От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Alexandre Putt
Дата 08.08.2005 10:04:05 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: А зачем...

>> конечно продолжайте. Вероятность в конце концов выйти на определение, небольшая , но тем не менее, есть.
>
>Ну тогда продолжу. Главное для марксизма – это утверждение существования социальных структур и возможности их улучшения.

Это верно.

>Однако марксизм здесь делает две ошибки: во-первых, даёт неправильный анализ структур, во-вторых, подсказывает неправильный путь для улучшения.

То есть Вы как и перестроечные либералы считаете, что СССР – «отрыжка истории» - хотели марксисты РИ улучшить, но улучшали «неправильно», поэтому надо все разрушить и уличшить правильно, по-солидаристски ( интересно, а не НТСосвко- солженицинский солидарзм имеется в виду, эти гаврики ведь похожим образом рассуждали).

>Всё, что написано Марксом, худо-бедно применимо для Европы до Великой Депрессии

А есть мнение, что после Великой Депрессии капитализм уже не совсем капитализм, а фашизм – капитализм с некапиталистическим социально-инженерным блоком, поддерживающим жизнь этого капитализма, т.е. социодинамические ограничение политэкономической модели.

> (при том, что марксизм упустил крестьянский характер мировых революций не в Европе

Спорное, точнее идеологизированное утверждение – социалистическая индустриализация в число крестьянских мечтаний не входила, да и вследствие революций страны постепенно перетали быть крестьянским.

>и национальный (сепаратистский) характер многих революций в Европе).

Ну это-то как раз объяснимо через связку – национализм - национальный капитал.

>После этого марксизм можно сдавать в утиль,

А вам не кажется, что Вы возмущаетесь тем, что модель (экономическая) не работает за пределами собственных ограничений.

>потому что он упускает важнейшие изменения в обществе, последовавшие за Депрессией: создание welfare state, постиндустриализация и глобализация. Это не вина Маркса, он не виноват в том, что доступный ему материал устарел к XX веку. Это вина марксистов, то есть Вас.

Ну вот как раз по постиндустриализму и глобализации марксистам есть что сказать – см. например [1] и [2]. От себя же выскажу следующие:

1. Постиндустриализм
1.1. Продолжение марксовой модели капитализма, на капитализм с информационным сектором.
1.1.1. Добавление к марксовой двухсекторной модели капитализма третьего сектора – производства технологий.
1.1.2. свойство информации - издержки не зависят от объема выпуска (числа копий).
1.2. Для реального информационного общества (общества познания) необходимо положительное уничтожение не только самовозрастающей стоимости, но и стоимости вообще. Аргументы:
1.2.1. от производства: «Если у меня было одно яблоко и подарил его тебе, то у нас осталось одно яблоко, если у меня была одна идея и я подарил её тебе, то у нас стало две идеи.» (Б.Рассел). Чем шире распространяются идеи, тем больше их производится, т.е. производство идей есть неразделяемое общественное производство.
1.2.2. от потребления: с точки зрения затрат. Совершенно неважно какая часть общества ознакомилась произведенной информацией, т.е. потребление также является общественным потреблением.
1.2.3. итого: рынок, как стохастическая система управления, в силу требования независимости подсистем, может управлять только аддитивными, сохраняющимися величинами, знания таковыми не являются потому рынок им неадекватен.
1.2.4. По той же причине рынок не в состоянии решить экологические проблемы – резистентность биосферы – не товар.
1.2.5. Не оптимальная скорость НТР: 10 копий одной технологи стоят столько же, сколько 10 разных технолгй, но для производителя первый вариант дает меньшие издержки, а 10 потребителей в силу ограниченного бюджета смогут купить только 10 копий.
1.2.6. из п. 1.1.1 должна действовать тенденция нормы прибыли к понижению.
1.2.7. Можно также вспомнить об опережающем развитии образования и фундаментальной науки, что невозможно, в случае если эти сектора будут рыночными, но что возможно и необходимо при социализме.
2. Глобализация – поток стоимости от развивающихся стран к развитым имеет ту же причину, что и аналогичный поток от рабочего к капиталисту. Ссылки на работы Семенова по глобальной классовой борьбе можете попросить у Кропотова.
3. welfare state Да, простой западный человек стал потреблять много, но это не сняло проблемы отчуждения (вспомним, что сейчас мы говорим о Марксе, как о философе) – творения человека все также предстают чуждой ему силой – создано общество потребления - общество заведомо бессмысленной растраты труда – производственные отношения служат самим себе, а не человеку. Возможное описание из продолжения марксовой модели капитализма – представить, что прибавочный продукт капталист дает рабочему в долг.




[1] «Социализм в перспективе постиндустриализма» М. Эдиториал УРСС 1999
[2] С.Бузгалин «Ренессанс социализма» М. Эдиториал УРСС

P.S. Я сегодня уезжаю, на это раз в отпуск, так что продолжение дискуссии отложим до сентября.