|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
18.05.2005 23:21:18
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"в активной фазе действия находятся люди, подготовленные советской школой, отравленные её безнравственностью" (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg202005/Polosy/4_1.htm
Учись не учись - аттестат будет
Учительницей с 1916 года была моя мама. Преподавал в школе, а затем в вузе и
я. Учительницей трудилась моя жена, педагогами стали мои сыновья. Так вот,
знаю, о чём говорю. Почему все так испугались грядущих реформ. Наша система
образования в советские годы была насквозь порочной. Сегодня хоть что-то
делается, чтобы вырваться из заколдованного круга. Удастся ли это? Бог
весть. Такая попытка предпринималась уже в 80-е годы, но, увы, ушла в песок.
А все наши прошлые, особенно сегодняшние беды - в школе. Почему?
Да потому, что в активной фазе действия находятся люди, подготовленные
советской школой, отравленные её безнравственностью, в большинстве своём
некомпетентные и невежественные даже в своей профессии. Стало модным
говорить и писать о том, что советская-де система образования самая
передовая в мире. Наши дети занимали и занимают первые места на
международных олимпиадах по всем наукам. Шутить изволите? Или на самом деле
не знаете этой системы? Она не могла быть лучше по определению, ибо до самых
90-х годов носила классовый характер, прививала фальшивую идею равенства,
навязывала атеизм, политэкономию социализма и социалистический реализм -
никчёмный и искусственный догмат в эстетике.
Можно было и не учиться, аттестат зрелости был всё равно обеспечен. Почему?
Да потому, что система образования полностью восприняла особенности жизни
государства, главную из которых народ метко назвал <растащиловкой> и
<выводиловкой>. На школе это сказалось губительным образом. Пресловутый
закон о всеобуче - обязательном среднем образовании, принятый, как я
понимаю, из соображений престижа, сыграл в жизни общества трагическую роль.
Положительные оценки тоже начали <выводить>. Работа учителя стала
оцениваться в зависимости от успеваемости учащихся. Началось бегство
педагогов из школ.
И победами на олимпиадах хвастать нечего. Разве не ясно, что здесь действует
закон больших чисел. В громадной стране с многомиллионной армией школьников,
конечно, есть талантливые и одарённые дети. Да и во многих классах есть
два-три умника и умницы. Однако более половины класса или не могли, или не
хотели учиться, зная, что аттестат они получат в любом случае. И получали!
И приходили к выводу, что так можно и вуз закончить. И заканчивали (конечно,
легче всего педагогический, где конкурсов почти не было).
Вот это привело к катастрофам и авариям, обрушившимся на страну, начиная с
70-х годов, когда такие выпускники заняли ведущие места на производстве.
Утрачен оказался не только профессионализм, но и чувство долга и рабочей
гордости:
Как оживилась школа, как обрадовались все, когда в 80-е объявлена была
школьная реформа. Тогда повысили (очень немного) нашу нищенскую зарплату и
статус учителей вообще, резко осудив <процентоманию> и устранив
необходимость вранья в оценках. Министр образования Ягодин - инициатор
реформы - ввёл порядок, при котором дети переводились из класса в класс и с
двойками по двум-трём предметам и даже выпускались из школы с ними, но в
этом случае без аттестата, а со справкой, где выставлены были подлинные
оценки. Многим выпускникам иного и не было нужно. Они мечтали быстрее
устроиться на работу.
В школах стало гораздо спокойнее, улучшилась дисциплина. Стали возвращаться
учителя, некогда вынужденно покинувшие любимую работу. Явное изменение к
лучшему сразу же почувствовали преподаватели педвузов. К нам пошли лучшие
выпускники школ, среди них - много юношей, ранее избегавших учительской
профессии.
Но, к сожалению, всё вернулось на круги своя. В школах сегодня атмосфера
страшная. Призывы учителей-новаторов, так ярко заявивших о себе в 80-е годы,
провозглашавших педагогику сотрудничества, канули в Лету. Беда пришла с
другой стороны - неблагополучная демографическая ситуация. Детей всё меньше,
учителям не хватает нагрузки. Школы борются за учащихся. Об успеваемости и
дисциплине речи нет. На занятия можно вообще неделями не ходить, всё равно
аттестат будет. Обещано.
Только когда школа станет честной, воспитывающей, а не развращающей, мы
почувствуем другую Россию. Только тогда что-то стронется с места, появится
надежда. Армия станет армией, милиция милицией, а чиновник не будет брать
взятки не потому, что мало получает (мысль вообще дикая, не назначайте того,
в ком не уверены), а потому, что это невозможно по определению.
Феликс ЖАРСКИЙ, г. ШУЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ