Re: я имел...
>>Эконом: А саму эксплуатацию,как явление.Сделать ее невозможной.Главное условие для этого - отмена частной собственности…
Опыт и теоретические предпосылки позволяют сделать вывод, что без частной собственности общество может существовать только в условиях жёсткой диктатуры. Советский и китайский опыт показывает, что в условиях диктатуры может существовать и частная собственность, а проблема эксплуатации усложняется почти до неразрешимости или до нецелесообразности её полной отмены. Более острой проблемой становится то, как построить НЭПовское государство, устойчивое и быстроразвивающееся, БЕЗ полноценной диктатуры.
> ... Но только для этого надо лишить сакрального смысла саму частную собственность. Которая, как известно, "священна и неприкосновенна"
Попробую то же самое, но с «другой стороны».
«Сокральность» и «священность», пожалуй, действительно лишнее, остальное оставил бы. Авось, пригодится.
Диалектика обязывает рассматривать все явления в противоположностях. Главные связки: эгоизм - альтруизм и (но с большой «натяжкой») марксовы классы. Первую связку ни Маркс, ни марксисты не признают, хотя эти человеческие качества присущи всем марксовым формациям, а классовые – только классовым. Очевидно, что излишки собственности или просто её концентрация была присвоена первоначально наиболее радикальной частью эгоистического «племени».
По поводу классовых антагонизмов. Признав связку эг.-альтр., можно признать что в обществе потенциально заложена некоторая гармония. Т.е., в принципе, альтруист не должен возражать против материального неравенства (разве что требовать условий для максимизации своей отдачи эгоистам). Так что, понятия «классовая борьба» и «эксплуатация» относятся к межгрупповым отношениям внутри эгоистического «племени» (эти группы не являются в полном смысле диалектическими противоположностями) и не являются общечеловеческими даже в пределах государства. Т.о., первоочередной теоретической задачей была бы выработка принципов, правил и (в идеале) технологий взаимодействия в обществе именно противоположностей, и в частности эгоистической и альтруистической части населения. Для России это особенно актуально: кажется, нигде в мире не гасится столько внутренней энергии людей, не обессмысливается их жизнь от взаимного непонимания, недоверия.