От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 18.05.2005 23:21:16 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

<Правильные> люди (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg202005/Polosy/4_1.htm

СПОР-ПЛОЩАДКА

<Правильные> люди

Школа - это настолько привычная часть социального ландшафта общества, что
мало кто задумывается о том, как работает эта система. Все проблемы вроде бы
упираются в низкие зарплаты. Плати хорошо, перестраивай на западный манер,
вводи Единый государственный экзамен, отучи учителей от авторитарного типа
поведения на уроках и всё. Но на самом деле такая модернизация может
привести к катастрофе.
Приведу пример. Один мой знакомый ждал поезда, видит - через рельсы бежит
мужчина, карабкается на заледенелую платформу. А локомотив уже несётся. Счёт
на секунды. Мой знакомый подал нетрезвому мужчине руку, вытащив его перед
самым носом поезда. И только потом подумал: мужик-то тяжёлый. И шансов
самому упасть под колёса было не меньше.
Почему мой знакомый поступил так, а не иначе? Он что, взвешивал <за> и
<против>? Нет. Просто за этим поступком стояли все те установки, которые он
получил в жизни. А начиная с юных лет ему говорили - помоги ближнему. Вот
это и сработало.
Когда говорят о школе, то имеют в виду место, в котором дают знания. Это не
совсем верно. В школе ребёнок проходит прежде всего социальное обучение,
приобретает установки на всю жизнь. Как бы ни унижали учителей маленькой
зарплатой, эти люди изо дня в день объясняют детям, что такое хорошо, а что
такое плохо.
Я работал в школе три года в середине 80-х годов. А недавно взял несколько
часов в лицее. Да, дети стали более раскрепощённые, но в остальном такие же,
как и те, что учились двадцать лет назад. В чём же дело? А в том, что
учителя остались прежними.
Да, ребёнок может фрондировать, ему могут не нравиться сама учёба, учителя,
муштра. Но в течение одиннадцати лет он видит и слушает правильных людей.
Что бы ни происходило в последние два десятилетия, как бы ни переписывались
учебники, ничто не может заставить старую учительскую гвардию называть зло
добром, а добро злом. Ребёнок впитывает это на уровне эмоций, каких-то
отдельных учительских фраз, и это понимание остаётся с ним на всю жизнь.
Ученики, конечно, подвергаются разным влияниям. Но школьный плюс на минус
прочего общественного воздействия в итоге даёт ноль. Нынешние выпускники уже
не прежние советские, но и не разрушители. И в массе своей вполне приличные
люди.
Но те, кто думает, что это всё происходит автоматически, что каких учителей
в школу ни набери, будет то же самое, глубоко ошибаются. За работой нынешних
педагогов стоит, в свою очередь, работа их учителей.
Говорят: прибавим денег, и сразу в школу придут молодые учителя. Ну сделаете
вы, господа чиновники, зарплату учителю не сто баксов, а двести, и думаете,
все вопросы решите? Вас ждёт большой сюрприз.
Для старого поколения учителей государство было свято. Для молодых оно как
минимум не икона. Для старых учителей человек человеку был друг и брат.
Новые вырастают в условиях, когда человек человеку волк.
И когда чиновники из Министерства образования требуют усилить патриотическое
воспитание, они под этим понимают всё то же старое доброе советское
образование. Партия сказала надо, комсомол ответил есть! Всегда найдутся
начальники, обожающие произносить слово <надо>, а вот кто в ближайшее время
будет брать под козырёк?
Нынешнее поколение учителей уходит в силу возраста. В школы придёт
поколение, для которого такие понятия, как <добро> и <зло>, вовсе не будут
однозначными. И они не станут не за страх, а за совесть служить власти
только потому, что она власть. И уже завтра у детей сформируется убеждение:
мы этой власти ничего не должны. В глубинах общества это убеждение уже
сформировалось, но, как ни парадоксально, оно не господствует в школах
только потому, что учителя живут ещё прошлыми советскими социальными
установками.
Так что же делать? Для начала надо понять, что страна исчерпала свой лимит
на странных людей во главе министерств. Юрист во главе экономики - это как?
Специалист по инновациям или там ещё по чему-то во главе нашего
образования - это зачем?
Настоящие реформы начнутся только тогда, когда детям в школе станут внушать
(как раньше внушали законы классовой войны) то, что мы хозяева своей страны,
мы имеем права, и должны защищать их везде и всяко. Через выборы, через
профсоюзы, партии и суды. Что суть либерализма в том, что каждый человек вне
зависимости от его доходов достоин уважения. Что мы нанимаем власть не
править нами, а решать наши проблемы.
Но для того, чтобы эти простые истины внедрить в головы детей, надо
пересмотреть отношение к учителям, к их подготовке в вузах, к их социальному
статусу.
А нынешним школьным учителям поклониться бы в ноги за то, что до сих пор
обеспечивают нам если не победы, то более или менее сносное существование
без бунтов и революций.

Александр САМОВАРОВ

===================