|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
15.05.2005 12:58:12
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Егор Холмогоров. Метро - это образ жизни, эстетика и мировоззрение (*+)
http://www.radiomayak.ru/interview/05/05/14/36616.html
Метро - это образ жизни, эстетика и мировоззрение
2005/14/05 | 10:06
Егор Холмогоров (обозреватель)
Прослушать запись
15 мая, в воскресенье, Московский метрополитен празднует свое 70-летие. За
свою историю он был не только средством передвижения, но и визитной
карточкой столицы, бомбоубежищем и даже центром управления страной. Но,
прежде всего метро - это уникальное сооружение, благодаря которому Москва
стала такой, какой мы ее знаем. Своими юбилейными размышлениями поделится
наш обозреватель Егор Холмогоров.
ХОЛМОГОРОВ: Московское метро - это больше, чем вид городского транспорта.
Это образ жизни, эстетика и мировоззрение. Причем, образ совершенно
непохожий на мрачноватую потустороннюю жизнь подземки того же Нью-Йорка.
Если знаменитый "сабвей" - это изнанка жизни большого города, то наше
метро - это сам город.
Во-первых, потому что без веток метро, стягивающих мегаполис в одно целое,
он попросту не просуществовал бы, распался на части. Большая, если не
сказать огромная, Москва живет так, как живет, благодаря простому решению
советского периода: ввести единый тариф, без разделения на транспортные
зоны. Именно поэтому человек с двумя пятачками в кармане, а теперь, с
тридцатью рублями, мог и может отправиться просто так погулять летней ночью
по центру Москвы и преспокойно вернуться обратно.
Метро позволило перенести ощущение старой Москвы, ограниченной Садовым
кольцом и окрестностями, на огромное пространство современного города. И это
единство города обязательно следует сохранить, ни в коем случае не допуская
предлагаемых часто реформ по разделению метро на зоны. Такое разделение
неминуемо приведет к деградации окраин.
Но метро - это еще и уникальный большой стиль. Пообещав социализм и
убедившись, что в короткие сроки его нельзя выдать каждому, советская власть
пошла по пути создания общего социализма для всех. Люди ютились в
коммуналках, но зато клубы, библиотеки, театры и станции метро представляли
собой настоящие дворцы. И именно метро было самым веским аргументом в пользу
правильности выбранного пути.
Не случайно антисоветчиков было принято срезать в разговорах вопросом:
"Может тебе еще метро не нравится?" И в самом деле, представить себе, кому
бы могло не нравиться московское метро, было очень трудно. Ни над одним
метрополитеном в мире не трудилось одновременно такое количество величайших
художников и архитекторов, и нигде больше архитектура метро не развилась в
специальное искусство.
Был период, когда это искусство сознательно уничтожали. И на станциях,
построенных тогда, чувствуешь тоску смертную. Но последние десятилетия
традиция строить станции со вкусом и архитектурной выдумкой вернулась. И
оказавшись в этом привычном мире, понимаешь, что уже для нескольких
поколений Москва - это метро.