От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 29.11.2005 21:13:34 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Генерал революционного движения (о Фридрихе Энгельсе) (*+)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda132.html

Генерал революционного движения

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в Бармене (ныне Вупперталь) в
большой семье текстильного фабриканта. В 1842 г. отец, желая оторвать сына
от радикально настроенных друзей, отправил его в Манчестер, где действовала
фабрика, совладельцем которой он был.

По дороге, в Кёльне, Энгельс знакомится с Марксом (до этого он печатался в
редактируемой Марксом газете) и становится его другом и соратником на всю
жизнь, внося огромный вклад в разработку научного социализма.

НЕ РАЗ ЭНГЕЛЬСУ приходилось сталкиваться с нападками по поводу того, что,
мол, он, Энгельс, - сам капиталист и эксплуатирует рабочих. Этой темы он не
раз касался в своих письмах. Вот его письмо Эдуарду Бернштейну от 28 февраля
1883 г.: "Разве придет мне когда-нибудь в голову извиняться за то, что я
когда-то был совладельцем фабрики? Здорово досталось бы тому, кто вздумал бы
меня в этом упрекнуть. И если бы я был уверен, что завтра выиграю на бирже
миллион и таким образом предоставить большие средства в распоряжение партии
в Европе и Америке, я тотчас бы обратился на биржу". Это к вопросу о том,
нужно ли коммунистам заниматься коммерческой деятельностью ради интересов
партии.

ВНЕСЯ НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД в теорию научного коммунизма, Энгельс, как и Маркс,
решительно боролся против искажения научного подхода к общественным
вопросам, против догматизма и сектантства в марксизме. Характерно
высказывание Энгельса в письме Карлу Каутскому от 12 августа 1892 г.:
"Социал-демократическая федерация (в Англии.- В.О.) - это самая настоящая
секта. Она превратила марксизм в окостенелую догму, и поскольку она
отворачивается от всякого рабочего движения, которое не является
ортодоксально марксистским (причем ее собственное представление о марксизме
полно ошибок), то есть проводит политику, как раз противоположную той, что
рекомендуется "Коммунистическим манифестом", то она сама для себя исключает
возможность когда бы то ни было стать чем-либо другим, кроме секты". В
письме Людвигу Шорлеммеру от 25 июля 1892 г. Энгельс метко характеризует эту
Социал-демократическую федерацию как организацию в принципе марксистскую, а
на практике антимарксистскую.

Большое внимание уделял Энгельс внутренней устойчивости рабочих партий,
требуя решительного размежевания с перерожденцами и интриганами и в то же
время - кропотливой работы и бережного отношения ко всем, кто искренен, кто
не стал на путь предательства, не проникся буржуазным мировоззрением и не
подкуплен буржуазией. В письме датчанину Г.Триру (18 декабря 1889 г.)
Энгельс замечает: "Рабочее движение основано на острейшей критике
существующего общества; критика является его жизненной стихией, как же может
оно само избежать критики, стремиться запретить споры? Неужели же мы требуем
от других свободы слова для себя только для того, чтобы вновь уничтожить ее
в наших собственных рядах?"

Как и Маркс, Энгельс не терпел культа личности в рабочем движении. Между тем
в их время культ личности пытались возвести вокруг "мессии" Бакунина, члена
I Интернационала, пытавшегося подчинить его себе на почве путаных
анархических идей, и вокруг верхогляда Лассаля в германском рабочем
движении: "Немцы все еще не могут привыкнуть, что одно лицо, занимающее
высокое положение (в партии.- В.О.), не вправе претендовать на более нежное
обращение с ним, чем другие люди" (письмо к Ф.А. Зорге, 8 апреля 1891 г.).
Сам Энгельс попросту не явился на собрание в честь его юбилея, узнав, что
его будут чествовать серенадами певцов.

Актуальными остаются мысли Энгельса о революционном терроре. Как и Маркс, он
критиковал Парижскую коммуну за нерешительность и деликатность по отношению
к версальцам. Коммунары не расстреляли ни одного заложника, в то время как
версальцы зверски приканчивали пленных коммунаров, а затем устроили
настоящую бойню при падении коммуны. Признавая, что террор во время
Французской буржуазной революции помог Робеспьеру удержать власть в своих
руках, Энгельс отмечает, что террор "достиг безумных размеров", стал
совершенно излишним после победы революционных войск при Флёросе 26 июня
1794 г., и поэтому Робеспьер пал (письмо В. Адлеру от 4 декабря 1889 г.).

В письме А. Бебелю от 7 октября 1892 г., критикуя немецкого левака Ганса
Мюллера, Энгельс пишет: "Он доходит до утверждения, что насилие при любых
обстоятельствах революционно и никогда не бывает реакционным; этот осел не
понимает, что когда нет реакционного насилия, против которого надо бороться,
то не может быть и речи о каком-либо революционном насилии".

ОСОБО ПОДЧЕРКИВАЛ Энгельс научный, а не пророческий характер марксистской
партии. В письме Эдуарду Пизу 27 января 1886 г. на просьбу охарактеризовать
детали будущего социалистического общества он отвечает: "...партия, к
которой я принадлежу, не выдвигает никаких раз навсегда готовых предложений.
Наши взгляды на черты, отличающие будущее некапиталистическое общество от
общества современного, являются точными выводами из исторических фактов -
процессов развития и вне связи с этими фактами и процессами не имеют никакой
теоретической и практической ценности".

В то же время на основе научного прогноза возможности германской
социалистической революции в конце XIX века он советует Августу Бебелю
(январь 1886 г.): ":как только мы придем к власти: передать - сначала в
аренду - крупные поместья кооперативным товариществам, самостоятельно
ведущим хозяйство под руководством государства, которое остается, таким
образом, собственником земли". И добавляет: "А что при переходе к полному
коммунистическому обществу нам придется в широких размерах применять в
качестве промежуточного звена кооперативное производство,- в этом Маркс и я
никогда не сомневались". Дробление же крупных хозяйств на мелкие -
технологический шаг назад. Но кооперативное производство должно быть
тщательно продумано, шаблон и верхоглядство тут недопустимы.

Энгельс вовсе не придерживался догмы, что пролетарская революция на Западе
может произойти только одновременно во Франции, Германии и Англии. Все
зависело от конкретной обстановки. Победа революции реальна, если армия
станет на ее сторону. Поднимать же восстание против хорошо вооруженной
армии - безумие. В письме Полю Лафаргу от 24 октября 1892 г. Энгельс
настаивает принять меры "для обуздания так называемых революционных
стремлений, на взрыв которых рассчитывают наши правители. Эра баррикад и
уличных боев (во Франции.- В.О.) прошла навсегда, если войска сражаются (с
применением новейших артиллерийских снарядов.- В.О.), сопротивление
становится безумием. Значит, необходимо выработать новую революционную
тактику".

ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС представляют мнения Энгельса о России. Как и Маркс, Энгельс
был непримиримым врагом царизма, который, наряду с Англией, был оплотом и
резервом европейской реакции. Первые четверть века совместной деятельности
Маркс и Энгельс испытывали даже неприязнь к русским, так как сталкивались с
выходцами из дворянского сословия (вроде Михаила Бакунина), склонными к
интригам. Но когда в России после отмены крепостного права возникла
внутренняя социальная напряженность, Энгельс писал З. Ферберу (22 октября
1885 г.): "За последние 20 лет в России многое изменилось. Так называемое
освобождение крестьян создало настоящую революционную ситуацию, поставив
крестьян в такие условия, при которых они не могут ни жить, ни умереть.
Быстрое развитие крупной промышленности и свойственных ей средств сообщения,
банки и т.д. только обострили это положение. Россия находится накануне
своего 1789 года".

Русская революция, по мнению Маркса и Энгельса, в корне изменила бы
политическую обстановку в Европе и могла послужить прологом для пролетарской
революции в Германии и Франции. Энгельс в 90-е годы XIX столетия выражал
надежду, что революция в России сделает невозможной общеевропейскую войну,
подготовку которой он с тревогой наблюдал.

Знаток военного дела (кстати, друзья его нередко называли генералом),
Энгельс хорошо видел плюсы и минусы русской армии. В связи с многочисленными
арестами среди оппозиционно настроенных к царизму офицеров в его письме Вере
Засулич от 3 апреля 1890 г. читаем: ":русское офицерство по своему общему
развитию и моральным качествам бесконечно выше прусского". И совсем не
случайно в одном из своих писем (румыну И. Нэдежде от 4 января 1888 г.)
Энгельс назвал русских "благородной великорусской нацией".

Какой контраст с современным русофобством!

Виктор ОРЛОВ.

пос. Стрелецкий,

Орловская область.