|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
27.05.2005 21:15:08
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
(!!!) Кончаловский приступил к съемкам фильма про Гейдара Алиева (*+)
http://www.ng.ru/culture/2005-05-26/7_konchalovski.html
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ: <ДЛЯ НЫНЕШНИХ РЕЖИССЕРОВ БРЕЖНЕВ И СТАЛИН - ПОПСА>
Известный кинорежиссер приступил к съемкам фильма про Гейдара Алиева
Екатерина Барабаш
Тема власти интересовала художников всегда. Люди, обремененные властью,
ответственные за судьбы миллионов людей, - необычайно привлекательная тема
для художественного произведения. И порой даже самые, казалось бы, понятные,
<однозначные> фигуры выходят из-под руки писателя, художника, режиссера уже
не такими одноцветными, какими казались на протяжении долгого времени. В
прошлом году на телевидении был показан документальный фильм Андрея
Кончаловского о Юрии Андропове. Недавно Кончаловский приступил к работе над
документальным фильмом о Гейдаре Алиеве.
- Андрей Сергеевич, почему вдруг Алиев?
- Я сейчас снимаю цикл - <Бремя власти> - о непопулярных решениях разных
представителей власти в разных странах. Эти решения были далеки от того, что
называется демократическими, но тем не менее эти люди, про которых я снимаю,
жили и действовали во благо своего народа. Фильм про Андропова уже вышел,
его показывали по телевидению в прошлом году, теперь будет Алиев, дальше -
Тито, Ататюрк, Бисмарк, Столыпин - словом, те политические деятели, которых
нельзя назвать борцами за либеральные идеи. Смысл цикла в том, что
сегодняшний мир развивается в определенном направлении, которое достаточно
самонадеянно утверждает, будто принципы неолиберальной идеи в экономике и
политике являются универсальными и ведут к немедленному решению проблем
общества. Грубо говоря, неолиберализм, во главе которого, конечно, Америка,
наивно обещает человечеству то, что обещали коммунисты, - мир, благополучие
и процветание. Однако правильность либеральной идеи никем научно не
доказана. Пример Ирака, скажем, доказывает, что американская политика
связана с американским идеализмом, что они не меньшие утописты, чем
Кампанелла или коммунисты. Это даже не идеализм. Это утопия. Это связано с
глубокими проблемами, которых касались многие консервативно настроенные
философы, утверждающие, что научно-технические знания не ведут автоматически
к прогрессу в области этики. Человек остался таким, каким был три тысячи лет
назад. Это противоречие сейчас тщательно игнорируется. Почему я делаю фильм
про Алиева? Я вообще убежден, что путь каждого общества к процветанию лежит
в разных плоскостях в зависимости от уровня духовного развития, религии и
пр. Те ошибки, которые делали неолиберальные политики в начале 90-х, привели
к тому, что теперь вообще неясно, выживет ли Россия. Ведь, по мнению многих
ученых, к 2040 году Россия исчезнет как государство.
- То есть, по-вашему, Алиев - реформатор? Как и Андропов, если говорить о
предыдущем вашем фильме?
- Алиев - один из крупнейших деятелей советской эпохи, который, будучи
прямым последователем Андропова и его философии, прекрасно понимал все
опасности, которые подстерегают Советский Союз на пути, выбранном
Горбачевым. Отсутствие культуры и политического видении и привели к
деморализации России, к обнищанию общества, к ограблению капиталов: История
Алиева - это история одной из крупнейших личностей XX века. Ему удалось,
будучи на посту генсека ЦК, не только поднять страну из руин, но и стать
национальным героем. Подобный пример был только один, вернее, он только
намечался, - Машеров, но он, к сожалению, погиб. Из послесталинской эпохи
только Алиев стал национальным героем. Не случаен его переезд в Москву.
Андропов не зря перевел Алиева в Москву - он понимал, что именно Алиев
поможет вызволить СССР из той экономической дыры, в которой пребывала
страна. И те реформы, которые Андропов намечал и хотел провести очень
быстро, понимая, что скоро умрет, он поручил не кому-нибудь, а Алиеву. Но
Андропов умер, и поддержка этой концепция, которую можно сравнивать с
концепцией Дэн Сяопина, рухнула. Алиев ушел на пенсию, превратился в
политический труп. Первая часть его жизни закончилась трагически. Но он не
мог смотреть, как утопическая либеральная идея, проникнув в высшие эшелоны
власти Азербайджана, привела к гражданской войне. И он решил, уже будучи
пожилым человеком, вернуться в Азербайджан. Народ попросил его возглавить
государство. Тот факт, что народ попросил прийти к власти бывшего генсека,
только доказывает, насколько крупной личностью был Алиев. Став президентом,
он начал проводить те реформы, которые, судя по всему, ему поручил делать в
Советском Союзе Андропов. Это в первую очередь реформы сельского хозяйства и
мелкого бизнеса, а не раздача нефтяных богатств по частным рукам. По
деятельности Алиева на посту президента Азербайджана можно представить, что
бы могло произойти с Россией, с Советским Союзом.
- Почему вы решили снимать документальное кино, а не игровое? Все-таки
игровое, наверное, больше народу бы посмотрело:
- Игровое кино - это штука неубедительная, это туфта, все эти сериалы - это
туалетная бумага. Игровое кино про таких деятелей не может быть серьезным.
Здесь ведь шекспировские страсти. А документальное кино, как я считаю,
сегодня имеет гораздо большую силу, чем игровое. Вот наглядный пример -
<Фаренгейт 9/11> Майкла Мура. Попробовал бы он сделать на этом материале
игровой фильм. Любой документ имеет огромную силу. Мне интересно говорить
прямым текстом, а из игровой картины не надо и нельзя делать политических
выводов. Художественный фильм должен говорить о вечных вещах, а не
передавать мою, личную точку зрения на то, что происходит в мире.
- Сейчас появляется много фильмов на материале нашей недавней истории,
недавно, например, прошел сериал про Брежнева. Странное ощущение - словно
смотришь на ряженых. Все-таки трудно снимать про людей, которых мы еще
хорошо помним.
- Хорошее кино вообще снимать трудно. Да и плохое тоже трудно. А что
касается всех этих сериалов: Ну что поделаешь, нынешние режиссеры, которые
их снимают, по большей части - люди некультурные, для них что Брежнев, что
Сталин - это попса. Для них Энди Уорхолл - уже арт, а не поп-арт.