От Zhlob Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.12.2005 16:12:24 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Ограничения; Версия для печати

Узкая тема, проработанная на основе Нового Советского Проекта.

Общество, власть и коррупция: современность и перспективы.

Сегодня у всех на слуху слово «коррупция». Когда в чём-то обвиняют какого-нибудь чиновника, обязательно при этом упоминают, что он – коррупционер, а часто именно это и есть главный пункт обвинения. Коррупция считается концентрированным злом, иногда чуть ли не единственной помехой на пути страны к процветанию. Лозунги о борьбе с коррупцией (буквально – с «преступной властью») были лейтмотивом президентской избирательной кампании В.Ющенко на Украине – «Бандиты будут сидеть в тюрьмах!», «Эти руки никогда не крали!», «Убийца – власть!» и т.п.; в России в ноябре 2003г. создан специальный Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией. Масштабы коррупции в постсоветских государствах грандиозны, уровень коррупции гораздо выше, чем в этих же странах в бытность их республиками СССР (единственное исключение, возможно, составляет Беларусь). Факты неутешительны – например, ближайшее окружение украинского президента с «чистыми руками» оказалось насквозь коррумпированным, в сентябре 2005г. В.Ющенко отправил в отставку Кабинет министров Украины и Председателя Совета нацбезопасности и обороны Украины, ряд должностных лиц из президентской администрации – т.е. ключевые фигуры своей «команды» и, на тот момент, государства. По каким мотивам? По обвинению в коррупции, ясное дело! О России подобные факты будут приведены ниже.
В настоящей статье мы попытаемся раскрыть состояние дел с коррупцией у нас, особенно применительно к сегодняшнему моменту, объяснить, почему борьба нынешних постсоветских государств с коррупцией неэффективна, и показать, как обуздает коррупцию новое Советское государство, которое должно придти им на смену. В общих чертах такое государство описано в Новом Советском Проекте С.Г.Кара-Мурзы. Нашу статью можно считать проработкой частного вопроса о борьбе с коррупцией в русле означенного Проекта. При этом мы не претендуем на обладание истиной в последней инстанции, равно и не даём универсальных рецептов, а лишь намечаем направления будущей работы, обозначаем угрозы, без нейтрализации которых в ближайшем будущем обойтись нельзя.
Коррупция это злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Такое злоупотребление может совершить почти каждый, если у него есть хоть немного этой публичной (общественной) власти – и министр, и депутат, и начальник цеха, и старший по дому, и даже дворник. Но сегодня почему-то принято, особенно среди оппозиции правящему режиму, обвинять в коррупционных преступлениях преимущественно госслужащих. Расхожим, например, стал такой штамп – у нас бы куда лучше развивалась экономика (особенно делают упор на «малый и средний бизнес»), если бы не непомерные поборы обнаглевших чиновников. При этом стараются отвлечь внимание от того факта, что «малые и средние бизнесмены», как и любые взяткодатели вообще, - полноправные участники коррупционных преступлений, а кроме того, в большинстве случаев, получают от этих преступлений намного большую выгоду. Тем не менее, пропаганда возводит деляг-«бизнесменов» чуть ли не в ранг святых, спасителей экономики страны, а их подельников-чиновников, соответственно, объявляет исчадиями ада. Остальное население оставляется за скобками вообще – то ли оно кристально чисто, в коррупции замешано не бывает, то ли это вовсе не население, так, работяги всякие, быдло. Между тем, каждый из нас, поразмыслив и не кривя душой признает, что коррупция пропитывает всю нашу сегодняшнюю жизнь, и так или иначе касается практически каждого человека. Вот, например, зарплата «в конвертах» у частных работодателей – многие знакомы с этим на собственном опыте, автор статьи в том числе. А если просто посмотреть вокруг? Возьмём обычный украинский город, 150 тыс. населения. Городской голова разъезжает на джипе-внедорожнике. Это дорогой автомобиль, и не его личный. Этот автомобиль у кого-то арендовало неработающее предприятие по выпуску стиральных машин. Позже оно обанкротилось, но мэр продолжает ездить на джипе – теперь за аренду платит кто-то ещё. Вот местная семейка «бизнесменов». Начинали свои делишки ещё в советские времена, продавали аудио- и видеокассеты. Потом появилась сеть магазинов бытовой электроники, ещё спустя время ребята прихапали себе акционерный пивзавод, а позже – машиностроительный завод. И, кроме всего прочего, имеют УКВ-радиостанцию, вещающую на город, да парочку газет. Им хватает наглости заявлять, что вся их собственность началась именно с тех самых кассет, а также с их семейного чрезмерного трудолюбия, но всем понятно, что ребята лукавят. Без коррупции тут явно не обошлось, одни подкупы избирательных участков (о чём знает весь город) многого стоят. Кстати, и о выборах – в 2002 году были выборы депутата в Верховную Раду по мажоритарному округу. Явился кандидат, совершенно до того в городе неизвестный, совладелец «Запорожстали», и купил на корню всех – и население, и избирательные комиссии, и правоохранителей. Выборы были признаны абсолютно «прозрачными» и законными, победа новоявленного кандидата ни одним должностным лицом не была поставлена под сомнение. Хотя все понимали, что победили – деньги. Вообще, в том и заключается главный признак пронизанности общества коррупцией, что везде есть люди, не бедные и занимающие высокие должности, про которых всем вокруг известно, что они нечисты на руку. Эти люди постоянно попадают в центр внимания, постоянно в их адрес звучат обвинения в нечистоплотности – а с них, как с гуся вода, продолжают себе богатеть и жить в своё удовольствие. На подобных людей, которые, все как на подбор, крупные начальники или дельцы, ориентируются и их подчинённые, подталкиваемые, кроме всего прочего, своей низкой зарплатой. И глядя на такие примеры, обыватель даже и не пытается остаться честным сам, несёт, если нужно и кому нужно, означенную сумму денег или иных благ. Круг замыкается – рыба, начавшая гнить с головы, догнила до самого хвоста...
Возвращаясь к лозунгам оппозиции, хочется задать вопрос – почему же они так искажают реальность? Почему вместо того, чтобы признать факт широчайшей распространённости коррупции во всём обществе, они лживо перенаправляют все обвинения на государственных и местных чиновников? Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, оппозиция, она потому и оппозиция, что противостоит действующей власти. Это противостояние может иметь разный накал, от балансирования на пороге революции, и до взаимовыгодного компромисса. На деле у нас обычно компромисс и наблюдается, но вот на словах оппозиция непрерывно и напряжённо борется со властью, обвиняя её во всех смертных грехах, и стремится занять её место. Бороться же с бизнесом, или с населением ей совершенно не резон. Их, наоборот, стараются улестить, чтоб получить от первого деньги, от второго – голоса. Во-вторых, при описанной ситуации оппозиции нет резона «копать глубоко» в рассуждениях о коррупции. Если огласить реальное состояние дел в стране, то граждане услышат о себе неприятную правду (то, что они тоже в значительной степени замешаны в коррупции), а оппозиция будет вынуждена признать уровень коррумпированности, не уступающий таковому у власти, в своих рядах. И то, и другое может привести к потере голосов избирателей, поэтому предпочтительнее оказывается сладко солгать – указать гражданам на чиновников, «козлов отпущения», самих граждан оставить за скобками, будто они не несут на себе часть вины, а лишь являются пострадавшей стороной, ну а себя, оппозицию, объявить кристально чистой («эти руки никогда не крали!») – под сурдинку проглотят. Наконец, в-третьих, немалая часть оппозиции (все, кроме левых, и даже некоторые левые), так или иначе зависит от заграницы – получает оттуда финансирование, проходит различные курсы и стажировки, советуется с американскими и др. западными эмиссарами. А помощь Запада никогда не бывает бескорыстной, и интересует их отнюдь не борьба за демократию и права человека, о которых они постоянно трезвонят. Их интерес заключается в куда более прозаичных и приземлённых вещах, например, в максимальном ослаблении всех незападных стран, особенно постсоветских. Один из способов ослабления – дискредитация государственной власти как таковой внутри страны; поэтому и навязываются оппозиции подобные лозунги. Стравить власть и её народ – высший пилотаж, никогда американцы и европейцы не допустят этого у себя дома, зато с удовольствием организуют в Югославии, Грузии, Украине, России, Белоруссии...
В общем-то, по лживым лозунгам «демократической» оппозиции уже видно, насколько серьёзно и успешно смогут они бороться с коррупцией. Украинские события вполне закономерны. Использовав отвращение народа к коррупции всего лишь как ступеньку на пути к трону, Ющенко и его блок лишь заменили прежних чиновников на своих, не менее коррумпированных и явно менее профессиональных. Никаких попыток приструнить деляг-взяткодателей, или принять комплекс мер по искоренению коррупции на всех уровнях не было – только разговоры о «честности и прозрачности». В России происходят не менее интересные вещи, хотя и с меньшим шумом. Доктор юридических наук, профессор Ведерникова О.Н. пишет: «в ноябре 2003г. в нашей стране была осуществлена крупная реформа Уголовного кодекса, в результате которой в Кодекс было внесено одновременно 257 поправок, направленных, преимущественно, на гуманизацию уголовно-правовых норм. Российские ученые, специалисты в области уголовного права обсудили данный законопроект в апреле 2003г., после чего заключение специалистов за подписью 51 участника обсуждений было направлено в Государственную Думу еще до первого чтения проекта. В этом заключении отмечалось, в частности, что многие положения законопроекта не являются криминологически обоснованными, не соответствуют общественной опасности совершаемых преступлений, требующих принятия суровых мер уголовной ответственности. Ученые - юристы возражали, в частности, против исключения конфискации имущества из системы наказаний. В ноябре 2003г. пятнадцать академиков и профессоров из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока направили письмо на имя Президента, председателей Совета Федерации и Госдумы с выражением несогласия с исключением конфискации имущества из видов наказаний. Однако к мнению ученых не прислушались, и в конце ноября поправки в Уголовный кодекс были приняты без серьезного обсуждения, а 8 декабря 2003г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» № 162 -ФЗ, который узаконил все 257 поправок, включая отмену конфискации имущества. Почему ученые возражали против отмены этого вида наказания? Доводов было несколько. Прежде всего, это явное ослабление борьбы с корыстными преступлениями, что может неблагоприятно сказаться на их динамике, иными словами, способствовать их совершению. Следует пояснить, что до 11 декабря 2003г. (до вступления в силу новых поправок) конфискация имущества назначалась в качестве дополнительного наказания только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, включая: кражу, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, получение взятки, присвоение или растрату, совершенные при отягчающих обстоятельствах (организованной группой, в крупном размере, неоднократно).
Итак, свыше пятисот лет на Руси незаконно нажитое имущество взяточников изымалось в пользу государства, а до недавних пор применялась и смертная казнь. Однако вследствие идеологической установки на гуманизацию уголовной политики мы вначале отказались от применения смертной казни, теперь отменили конфискацию имущества корыстных преступников. И это в условиях роста преступности, расширения ее масштабов и увеличения тяжести причиняемого вреда...[ ] По странному стечению обстоятельств, гуманизация уголовной ответственности произошла одновременно с объявлением Президента РФ о решительной борьбе с коррупцией. Также обращает на себя внимание следующий факт: 8 декабря 2003г. Президент РФ подписал закон о поправках в Уголовный кодекс, отменяющих конфискацию имущества, а на следующий день, 9 декабря, по поручению Президента наша страна пописала Конвенцию ООН против коррупции 2003г., которая обязывает каждое государство-участник принимать, «в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы, такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации: а) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей конвенцией или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; б) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей конвенцией». Если президент, объявляя решительную борьбу с коррупцией, подписывает в то же время закон об отмене конфискации имущества – это недвусмысленно свидетельствует о том, что он играет на руку коррупционерам. Если в другой стране новый, пришедший под антикоррупционными лозунгами к власти президент через 8 месяцев отправляет в отставку своё правительство и ближайших соратников по обвинению в коррупции, но при этом не отдаёт никого из них под суд – то это приговор самому президенту, и элите в целом.
Подобные события только подтверждают тезис, что сегодня наша страна пропитана коррупцией сверху донизу. Главная причина этого видится в незаконной приватизации и разбазаривании имущества бывшего СССР в начале 90-х годов. Тогда выделился узкий слой очень богатых людей, разбогатевших явно незаконным путём. Во-первых, сами эти люди, раз испытав успех от нарушения общественных норм, в дальнейшей своей деятельности применяли ранее испытанные и зарекомендовавшие себя методы, вроде взяток, подкупов и «откатов». Во-вторых, чиновники, также прекрасно видевшие источник и размеры богатств нуворишей, понимали, что их очень легко заставить поделиться награбленным, и не замедлили провести это понимание в жизнь. А в-третьих, при последовавшем спаде производства стало невозможным получать вознаграждение от созидательной деятельности, либо оно было мизерным, несравнимым с вознаграждением от разбазаривания. Соответственно элита страны и занялась тем, что выгоднее – разбазариванием, неизбежно незаконным, с неизбежной же коррупцией. Процесс пошёл по нарастающей, и продолжается до сих пор. Необходимо отметить, что государственные органы, призванные бороться с коррупцией – Министерство внутренних дел, государственные службы безопасности – также являются полноправным участником коррупционного процесса, имеют, в лице высших чинов, свою «долю», и поэтому опереться на них в борьбе с коррупцией невозможно. Структуры государства и большого бизнеса, равно местной власти и малого и среднего бизнеса, находятся в теснейшем симбиозе, одно из главных связующих звеньев которого – коррупция. При этом подавляющее большинство граждан, не входящее во властную элиту, несмотря на собственную, пусть в сравнении и незначительную, но всё же имеющую место замешанность в коррупции, смутно понимает, что к добру всё это не приведёт, а потому коррупцию отвергает. Но пока что это отвержение окончательно не вызрело, рядом с ним существует уверенность, что «можно жить и так».
Если сравнить сложившуюся сегодня ситуацию со временами СССР, наблюдается некоторая закономерность – тогда наказания за коррупцию были куда жёстче (вплоть до смертной казни), но зато не было столь громких и частых «разоблачений», коррупция была редким, но допустимым общественным явлением. Допустимым в том смысле, что не наносила непоправимого вреда обществу и государству. Сегодня наказания стали намного мягче, в России, например, как отмечено выше, даже отменена конфискация имущества. Но ещё никогда за всю историю нашей страны коррупция не распространялась столь широко. Одна из причин этого кроется в особенной природе нынешнего кризиса, а именно в том, что подкуп нашей элиты правящими кругами стран Запада совпал с ударом по культурным устоям всего народа. Привитая значительной части населения идеология потребленчества, ненасытной гонки за материальными благами, заставляющая человека стыдиться не только своих активных побуждений (вроде «дать в морду этому хапуге!»), но и собственного естества («ну что я за дурак, не могу ни из кого взятку вытянуть!»), явно противоречит основным принципам русского мировоззрения – солидарности и нестяжательству. Ситуация явной государственной измены, в былые времена порождавшая Мининых и Пожарских, как здоровую реакцию, сегодня остаётся без ответа. Счётная палата РФ констатирует «Не контролировался и не контролируется до настоящего времени процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для России предприятий через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке. Так, малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation» через подставную фирму «Столица» приобрела пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса. В нарушение действующего законодательства пакеты акций продавались иностранным покупателям через посредников». После этого не следует ни возврата предприятий в казну, ни наказания виновных. Значит ли это, что людям наплевать на обороноспособность Родины? Нет! Но под действием потребленческих стереотипов каждый говорит себе: «Был бы я к этому причастен, тоже сдал бы всё за жирный кусок!»
26 мая 2000 года на волне радиостанции «Свобода», финансируемой конгрессом США прозвучала, со ссылкой на анонимного члена этого самого конгресса, фраза: «Важнейшая часть нашего экспорта – это наша идеология и ценности». Многие страны, наглотавшись этого экспорта, потеряли, де-факто, свою независимость, превратившись, по сути, в придатки Запада. Примеров немало – крупнейшие страны Южной Америки Бразилия и Аргентина, ряд более мелких стран того же континента, Мексика, множество стран Африки – их объединяют в группу стран т.н. «периферийного капитализма». Для метрополии они – поставщики разнообразных дешёвых ресурсов, и «мусорный контейнер» для сброса кризисов Золотого миллиарда. Коррупция в этих странах процветает, выполняя, в том числе, сдерживающую функцию, то есть автоматически блокирует любую попытку подняться с колен – в точности, как и у нас. С другой стороны, есть страны, выскользнувшие из расставленной для них ловушки – Куба, Венесуэла, Ливия, Иран и ряд других, включая свет и надежду всего бывшего СССР – подлинно независимую Беларусь. Каким будет выбор нашей страны, в какую группу она попадёт – сказать точно сегодня нельзя, но пока мы принимаем в себя «важнейшую часть американского экспорта» лошадиными дозами.
Однако жизнь расставляет всё на свои места – с каждым днём всё меньше остаётся у страны имущества, которое можно было бы разбазарить, всё больше граждан беднеет и понимает, что долго «так жить» не получится. Уже не за горами то время, когда разбазаривать будет просто нечего, и страна станет перед выбором – или восстанавливать хозяйство, или погибнуть. Вот здесь-то, как и раньше в тяжёлый момент, должно будет возникнуть новое Советское государство, которое займётся восстановлением и развитием страны, созидательной деятельностью, и которое даст решительный бой коррупции, как непреодолимому для этой деятельности препятствию. Почему коррупция – непреодолимое препятствие для созидательной деятельности? Потому что люди, которые будут этой деятельностью руководить, должны заботиться о благе страны, о благе общественном. Коррупционер же заботится о благе личном, скудные (из-за разрухи хозяйства) средства, которые будут выделены на восстановление чего-либо, он будет перенаправлять в свой и своих подельников карман – чем будет наносить явный вред всему обществу. Таким образом, любой участок работы, порученный такому человеку, будет погублен. А для страны, у которой выбор – развитие или смерть, это недопустимо. Поэтому таких людей придётся выявлять и наказывать.
Каков же механизм выявления и наказания коррупционеров? Сегодня мы видим, что вся элита страны, каждый высокопоставленный чиновник, каждый крупный предприниматель, либо является коррупционером, либо находится от таковых в непреодолимой зависимости. Поэтому новое Советское государство, прежде всего, отстранит от сколь-нибудь ответственных должностей всех запятнавших себя коррупцией лиц, отдаст их под суд и конфискует их имущество. «Вычислить» таких деятелей не трудно, по рецепту басни Крылова «Лиса и сурок» - «А рыльце у тебя в пуху!» Упомянутая выше профессор О.Н. Ведерникова описывает работу иностранных налоговых служб : «В тех же США никто не устраивает показательные погони и «засады» на улицах города с целью поимки коррупционеров. На дворе, слава богу, XXI век, и вместо игры в «казаки-разбойники» используются иные методы борьбы с преступностью. Все должностные лица ежегодно подают декларацию о доходах, где указывают суммы и источники доходов и расходов, включая движимое и недвижимое имущество. Если у налоговых органов возникают вопросы, они приходят к любому чиновнику и тихо спрашивают: «Вы указали сумму доходов за год 20 тыс. долл., а стоимость купленного Вами особняка составила 1 млн. долл. Объясните источник дополнительных доходов и уплатите с них налог». Если чиновник просто забыл указать законный источник доходов, например, наследство, он может понести ответственность за уклонение от уплаты налогов. Если же доказательства законности доходов отсутствуют, возбуждается уголовное дело по факту незаконного обогащения». У нас страна беднее, и ситуация сложнее, поэтому работать такие службы будут жёстче, и сфера их деятельности будет обширнее. Владеет, например, человек контрольным пакетом акций многотысячного завода – его спросят, каким образом он эти акции получил? Куда он направлял средства, полученные за счёт работы предприятия? На закупку станков, на запуск новых мощностей, на постройку сооружений культурного и спортивного назначения? Значит это нормальный управленец, который отлично послужит и новому Советскому государству. Ну а если он вместо этого купил себе дачу, яхту, и «Мерседес», а мощности не запускал, а останавливал и продавал, увольняя «лишних» рабочих – значит ему дорога в тюрьму.
Но, разумеется, дело обстоит не так просто – мир не делится на чёрное и белое, есть множество оттенков, так и элита общества не делится на коррупционеров и честных, обычно человек несёт в себе и то, и другое качества, смешанные в разном, для каждого, соотношении. И здесь придётся проводить «тонкую настройку», здесь будет не избежать ошибок и перехлёстов. Например, если бухгалтер ЖЭКа принимал от граждан подношения за ускоренную выдачу необходимых справок, и иногда смотрел сквозь пальцы на мутные дела начальника, но при этом не прикупил себе «Мерседес» или «свечной заводик», а вырастил и отдал учиться в ВУЗ детей – никто его наказывать не станет. Точно так же не станут наказывать городского голову, который имел слабость пересесть со служебной «Волги» на «Ниссан патрол», арендованный для него каким-нибудь городским предприятием, но при этом содержал город в чистоте и порядке, старался не закрывать детсады, спорткомплексы и дома культуры, чинил дороги и подавал тепло в дома людей вовремя и без перебоев. Аренду автомобиля, правда, придётся прекратить – непроизводительный это расход, может, даже наложат штраф на мэра. А вот если он, пользуясь служебным положением, распродал полгорода за бесценок «нужным людям», развалил коммунальные предприятия, и купил себе роскошные аппартаменты в столице – то одним только штрафом он не обойдётся. И в любом случае будут наказаны и бухгалтер, и городской голова, если будучи оставленными на значимых должностях новой властью, они продолжат свою самодеятельность. Такого новое Советское государство не потерпит, ему нужно будет служить честно – на благо своего народа.
Определять тех, кто служит нечестно, будет, опять-таки, легко, с помощью того же принципа «рыльце в пуху». Разумеется, под надзором будет находиться не только само должностное лицо, но и ближайший круг его родственников и знакомых. И никакой министр, депутат или руководитель государства даже и не помыслит выгораживать сынка-недоросля, пьющего шампанское за 1000 долл. бутылка, и разъезжающего на автомобиле за 300 тыс. евро, рассказывать про его необычайные способности и трудолюбие, которыми-де заработаны такие средства. Или, если чадо не будет успевать в школе, советский чиновник не станет давить на учителей, чтоб ставили оценки получше и закрывали глаза на свинство, а скорее выскажется подобно И.В.Сталину: «...[моего сына] избаловали всякие «кумы и кумушки», то и дело подчёркивающие, что он «сын Сталина». Я рад, что в вашем лице нашёлся хотя бы один уважающий себя преподаватель, который требует от нахала подчинения общему режиму в школе. И если наглец Василий не успеет погубить себя, то потому, что существуют в нашей стране кое-какие преподаватели, которые не дают спуска капризному барчуку. Мой совет требовать построже от Василия...»
Мы далеки от предположений, что удастся найти достаточное количество бескорыстных профессионалов, готовых служить Родине, не отвлекаясь на заботы о собственном кармане. Сегодня, когда общество развращено культом богатства и потребления, это невозможно. Поэтому природное стремление людей «жить по правде» придётся подкреплять угрозой строгого наказания за проступки. Ситуация осложняется тем, что такая функция не может быть сегодня возложена на структуры, которые, при нормальном течении дел, и должны её исполнять, а именно на МВД и различные службы безопасности. Более того, организацию по надзору и наказаниям придётся создавать «с нуля», вряд ли будет возможно опереться даже и на опыт современных правоохранительных структур, потому что вместе с крупицами знания о нормальной своей работе они, в силу своей коррумпированности, передадут новой организации значительный массив умений и навыков по «органичному включению» в сегодняшнюю прогнившую систему общественных отношений. Новая правоохранительная организация, «новая ВЧК», первоначально будет создана из самых честных и работоспособных представителей тех социальных групп, которые до становления нового Советского государства не имели высоких должностей во власти и бизнесе – причём это справедливо как для рядового состава организации, так и для её руководства. Только после того, как она пройдёт этап первоначального становления, в неё можно будет принимать, после тщательного отбора, служащих сегодняшних правоохранительных структур. При этом будет применятся принцип ротации кадров, как для всей организации в целом, так и для контингента бывших правоохранителей в особенности, т.е. люди не будут работать в тех районах, где они родились и выросли, а также не будут долго работать в одном и том же месте.
Перечисленные выше организационные меры будут сочетаться с воспитательно-пропагандистским воздействием. При таких условиях на почве сохранившегося в массах неприятия коррупции и стремления жить по правде, разъедающим общество коррупционным преступлениям будет нанесён существенный удар. Коррупция будет минимизирована до безопасного уровня. Это является одним из необходимых условий вывода страны из кризиса, восстановления и дальнейшего развития её хозяйства.