От mmm Ответить на сообщение
К mmm
Дата 12.10.2005 00:54:27 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Версия для печати

Какая Россия нужна Белоруссии?

Росбалт, 02/10/2005, Главная лента 20:40

Какая Россия нужна Белоруссии?


В Минске 6-9 сентября прошел Первый белорусско-российский экономический форум. На нем были представлены десятки производителей Белоруссии и России, сотни новых и уже зарекомендовавших себя видов продукции, были подписаны многомиллионные соглашения о сотрудничестве. Параллельно с экономическим форумом 6 сентября прошло заседание Совета министров Союзного Государства, на котором обсуждался ход выполнения основных союзных программ.

На фоне активизации белорусско-российских отношений возобновились общественные дискуссии по основным проблемам интеграции двух государств. Заявление Михаила Фрадкова о том, что с 1 января 2006 года в Белоруссии не будет введен российский рубль, заставило аналитиков и экспертов вновь поднять тему о наличии или отсутствии воли сторон идти до конца в деле интеграции.

В самой Белоруссии новость о невведении российского рубля не только никого не удивила, но и вообще не была воспринята как новость. Александр Лукашенко в этом году не раз делал довольно прозрачные намеки на такой исход дела. Позиция белорусской стороны остается неизменной: введение единой валюты - в экономической области, так же, как принятие Конституционного акта - в области политической, должно венчать процесс интеграции, оно не может быть лишь одним из этапов этого процесса. Если перевести эту позицию с дипломатического языка на обычный, то получится примерно следующее: <Белоруссия пойдет до конца только тогда, когда это будет безопасно и выгодно для нее>.

Такую позицию белорусского руководства можно связать с двумя комплексами интересов. Первый - это интересы самого руководства. В случае <преждевременного> завершения интеграции и разрушения политических барьеров на союзном пространстве Александр Лукашенко может остаться один на один, например, с враждебно настроенными по отношению к нему олигархами, личное состояние которых по размеру близко к размеру государственного бюджета Республики Беларусь (около $17 млрд в 2005 году). Иначе говоря, с точки зрения личных властных интересов руководства страны углубление союза с Россией в политическом аспекте может иметь самые непредсказуемые и неблагоприятные последствия.

Вторая группа интересов, лежащая в основе затягивания процесса интеграции белорусской стороной, - это интересы самой Белоруссии, белорусского общества. Именно о них и пойдет речь далее.

Главный материалистический аргумент простого белоруса против полной интеграции с Россией заключается в том, что белорусская модель развития более успешна, чем российская. А поскольку присоединение маленькой Белоруссии к большой России вряд ли приведет к распространению на последнюю принципов и инструментов экономического развития, характерных для белорусской модели, постольку это будет означать установление в республике порядков, царящих в России. Попробуем сравнить эти порядки с точки зрения их способности обеспечить социально-экономическое развитие страны.

Уделять большое внимание сравнению показателей относительно 1990 года, думается, нет никакого смысла. Достаточно будет сказать, что Белоруссия по размерам ВВП уже превзошла советский уровень, а Россия еще только формулирует это в качестве цели развития. Кроме того, ход экономического <развития> России на протяжении девяностых мало связан с современным руководством страны. Поэтому за основу сравнений будем брать показатели XXI века.

Темпы роста валового внутреннего продукта Белоруссии и России за последние годы, в общем, сопоставимы. Для России индекс ВВП в процентах к предыдущему году составил 7,3 в 2003 году и 7,2 в 2004 году. Для Белоруссии - 7,0 в 2003 году и 11,0 (самый высокий показатель в мире) в 2004 году. При этом, естественно, большое значение для двух стран имел фактор повышения мировых цен на углеводороды.

В России топливная промышленность составляет значительную долю и существенно влияет на показатели промышленного производства в целом. В 2004 году (относительно уровня 2003 года) рост промышленного производства в России составил 6%. При этом среди отраслей промышленности наибольший рост продемонстрировали топливная, химическая и нефтехимическая отрасли и машиностроение (соответственно, 7%, 6% и 14%). В Белоруссии топливная промышленность составляет почти 19% от всего промышленного производства (которое, в свою очередь, создает треть ВВП страны) и тоже оказывает существенное влияние на общее положение дел в экономике. Рост в этой сфере в 2003 году был равен 7,6%, в 2004 - 17%. При этом, что характерно, в России добыча нефти выросла на 9% в 2004 году, а переработка - только на 2%. Иначе говоря, белорусская топливная промышленность увеличила объемы производства именно за счет переработки российской нефти.

На этом Россия потеряла немалые средства. Ведь Белоруссия получает российскую нефть по фиксированным ценам, закрепленным в договорах с поставщиками, и почти никак не зависит от колебаний мировых цен на энергоносители. С другой стороны, поставка белорусских нефтепродуктов в Нидерланды и Великобританию осуществляется по ценам, продиктованным мировой рыночной конъюнктурой.

Другие наиболее динамично развивающиеся отрасли белорусской промышленности - машиностроение и металлообработка (рост на 8,5% в 2003 году), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (рост на 8,6% в 2003 году) и промышленность строительных материалов (рост на 8,1% в 2003 году). Причем, основным потребителем продукции белорусской промышленности является, естественно, Россия. В 2003 году сюда было поставлено 534,0 из 544,0 тысяч (весь объем экспорта) телевизоров, видеомониторов и видеопроекторов, 16204 из 30237 тракторов, 8681 из 11887 грузовиков и т.д. Всего же в Россию идет 47% белорусского экспорта, а из России поставляется 61% импортных товаров (по состоянию на конец 2004 года).

В разговоре о промышленности нельзя не отметить тот факт, что несмотря на постоянную критику белорусской экономики как инвестиционно непривлекательной и вообще закрытой, рост инвестиций в промышленность в 2004 году составил 6,6% в России и 33% в Беларуси.

Показатели роста промышленного производства, к сожалению, не привязаны к абсолютным показателям и поэтому не очень удобны для сравнения. Более ценными в этом смысле могут быть показатели работы сельского хозяйства, рассчитанные в килограммах продукции на душу населения.

По состоянию на 2003 год в России было произведено на душу населения: зерна - 465 кг, картофеля - 254 кг, мяса - 34 кг, молока - 231 кг. В Белоруссии: зерна - 552 кг, картофеля - 876 кг, мяса - 61 кг, молока - 474 кг. Хотя в обеих странах эти показатели далеки от советского уровня, все-таки разница здесь явно бросается в глаза. Белорусские колхозы при всех их недостатках - реальных и воображаемых - демонстрируют очень неплохие результаты работы (рост производства сельскохозяйственной продукции в 2004 году в республике составил 12%, причем, по производству всех основных видов продукции растениеводства уровень 1990 года был превзойден).

Как видно из приведенных данных, ситуация в Беларуси в целом лучше, чем в России, но никакого <экономического чуда> там нет и в помине. Есть нормальная, методичная работа, есть стремление и умение использовать открывающиеся возможности. Есть также и умение идти на жертвы ради долгосрочных целей. Например, в 2003 году, относительно успешном в экономическом плане, рост реальных денежных доходов населения сознательно сдерживался (менее 1% за год), а полученные средства направлялись на модернизацию промышленности (рост инвестиций в основной капитал в промышленности - 30%). Появляется также умение планировать долгосрочные программы, ориентированные на решение целого комплекса проблем развития (например, принятая недавно Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы). В общем, в Белоруссии есть то, чего так не хватает сегодня России.

Очень характерной является ситуация, которая сложилась в РФ в результате роста цен на углеводороды. Страна получает миллиарды долларов непредусмотренных доходов, но руководители страны не знают, куда их девать. Деньги накапливаются в Стабилизационном фонде, тратятся на погашение внешнего долга, уходят на популистские меры по кратковременному повышению уровня жизни населения (что подстегивает инфляцию) и т.д.

Повышение или хотя бы просто выплата зарплаты людям - это, конечно, хорошо. Но если не создавать фундаментальные предпосылки для дальнейшего экономического развития, то все эти социальные меры не будут иметь решительно никакого эффекта, кроме политтехнологического. В структурном плане Российская Федерация сегодня неконкурентоспособна. Страна разорвана на анклавы рядом экономико-политических группировок, ни одна из которых не имеет внятных представлений о пути развития российского общества. Политическое поле заполнено символами, не имеющими решительно никакого отношения к реальности. Среди участников политической борьбы ведется работа любого толка: споры по несуществующим проблемам, борьба за ничего не значащие рейтинги, создание заведомо безнадежных <платформ> и проч. - любая работа, кроме той, которая действительно нужна: конкретное определение направлений развития, формулирование проектов развития и начало их реализации.

Наблюдая за таким положением дел в России, белорусы готовы давать Лукашенко какой угодно карт-бланш на разгром оппозиции и на ухудшение отношений с Западом в обмен на внятность и стабильность государственной политики социально-экономического развития. При этом большинство белорусов по-человечески жалеют оппозиционеров и не являются антизападниками.

Когда нет ресурсов для развития - это плохо. Но когда нет возможности использовать для организации развития даже излишние ресурсы - это уже хуже некуда. До тех пор, пока Россия не покончит с таким положением дел, до тех пор, пока Россия не станет планомерно проводить политику, которая бы обеспечила ее воспроизводство и развитие, ни о каком <до конца> в процессе белорусско-российской интеграции и речи быть не может.


Юрий Царик,
интеллектуальный клуб <Аркс> БГУ, Минск
http://www.rosbalt.ru/2005/10/03/228742.html