От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 17.05.2005 21:18:05 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Смольный и Мариинский дворец примеряют новый Жилищный кодекс к петербургским реалиям (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=4573&folder=428

Кто вам сказал, что вы бедны?
Смольный и Мариинский дворец примеряют новый Жилищный кодекс к петербургским
реалиям
Наталья ОРЛОВА

Новый Жилищный кодекс, официально вступивший в силу 1 марта, еще как следует
не заработал, но уже вызвал шквал недовольства. У всех. У граждан. Потому
что со дна души поднялся извечный страх перед любыми переменами, даже если
они эфемерны, не изучены и еще не поняты. У чиновников. Потому что
губернатор Санкт-Петербурга озвучила несколько позиций новорожденного
кодекса, которые, по ее мнению, должны быть изменены. У депутатов нашего
ЗакСа... По тем же причинам, по которым недовольны кодексом и граждане, и
губернатор. А еще потому что сейчас - и очень быстро - ЗакСу необходимо
разработать и принять большое количество городских законов, как говорится,
вдогонку главному закону.
Федеральный Жилищный кодекс разработан и принят с тем именно расчетом, что
субъекты Российской Федерации во многом будут сами определять свою жилищную
политику, исходя из собственных бюджетных возможностей и местных условий.
Осознать эти условия, просчитать возможности, взять на себя ответственность
за политику - дело нешуточное. Это глобальная работа, перед масштабом
которой затрепетал бы любой.
Жилищный комитет Санкт-Петербурга и депутатская комиссия по городскому
хозяйству уже создали рабочую группу. Пока она формировалась, городской
жилищный комитет успел разработать список из тринадцати городских законов,
над которыми и надлежит думать. И хоть многие депутаты и сотрудники
Законодательного собрания считают некоторые пункты этого списка лишними, он,
скорее всего, будет реализован в полном объеме. Вот его содержание.
Будут изменены действующие ныне городские законы, касающиеся содействия
города в улучшении жилищных условий, социальной нормы жилья, ценообразования
в коммунальной сфере, продажи государственного жилья. Предполагается
отменить закон <О предоставлении освободившихся жилых помещений в
коммунальных квартирах>. Изменятся условия перевода жилых помещений в
нежилые, перепланировки жилья.
Также город собирается создать законодательную базу для участия граждан в
управлении домами, для получения жилищных субсидий. В списке также пакет
законов о долгосрочных и ипотечных кредитах для приобретения жилья.
Изменится закон <О жилищной политике>, а также появится новый - <О
региональных стандартах в жилищной сфере>.
Прохождение через ЗакС всего этого законодательного объема, по замыслу
Смольного, должно завершиться к осени этого года. Последними - в октябре -
будут слушаться законы о кредитовании и об управлении жилфондом.
В Законодательном собрании подтвердили, что черновые разработки некоторых
законопроектов уже имеются. Но пока они не подлежат огласке, так как могут
еще измениться самым радикальным образом. Да и собственно депутатские
предложения еще только формируются.
Так, в комиссии по социальным вопросам убеждены, что в новом ЖК <провалена>
тема соблюдения прав детей при операциях с жильем. В старом кодексе был
прописан надзор государственных органов опеки при прописке-выписке, при
обмене, продаже жилья, если это затрагивает интересы детей. И хоть большим
препятствием для нарушений этот надзор не являлся, но хотя бы
декларировался. Теперь позиция эта исчезла из жилищного законодательства
вовсе. Что делать, социальной комиссии пока неясно: то ли выступить
инициатором внесения поправок в ЖК, то ли <пробивать> соответствующий закон
на городском уровне.
В депутатской комиссии по городскому хозяйству больше обращают внимание на
гарантии причастности жителей к управлению своими домами. Говорят, что норма
эта многообещающая, но... Согласно ей, граждане должны принимать решения, с
какой именно компанией заключать договор на управление домовым хозяйством,
на ежегодных собраниях. Кто будет эти собрания организовывать? Практика
показала, что здесь есть две проблемы. Первая: инициативу проявлять никто из
жителей не желает. Вторая: организацию собрания целиком и полностью берет на
себя... та фирма, которая претендует на управление. И будьте уверены, она
пускает процесс по нужному ей руслу.
Комиссия по городскому хозяйству, изучившая печальный опыт проведения таких
собраний в нашем городе, пришла к неясному пока выводу о необходимости
разработки какого-то механизма созыва собраний, в котором главная роль
принадлежала бы городу. Конечно, в том случае, если сами граждане
безынициативны и неподъемны.
В той же комиссии по городскому хозяйству говорят о насущной необходимости
соблюдать действующий (и не подлежащий отмене, с точки зрения депутатов) 7-й
пункт 10-й статьи закона Санкт-Петербурга <О жилищной политике>. Этот пункт
ставит предел числу голосов, который может иметь представитель города как
собственника части помещений в доме. Скажем, в доме половина площадей
числится за городом, однако при голосовании город имеет не 50 процентов
голосов, а тот самый предел, который значится в законе. Сегодня он
составляет 30 процентов.
Надо отметить, что нарушение именно этой позиции закона стало юридической
основой для судебных разбирательств в Адмиралтейском районе, где жилищный
комитет проводит эксперимент по передаче более сот-ни домов в управление
фирме <Питер Дуссманн>.
Бюджетно-финансовая депутатская комиссия, подключив к процессу городской
комитет экономического развития, пытается понять, каким образом можно
авторитетно, объективно и независимо подсчитать действительную, реальную
цену содержания жилья. Для этого даже создана специальная комиссия, члены
которой убеждены, что со временем плоды их интеллектуальных усилий станут
основой для определения размеров тарифов и стоимости услуг в жилкомхозе.
Еще до принятия нового Жилищного кодекса депутат И. Михайлов внес в ЗакС
законопроект <О региональных стандартах>. В проекте присутствуют такие
понятия: региональный стандарт нормативной площади, используемой для расчета
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; региональный стандарт
стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным
образованиям. Присутствует также позиция, по которой максимальный размер
расходов граждан на квартплату должен устанавливаться на каждый год
отдельно, исходя из возможностей городского бюджета. К этому проекту
депутаты еще не подступались. Между тем в пе-речне законопроектов, исходящем
из жилищного комитета, аналогичный закон присутствует. Насколько эти два
проекта будут близки, пока неясно.
На сегодняшний день губернатор внесла на рассмотрение Законодательного
собрания лишь один законопроект вдогонку новому ЖК: <О порядке ведения учета
граждан в качестве нуждающихся...> Как известно, новый ЖК установил, что на
предоставление жилья по социальному найму могут претендовать не все подряд
нуждающиеся в жилплощади, а только причисленные к разряду малообеспеченных.
Губернаторский проект как раз и определяет: кого считать малообеспеченным,
кого нуждающимся и какие документы эти люди должны предоставить, чтобы иметь
право встать на учет.
Проект сохраняет ныне действующие условия, по которым гражданин или семья
признаются в Петербурге малоимущими. Для этого необходимо соблюдение двух
условий. Во-первых, ежемесячный доход на каждую душу не должен превышать
двукратный прожиточный минимум. Во-вторых, стоимость имущества, которое
подлежит налогообложению (недвижимость, автомобиль и т. д.), не должна быть
выше, чем десятикратная рыночная стоимость квадратного метра жилья.
Упоминание о рыночной стоимости жилья привносит некое лукавство в эту
позицию законопроекта. Непонятно: идет ли речь о новом жилье или старом? В
среднем один метр в питерских новостройках сегодня стоит около тысячи
долларов. Получается: вы можете встать на очередь на улучшение жилищных
условий, если вся ваша собственность, за которую вы должны платить налоги,
будет не дороже 10 тысяч долларов. Но если у вас при копеечной зарплате есть
крохотная дачка в недальнем садоводстве, да еще не утилизированный
<москвичонок>, поостерегитесь называть себя малообеспеченным. По
законопроекту, вы весьма обеспечены.
Похоже, эта позиция губернаторского проекта вызовет споры в ЗакСе.

Губернаторский проект несколько уменьшает нынешнюю учетную норму жилой
площади. Сегодня гражданин признается нуждающимся в улучшении, если на
каждого члена его семьи приходится не более 10 квадратных метров общей
площади. А в проекте - уже 9. Вводится также учетная норма для людей,
живущих в коммуналках, - 15 квадратных метров общей площади на человека.
Увы, в проекте не говорится о том, как быстро <учетные> граждане могут
рассчитывать на улучшение своих жилищных условий.