|
От
|
Alexandre Putt
|
|
К
|
Durga
|
|
Дата
|
21.07.2005 22:24:20
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
На пути к хорошему обществу
> Кстати, как в ычаете ту страну, которая бы вам понравилась? О чем вы мечтаете? О том, как в СССР? … Что бы вы хотели видеть?
Это непростой вопрос. Я думаю, идеальных моделей на каждый случай не существует, и гениальных рецептов тоже, применив которые мы все мгновенно заживем преуспевающе.
Поэтому я не принимаю проектов вечных двигателей, например, коммунизма,“шведской модели” или “России для русских” и прочего монархического бреда. Универсальных решений не существует.
Поэтому строить нужно не идеальное общество, а общество “хорошее”, в котором будут механизмы адаптации к постоянно изменяющемуся миру. В этом обществе нужно с умом использовать накопленный опыт нашего богатого прошлого, но и исходить из реальных сегодняшних возможностей (например, С.Г.Кара-Мурза считает, что новое идеократическое общество сегодня невозможно).
Например, в статье о Китае наиболее важен следующий фрагмент, который мне очень понравился:
“Главный вывод, вытекающий из китайского опыта преобразований, состоит в том, что успехи реформ обусловлены, во-первых, тем, что все они проводятся в строгом соответствии с реальными возможностями, укоренены в китайскую национальную почву; во-вторых, курс модернизации и реформ осуществляется в интересах обеспечения благополучия населения в целом и каждого гражданина в отдельности; в-третьих, политика реформ претворяется в жизнь поэтапно – от экспериментов в отдельных районах к постепенному распространению положительного опыта на отдельные провинции, а затем на всю страну.”
Здесь отражены важнейшие элементы в построении хорошего общества:
- принцип осторожности в социальных преобразованиях;
- учет культуры, культурных ценностей, традиций при создании социальных институтов;
- следование не идеологии, а реальным интересам населения;
- понимание контекста проблемы и использование адекватных инструментов её решения;
- главное, использование внятных критериев, первичность критериев, а не безумное следование за идеологическими штампами.