От Мак Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 08.12.2005 16:37:30 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

РПЦ ждет ядерную войну через 10-15 лет (ТВ1, Гордон-2030)

Передача "Гордон-2030" уже несколько недель идет в ночь со вторника на среду с 0 часов до 1 часа ночи по Первому каналу ТВ. Этот цикл передач посвящен обсуждению разным сторонам вопроса, что будет с Россией в 2030 году.

http://www.telekritika.ru/article/443.html

"Два попа" и атомная война

"Гордон-2030", Первый, 7 декабря

"Какой будет русская православная церковь в 2030 году?" – задался вопросом г-н Гордон в среду, подойдя к вопросу теоретически. То есть, пригласив диспутировать двух священников, а именно Георгия Кочеткова и Владислава Свешникова. Первый - ректор Свято-Филаретовского института, второй – настоятель храма Трех святителей на Кулишках, доктор богословия.

Кочетков начинает и произносит некоторое количество утверждений, по всей видимости как-то связанных друг с другом. "Россия остается сырьевым придатком". "Присущая нам гордость третьего Рима"; "давление на нашу совесть"; "рассеянность членов РПЦ и их внутренняя расслабленность"; "идеология индивидуального личного спасения". "Часто люди не ощущают единства своего дела, даже в молитве – подтачиваются основания православной жизни, церковь не вполне свободна, церковь не научилась еще жить по своим собственным законам"; "надо уметь жить по своим законам, их надо преподать". "Жизнь по совести, а не только послушание". "Не всегда в церкви люди понимают, что Константиновский период закончился и нет возврата к государственному православию, даже если хочется, чтобы государство поддерживало церковь". Строка внизу экрана сообщает, что из речи Кочеткова вырезан кусок про Константиновский период, но, в общем, понятно, о чем речь.
Вывод: "Церковь будет обречена если не на крах, то на бесплодие и на недоверие к ней, если она искренне не займется делом образования, катехизации. Какой процент крещеных и какой процент верующих?"

Гордон сообщает, что 80 процентов называют себя православными и, в свою очередь, пытается выяснить, сколько из них реально принадлежат к церкви. По словам г-на Кочеткова, реально это два процента (имеются в виду люди, постоянно участвующие в церковной жизни). Она же показывает две схемы устройства церкви – обе пирамидальные, но на одной народ (так и указано - 2 процента) в ее основании, а вторая перевернута, имея в виду, что деятельность иерархов должна состоять в служении народу. К сожалению, понять смысл слова "служение" и что под этим словом имеется в виду конкретно, не представляется возможным ни по одной из картинок.

Далее следует утверждение, что главное отличие православия от остальных конфессий в том, что в нем "хранителем истины является не отдельный институт, а весь верующий народ... Почему православные этого не знают – потому, что нет реализации этого положения и это очень серьезно – нет механизма". Мало того: "Церковь говорит на таком языке, не котором никто ничего понять не может – я говорю не о церковно-славянском – а о языке веры". В качестве положительного примера называются имена Аверинцева, Меня и Сергия Булгакова.

В этот момент становится понятен смысл появления двух священников – г-н Кончетков, значит, от как бы "обновленцев", ну а г-н Свешников явно будет выступать от "ортодоксов". Разумеется, в сети можно легко обнаружить такую историю: "Методы контролирования сознания в общине священника Георгия Кочеткова".

Но кажется, эта разница осталась не слишком уловленной аудиторией. Тем более, что в этот момент чинная обстановка была оживлена высказыванием журналиста Никонова (известного, в частности, прелестным интервью с девицей Собчак): "Два попа на трибуне это перебор. В современном обществе они, как мухи осенью, дохнут на лету. Неужели эта цифра (2 процента) не внушает вам сомнения в победе вашего дела? Не это ли заставляет вас красть деньги из бюджета?"

Г-н Кочетков считает, что было бы неправильно, "если бы тут были не два представителя церкви, стоящих на разных позициях – потому что активных атеистов у нас довольно мало". Гордон соглашается с тем, что настоящих атеистов маловато (не говоря о Никонове, разумеется), но уточняет у Кочеткова, бывают ли стихийные христиане. Кочетков цитирует Тертуллиана, о том, что душа по природе своей христианка.

Г-н Матвеев из зала задает интересный вопрос, а именно - евреям потребовалось 40 лет, чтобы уйти от фараона, "Есть ли та закваска, которая поможет освободиться от рабства в РПЦ"? Г-н Кочетков отвечает в том смысле, что, разумеется, есть, потому, что "у нас есть Христос". Слова "у нас" тут любопытны, поскольку, вроде бы, вопрос стоял о РПЦ, а еще в 1997 году была такая история "13 октября священнику Георгию Кочеткову был вручен Указ, подписанный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, о запрещении отца Георгия в священнослужении". Ну, может быть и передумали, неважно - эти дела в программе никакого участия не принимали.

После перерыва, надо полагать, его должен был опровергать г-н Свешников. И он начал публицистически:

- "Дело обстоит совсем не так – не могу согласиться с безаргументированным утверждением. Я знаю архиереев, чья готовность служения есть непрекращающийся подвиг". Это, оказывается, он оппонировал г-ну Никонову, а не г-ну Кочеткову, при этом из его слов следовало, что изрядную часть заявлений журналиста вырезали – коль скоро речь зашла о табаке и водке, в эфире не прозвучавших:

"Кстати – вопросы табачных и водочных денег – безобразные, в особенности в разговоре с людьми церкви. Если бы к вам пришли и сказали, что я знаю вашу мать, она такая плохая и сплетница... Даже если это отчасти или даже в большой степени правда – я не буду говорить с таким человеком. Разговор возможен только когда мы любим этого человека. Иначе уходит, становится второстепенным тот смысл церкви, в котором она представляет собой органическое начало. Будет ли церковь, церковное знание, церковная жизнь, церковное переживание воспринято обществом? Это зависит от церкви, но - в большей степени от тенденций в обществе и от политики. Можно все же сказать, что нет дыма без огня – достаточно вспомнить высказывания Бжезинского относительно России и церкви…"

Гордон Бжезинского помнит лучше: "Америка в 21 веке будет развиваться за счет России, вопреки России и на ее обломках".

Свешников продолжает: "когда Россия уничтожена, останется РПЦ. Гораздо важнее содержание политической жизни внутри государства, тенденции в общественной жизни. Можно обнаружить две тенденции – собирания духовной жизни и тенденция к хаосу - на этом фоне тенденция к собирательству остается отвлеченной…"

Гордон: "Разве за века у РПЦ не появилось внятной технологии, которую она могла бы декларировать государству – по части соборности?" Ну, если знать подоплеку г-на Кочеткова - на тему контролирования сознания (см. ссылку выше), то вопрос Гордона понятен. Если же нет, то – вопрос как вопрос, на тему маркетинга.

Свешников: " Всегда побеждали тенденции к собиранию. Нация существовала как некоторое единство. Склонность в либеральных, в либерально-философских кругах к поиску возможных тенденций личности и общества на основе целостного мировоззрения, это ощущение себя в мире материальных ценностей. Гедонистическая тенденция, если эти тенденции будут развиваться, то малореально, что церковь будет востребована". Зачитывает из Ильина о духовно напряженных христианах, осуществляющих свой жизненный акт.

Гордон уточняет: "Без божественного участия не получится?"

- "Нет, не получится"

Далее Кочетков и Свешников мило обменялись вопросами:

Свешников: "Какие есть механизмы, чтобы идеал общиной соборной жизни восторжествовал в церкви?" (разумеется, как не спросить Кочеткова о технологиях).

Кочетков: "Точный вопрос. Существует опыт, есть опыт других конфессий, который стоит изучать – нам заповедано исполнять заповедь о любви к Богу и любви к ближнему. Это труд любви". То есть – не раскрыл тайну и на провокацию не подался. Теперь его очередь и, соответственно, ответная шпилька: "Я исходил из того, что надо начинать с себя, церкви. Почему вы считаете, что надо начинать с общества?"

Свешников: "Речь шла только об условиях, когда церковь будет востребована. Возможность этой востребованности связана с тенденциями в жизни общества. Скорее всего, ей будет трудно стать востребованной даже при идеальном варианте церковной жизни".

Разница между священниками на фоне светской, в целом, жизни осталась неразличимой. Далее - привычный вечер вопросов и ответов, какие бывают, когда светские (в основном) люди встречаются с церковными. Следует отметить кинорежиссера Андрея Смирнова, обратившего внимание не запальчивость атеиста Никонова ("с какой запальчивостью он обращался к священникам, называя их попами – потому что понимал, что это грех"). То есть, перспективы церкви связываются с излишней запальчивостью Никонова.
Г-н Фаликов сообщил, что лучший вариант, "если церковь перестанет довлеть себе, откроется для мира. Или РПЦ не отказывается от изоляционизма, замыкается и закрывается, ничего хорошего не произойдет, боюсь, что худший сценарий возобладает, само состояние мира к этому подталкивает".

То есть, все тихо-мирно, не скандально. И, кажется, все разошлись бы удовлетворенными, не вспомнив даже про ислам, если бы не протоиерей Всеволод Чаплин из Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сообщивший, что "Мирный период в мире кончится через 10-15 лет. Прежде всего, пострадают города. Что такое русская церковь без крупных городов? США и Европа – без интеллектуальных центров? Где сохранится жизнь? В Сарове, в небольших городах, а что такое церковь без диктата людей, живущих в пределах Садового кольца? Шансов избежать этого сценария мало - противоречий столько, что они не могут разрешиться мирно. Главное для церкви – насколько люди небольших городов будут способы взять на себя ответственность за сою судьбу. Без централизованной власти".

Такие дела. Вообще, из речей Кочеткова и Свешникова было не понять, о каком именно предмете они говорили весь вечер (в самом деле – что имелось в виду? Вера, РПЦ, зачем РПЦ для людей и зачем люди для РПЦ? Нести веру в мир или, напротив, охранять ее от мира, чтобы не испортилась?). А вот протоиерей Чаплин сделал все эти рассуждения лишними. К чему эти нюансы, да и вообще какой тут разговор о религии, если через 10-15лет от России вообще мало что останется? Всем – в провинцию, копать землянки! Кажется, это первый случай за все время программы Гордона, когда на риторический вопрос о судьбе чего-то к 2030 году был дан столь конкретный ответ. Собственно говоря, этот же ответ годится и для любых вопросов про 2030-ый.

Григорий Новых