От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 22.08.2005 11:57:48 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ильичев Н.М. "Отрекался ли Маркс от марксизма?"

Ильичев Н.М. "Отрекался ли Маркс от марксизма?", "Экономическая и философская газета" N29 от 02.08.2005, стр. 6

Отрекался ли Маркс от марксизма?.

Противники научной общественной теории не брезгуют самыми грязными средствами для ее оклеветания, идут на повторение давно разоблаченной лжи. Даже на коллоквиуме "Марксизм: прошлое, настоящее, будущее" IV Российского философского конгресса "Философия и будущее цивилизации" (24-28 мая 2005 года) "посланец" Таджикистана некто Захидов с нескрываемым апломбом заявил, что "Маркс не признавал себя марксистом". Одним из первых "отличился" на этом неблаговидном поприще в нашей стране С. Кара-Мурза, который писал: "Истмат - не десяток умных мыслей Маркса и Энгельса, а доктрина, ставшая частью официальной советской идеологии. Доктрина быстро оторвалась от ее творцов и стала жить своей жизнью, потому-то Маркс и заявил, что он - не марксист".

Однако Кара-Мурза не приводил ни одного положения, подтверждающего его тезис о том, что "умные мысли Маркса" противоречат доктрине, принятой официальной советской идеологией, хотя пытался создать иллюзию, что марксизм в понимании коммунистов - это метафизическая доктрина, то есть нечто застывшее, не подлежащее изменению. И это несмотря на то, что Кара-Мурза, разумеется, хорошо знал мысли Энгельса и Ленина о том, что марксизм не догма, а руководство к действию, что с каждым значительным научным открытием, изменением общественной жизни он развивается, совершенствуется. Не соответствующей действительности, абсурдной и аморальной является попытка изобразить Маркса отрекшимся от своего учения. Да, действительно, Маркс однажды сказал, что он не марксист. Спекулируя на этом "признании", извратители марксизма пытались - и сейчас продолжают! - вводить в заблуждение доверчивых людей. Как известно, лет двадцать-тридцать тому назад это заявление Маркса не сходило со страниц буржуазных газет и журналов.Так, австрийский извратитель марксизма Э.Фишер, к примеру, вырвав из контекста однажды сказанное Марксом, комментировал его таким образом: "Я не марксист, - говорил Маркс, выражая тем, что марксизм отрицает самого себя, если он перестает подвергать себя сомнению". Но Фишер "забыл" дать ссылку на источник по неизвестной причине: или он воспроизводил это выражение понаслышке или сознательно его фальсифицировал. Дело в том, что действительно Маркс произноси фразу "я не марксист". Однако не в том значении, в каком интерпретирует высказывание ревизионист. В письме к Бернштейну Энгельс сообщал о заявлении Маркса следующее: "Ваши (Бернштейна - Н.И.) неоднократные уверения, что марксизм сильно дискредитирован во Франции, основываются ведь тоже на этом единственном источнике: то есть на перепевах Малона. Правда, так называемый "марксизм" во Франции совсем особого рода, такой, что Маркс сказал однажды Лафаргу: "Ясно одно, что сам я не марксист" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 35, стр. 324).

Как известно, Малон был одним из руководителей поссибилистов, отрекшихся по существу от марксистской партийной программы, выбросивших ее классовое содержание, коммунистические идеалы, открывавших двери буржуазным и мелкобуржуазным элементам. Таким образом, поссибилисты пытались создать партию, фактически стоящую за "сохранение наемного труда, а не за его уничтожение" (там же, стр. 337). В письме Энгельсу 4 декабря 1882 года Маркс отмечал, что "Малон по своей тривиальности превосходит в действительности всех этих трех верхоглядов", то есть Лавеле, Кафьеро и Канделари, которые "по поводу моей теории стоимости несут чепуху" (там же, стр. 101).

Более того, характеризуя изречения Малона, Энгельс отмечал, что он "пытается приписывать открытия Маркса другим авторам", что он вместе с Бруссом применяют "клевету, ложь и возможные подлости", для которых "все средства хороши: ложь, клевета, тайные происки", что Малон "вербует сторонников с прямой целью изменить... нашему старому знамени" (там же, стр. 187, 305, 311, 346). Все это и дало Энгельсу основание назвать Малона "прожженным интриганом" (там же, стр. 219).

Следовательно, Маркс выражением "я не марксист" отрекся от того извращенного образа, который был создан его противниками. Сам же Маркс до конца своей жизни оставался последовательным защитником интересов народа. Поэтому фактически клеветой являются утверждения Захидова, Кара-Мурзы, Осадина, пытающихся представить великого классика безнравственным человеком, навязывавшим трудящимся воззрения, которые сам якобы не разделял. Справедливо говорится, что и комары кусают до поры, так как на лжи далеко не уедешь, поскольку она на тараканьих ножках.

Об авторе: Николай Михайлович ИЛЬИЧЕВ, доктор философских наук, профессор