От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.06.2005 19:16:51 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

<Беглый> ЖСК. Собственным примером горожане учат коммунальщиков экономии (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=4980&folder=428

<Беглый> ЖСК
Собственным примером горожане учат коммунальщиков экономии
Наталья ОРЛОВА

Идеология нового Жилищного кодекса сводится к известному: спасение
утопающих - дело рук самих утопающих.Иными словами: берите, владейте,
управляйте домами, как сумеете. От ваших решений отныне и будут зависеть
условия вашей жизни. Большинство, конечно, еще боятся такой постановки
вопроса. А между тем в Петербурге уже есть кое-какой опыт самостоятельного
управления коммунальной сферой. Это рассказ не о твердой поступи реформы ЖКХ
и не об экспериментах в этой сфере. Всего об одном доме, которому, наконец,
надоело быть неухоженным, надоело скатываться к аварийности. Никакого
эксперимента - жизнь в чистом виде.

Квартал пятиэтажек на проспекте Космонавтов в Московском районе был построен
в начале 1960-х годов. Многие дома здесь - кооперативы. То есть здешние
жители изначально были собственниками своих квадратных метров. Но суть
понятия <собственник> стала ясна только недавно, когда законодательство
России дало возможность людям самим определять способ управления домом.
Гражданам-<кооператорам>, впрочем, казалось, что они и прежде все решали
сами, но на деле это не так. Правление, общее собрание могли придумать что
угодно, но главное условие оставалось неизменным: бал правила коммунальная
служба района.

В 1999 году председателем ЖСК в пятиэтажке на пр. Космонавтов, 19, избрали
Татьяну Трубкину. Состояние домового хозяйства к тому времени было более чем
печальным. Беды обычные для домов этой серии и этого возраста: крыша течет,
подвал затоплен нечистотами, трубы проржавели. Не говоря уже о состоянии
сантехнического оборудования в самих квартирах и неприглядном виде лестниц.

ЖСК сидел на картотеке. Иными словами, счет был пустее пустого. Малейшая
копейка, угодившая в эту дыру, мигом уходила на оплату застарелых долгов.

В течение года новый пробивной председатель пыталась <взять измором>
коммунальщиков, депутатов и прочих сограждан, которые, как она считала,
могли хоть в чем-то посодействовать. Пробивные способности не помогли.

- Пришла посоветоваться со специалистами нашего ЖЭС: сколько будет стоить
осушение подвала, замена труб?.. Мне в ответ, не глядя: 300 тысяч... А
асфальтирование дорожки у дома?.. Не глядя: 800 тысяч. И так во всем.
Говорят о сотнях, тысячах рублей легко, просто, бездумно. У специалистов в
коммунальной экономике и мысли не возникает о необходимости экономить. А нам
надо об этом думать.

Короче, измором взяли ее саму, убеждая, что никаких денег не хватит, чтобы
залатать дом. Эти разговоры и официальные ответы по поводу <недостаточности
финансирования> заставили Татьяну Трубкину взять в руки калькулятор и начать
складывать-вычитать-делить. И выяснилось, что денег ЖСК действительно ни на
что не хватит, если... не <развестись> с жилищной конторой.

Договор с коммунальными службами расторгли быстро и бескровно,
проконсультировавшись с финансовым управлением Московского района.
Коммунальщики и не сопротивлялись. Тем более что тогда - в конце 1990-х - по
Московскому району прошла настоящая волна отказов от договоров с привычными
ЖЭСами. Ушли из-под ЖЭСа и несколько соседних кооперативных пятиэтажек.
Впрочем, у соседей были собственные планы - заключить договоры с частными
управляющими фирмами, которые к тому времени в изобилии стали появляться на
районной земле.

- Мы тогда, как и сейчас, не очень-то доверяли каким-то новорожденным
управляющим компаниям, - рассказывает Татьяна Трубкина. - Поэтому решили
попробовать справиться собственными менеджерскими и организационными силами.

И правление ЖСК повисло на телефонах, засело за изучение объявлений о
работах и услугах. На каждый вид работ, необходимых дому, были найдены
десятки фирм с соответствующей специализацией. Окунувшись в море этой
информации, Татьяна увидела, что, по сути, конкуренция на рынке услуг в
сфере ЖКХ существует уже давно и активно развивается. Главное - не утонуть в
этом море. Информацию проверяли и перепроверяли: обращались к друзьям и
знакомым, к людям, которые уже имели дело с той или иной фирмой. Искали
наилучшее соотношение цены и качества, составляли список первоочередных
работ.

Но для начала надо было слезть с картотеки, <разбогатеть> хоть немного.
Средства ЖСК - это квартплата плюс бюджетные средства, выделяемые ежегодно в
виде дотаций: до 100 тысяч рублей в год на стандартный пятиэтажный
кооператив. Немного. Так что квартплата - основной источник пополнения
счета. На тщательном ее сборе, да еще на строжайшей экономии и заострило
правление свое внимание.

Для начала решили отказаться от любых работ зимой, которые были столь
популярны у руководителей ЖЭСа из-за своей дороговизны. Кто из нас, горожан,
не удивлялся, видя, как по морозцу вдруг начинают промазывать швы панельных
домов?

Экономия на <зимних доплатах> оказалась столь существенной, что по истечении
небольшого времени на счету ЖСК уже появились кое-какие деньги. Тратить
образовавшийся после всех необходимых платежей остаток начинали с трепетом.
Хотелось, конечно, сразу и всего, но...

- Прежде чем нанять фирму для ремонта крыши, я проконсультировалась со
знатоками кровельного вопроса, чтобы хоть немного ориентироваться в
технологии, - рассказывает Татьяна Трубкина. - Вооруженная этими знаниями,
простояла над душой у работников, пока они латали нашу крышу...

Краску для стен в подъездах тоже сама покупала, рыскала по всему городу в
поисках <подешевле>. Попутно, изучая цены, она еще раз убедилась, до какой
степени жилищно-коммунальные службы не заинтересованы в экономии. Если бы
косметический ремонт был сделан ими, да еще - по обыкновению - зимой, то ЖСК
снова надолго угодил бы на картотеку.

Считали каждую копейку и когда меняли трубы, и когда сушили подвал, и когда
устанавливали новый тепловой центр и розлив центрального отопления. Конечно,
и на качество оборудования обращали внимание. Трубы отопительной системы
утеплены специализированным импортным поролоном (удовольствие, стоившее ЖСК
39 тысяч рублей), а новый тепловой центр стал просто-таки предметом местной
гордости. Так хорошая хозяйка гордится новым холодильником, который хоть и
пробил брешь в семейном бюджете, зато теперь служить будет безаварийно
долгие годы. Как говорится, покупка на вырост.

За годы <свободного плавания> ЖСК сформировал собственную <кадровую
политику>, тоже основанную на режиме жесткой экономии. Мелкие ремонтные
работы - по срочным договорам. При малейшей возможности - использование
дешевой рабочей силы.

Заключены индивидуальные договоры на обслуживание с электриком, сантехником,
дворником, мастером по переговорным устройствам. Любопытно то, что все
постоянные <договорники>, кроме плотника, - сотрудники той же жилищной
конторы, из-под которой дом сбежал. Для мастеров договор с ЖСК - подработка,
официально признанная в <родном> учреждении, где они продолжают трудиться во
славу государственной коммунальной реформы.

- Татьяна, вы же сбежали от этих, с позволения сказать, работников.

- Не от них! От структуры, которая культивирует систему накладных
расходов, - отвечает Татьяна Трубкина. - Когда со специалистами, которых,
несомненно, немало в нынешних коммунальных конторах, имеешь дело через
немыслимое количество посредников, немудрено, что львиная доля денег идет не
этому специалисту, а в карман его замечательной организации. В результате
специалист получает копейки, а мы - полное отсутствие его внимания.

В сфере ЖКХ никак не удается создать систему, которая, задействуя
экономические рычаги, способствовала бы эффективному расходованию
<коммунальных> денег. Ни обязательные конкурсные процедуры, ни свершившееся
акционирование ЖЭСов сами по себе не ведут к эффективности, если нет
заинтересованного в ней человека. А можно ли вообще разработать
управленческую модель, которая действовала бы, невзирая на пресловутый
человеческий фактор?

<Побег> домов из-под опеки коммунальных служб - форма протеста против
системы. Но, увы, явление это не означает формирование системы новой,
которую можно было бы внедрить повсеместно. Ведь нынешнее относительное
благополучие дома ? 19 на проспекте Космонавтов держится на активности и
оборотистости председателя, на ее умении заводить знакомства и торговаться.

Иные <беглые> ЖСК оказались в сложнейшей ситуации: кто-то неудачно выбрал
управляющую компанию и оказался обманутым; кто-то, повозившись пару лет с
ветхим домовым хозяйством, попросился обратно под крыло районных
коммунальщиков... И почти везде - проблемы с выбором председателей. Мало
желающих подставить свое плечо под эту тяжелую ношу. Татьяна Трубкина пока
крутится-вертится... А если устанет? Если ей предложат многотысячную
зарплату, блестящую карьеру и особняк на Рублевском шоссе?

Особняк ей пока не светит, а вот усталость порой уже чувствуется. Руки
опустились, когда после триумфальной победы над текущими трубами, после
осушения подвала произошла серьезная авария. Около года назад во время
испытаний в подвале прорвало трубу, принадлежащую ГУП <ТЭК>. Кипяток хлестал
трое суток. <Тепловики> никак не могли решить: перекрывать воду или нет. И
вновь в подвале воцарилось горячее болото.

Уже притупились воспоминания об отчаянии, вновь осушен подвал. Об аварии
напоминает только <сварившаяся> импортная теплоизоляция да кипа документов,
которые Татьяна Трубкина подготовила для подачи судебного иска против ГУП
<ТЭК>. Требование - возместить причиненный ущерб, заменить, наконец, гнилую
<тэковскую> трубу, волею судеб проползающую через подвал дома.

- Походы в суд за время председательства в ЖСК стали привычными, -
рассказывает Татьяна. - Вот уже четвертый год борюсь с должниками по
квартплате. Девять судебных процессов за плечами. Любопытно, что, как
правило, люди с низким достатком оплачивают счета дисциплинированно.
<Забывают> заплатить те, для кого деньги не проблема. Были случаи, когда
одного факта обращения в суд хватало, чтобы долги погашались моментально.

Трубкина выступает не только в качестве истца. Один из жителей дома
отстаивает в суде свое право платить за воду по квартирному счетчику, а не
по <среднепотолочным> нормативам, как большинство из нас. При этом он,
правда, не прошел длинный путь официальной регистрации своего счетчика, не
опломбировал его. Просто купил и поставил самостоятельно. Свои резоны есть у
обеих сторон этого спора. Ясно и то, что ни в городской нормативной базе, ни
в реальности на сегодня, увы, не существует четких ответов на вопросы о
квартирных измерительных приборах. У всех, кто близок к этой теме, в ходу
собственные расчеты: у жителей, у <коммунальщиков>, у ЖСК, у <Водоканала>.
Возможно, когда Московский районный суд вынесет решение по этому делу, на
свет появится некое объективное, третейское, мнение, от которого уже можно
будет плясать.

<Творческие> планы руководства ЖСК на пр. Космонавтов, 19, обширны.
Только-только завершилась эпопея по сносу старых тополей во дворе - надо
убрать остатки деревьев. Не забыть <домучить> своего депутата, который уже
несколько лет обещает помочь в асфальтировании дворовой дорожки. Добиться от
<Водоканала> ответа на вопрос: как можно установить официально признанный
общий водомерный счетчик. Хорошенько подготовиться к суду с ГУП <ТЭК>...

А здесь еще соседний кооперативный дом обратился с просьбой: возьмите, мол,
нас к себе. Трубкина обещала было подумать, но как узнала, что счет этого
ЖСК пуст, замахала руками:
- Увольте! Второй раз пройти этот путь я уже не смогу.