for the survival of these recurrent determinist theories," they wrote in a letter to the New York Review of Books, "is that they consistently tend to provide a genetic justification for the status quo and of existing privileges for certain groups according to class, race or sex."


Антропология
-------------------
Lukacs' Reification and Heller's Theory of need in Marx
Daniel du Prie
Concepts such as Lukacs' 'reification' and Heller's 'dissatisfaction' are still valid, especially in light of the triumphant 'self-indulgence' and 'positivism' of capitalist theories, such as globalisation and economic rationalism, which are now attempting in a similar manner that appears to many people as more dictatorial than democratic, at the least in a 'sinister' manner, to become global social realities.


The State and Economy as Regimes of Discipline: beyond state fetishism
Chris Kortright
Almost all theories of the State proceed as if the State were indeed a universal, a prerequisite to our social existence rather than a product of our social existence. This as if act by State theorists acts to refetishize, rather than reveal, the State qua State. By treating the State as a coherent object with ontological qualities not its own (i.e. fetishizing it), State theorists reify (“thing-ify”) the State, treating it as a thing or a given, rather than, for instance, as a mappable constellation of social practices.


Spinoza’s political ontology
Jan Sjunnesson
" Spinoza’s true politics is his metaphysics " - Antonio Negri


POWER AND DESIRE IN THE POLITICAL ONTOLOGY OF SPINOZA AND DELEUZE/GUATTARI
Jan Sjunnesson
"If two men unite and join forces, the together they have more power, and consequently more right against other things in nature, than either alone; and the more there be that unite in this way, the more right will they collectively posses" - Baruch Spinoza
------